ДЮРКГЕЙМОВСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ДЮРКГЕЙМОВСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (др. название — Французская социологическая школа) — направление во франц. социологии, основанное Дюркгеймом и объединенное вокруг журнала “L’Annee so-ciologique” (I серия журнала — 1898— 1913 гг., II серия— 1925—1927 гг.). В статьях и монографиях, принадлежавших гл. обр. сотрудникам журнала, в рецензиях (занимавших большую часть его объема) отстаивались принципы позитивистской социологии, сформулированные главой школы. Материал в журнале распределялся по следующим рубрикам, отражавшим взгляд Дюркгейма на внутр. дифференциацию социол. знания: 1) общая социология; 2) социология религии; 3) юридическая социология; 4) социология морали; 5) социальная морфология; 6) разное. Осн. место занимала рубрика “Социология религии”. Хотя не все сотрудники школы были ортодоксальными дюркгей-мианцами, школа отличалась относительно высокой степенью интеграции, основанной на общности теоретических воззрений, активной работе в журнале, разделении труда и специализации в опред. предметных областях, научном авторитете Дюркгейма, дружеских связях и т. д. Существенную роль в интеграции школы сыграла и близость теоретических воззрений ее участников, объединенных идеями бурж. либерализма и социализма реформистского толка, а также характерными для Франции периода Третьей республики антиклерикальными позициями, верой в науку и ее социально-преобразующую роль, лозунгом солидаризма, направленным на мирное устранение классовых антагонизмов. Коллективная форма научной работы, характерная для школы Дюркгейма, была новым явлением по франц. университетской системе. Благодаря деятельности школы институционализация социологии во франц. системе образования произошла в дюркгеймов-ском варианте, несмотря на существование в это время конкурирующих направлений в академической социологии Франции: католической социологии, школы Ле Пле, органицистского и психологического направлений, объединенных вокруг журнала “Revue Internationale de Sociologies” (с 1893). Ядро школы среди социологов составляли Мосс (возглавивший школу после смерти ее основателя), Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, Хальбвакс. Поскольку Дюркгейм и его последователи мыслили социологию как “систему, корпус социальных наук”, к участию в школе были привлечены видные экономисты (Ф. Симиан и др.), правоведы (Э. Леви, Ж. Рей, П. Ювелен и др.), лингвисты (А. Мейе, Ф. Брюно, Ж. Ванд-риес), историки культуры (М. Гране и др.), этнологи и т. д. Как более или менее единое целое Д. с. ш. просуществовала до начала второй мировой войны. В выходящей с 1949 г. III серии журнала характерные черты школы ут
рачены, а дюркгеймовская социол. традиция сосуществует наряду с др. В последние годы в зап. истории социологии внимание исследователей все больше сосредоточивается не только на изучении научного наследия Дюркгейма, но и на деятельности созданной им школы, а также отдельных ее представителей.Лит.: 1) История буржуазной социологии первой половины XX в. М., 1979. 2) dark T. Prophets and Patrons: the French university and the emergence of the social sciences. Camb. (Mass.). 1973. 3) The sociological Domain. The Durkhei-mians and the founding of French sociology. Ed. by Besnard P. Camb.—P., 1983.