ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ — направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Трансактный анализ как психотерапевтический метод был разработан в 50-х годах XX в. американским психологом и психиатром Э.Берном, Который опирался на представления З.Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Своей заслугой он также считал перевод изощренной психоаналитической терминологии на доступный житейский язык. Критикам его подхода это дало повод утверждать, что трансактный анализ по существу является лишь популярной версией психоанализа. Ряд положений трансактного анализа действительно перекликается с постулатами Фрейда, но существуют и специфические черты трансактного анализа, позволяющие рассматривать его как самостоятельное направление психологической теории и практики.

В основе трансактного анализа лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого «Я» (эго-состояний). Этим трем уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Согласно Берну, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.
«Родитель» (аналогичен «сверх-Я» в фрейдистской структуре личности) выступает носителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и др. Им также регулируются сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимости рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования «Родителя» определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.
«Ребенок» выступает носителем биологических потребностей и основных ощущений человека. Он также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества — спонтанность, творчество, интуиция; негативные — отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность. «Взрослый» — наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо от полного, хотя и с использованием информации, которая заложена в «Родителе» и » Ребенке». «Взрослый» олицетворяет собой компетентность, назависимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций.
Становление зрелой личности связано, по Берну, главным образом с оформлением полноценно функционирующего «Взрослого». Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли «Взрослого».
В отличие от психоанализа, сконцентрированного на индивидуальной психике, трансактный анализ уделяет особое внимание межличностным отношениям. Согласно Берну, в общении друг другу противостоят все три компонента личности каждого из общающихся людей. Непосредственный акт межличностного взаимодействия (трансакция) может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (так называемая дополнительная трансакция). Например, один из партнеров выступает с позиций «Родителя» и ведет себя назидательно, директивно, адресуя свое обращение к «Ребенку» другого; тот в свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с детской позиции, адресуя свой ответ «Родителю». В этом случае общение протекает гармонично и удовлетворяет партнеров. Но возможна и так называемая перекрестная трансакция, когда ответ без учета источника и направления обращения осуществляется на ином уровне. Например, «Взрослый» одного из партнеров обращается к «Взрослому» другого с рациональным предложением, а тот избирает детскую реакцию, адресуемую «Родителю» партнера. При этом возникает дисгармония отношений, нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность конфликта.
Исходя из этой модели, Берном была разработана теория «игр», под которыми понимаются неконструктивные формы общения. «Игры» порождаются стремлением партнеров к достижению преимуществ за счет других участников общения. Берн и его сотрудники разработали обширную типологию «игр». В основе многих игр лежат «сценарии», программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состояний «Ребенок», плохо осознаются и потому делают человека несвободным, психологически зависимым.
Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, трансактный анализ предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект. Одной из основных сфер приложения трансактного анализа является коррекция внутрисемейных отношений, как между супругами, так и между родителями и детьми.

    Основные понятия трансактного анализа и технику их применения может освоить и ребенок, что дает возможность всей семьей познавать и понимать себя творчески и радостно. Т.е. основная задача помощи родителям — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах.
    Последователь Берна американский психотерапевт Т.Харрис в своих исследованиях подчеркивает необходимость отношения к ребенку как к части семейного сообщества. Дети не могут решать свои проблемы вне семьи. Поэтому ребенок, постигший язык трансактного анализа, легче решает свои проблемы, так как будет больше знать о себе самом и лучше разбираться в окружающем его мире.

В модели воспитания, основанной на трансактном анализе, подчеркивается, что ключ к изменению поведения ре

бенка лежит в измерении взаимоотношений между ребенком и родителями. Несмотря на то, что теоретические положения трансактного анализа уязвимы для критики, его практическое использование демонстрирует позитивные результаты.