СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (Учебная программа)

Введение

Курс «Социология культуры» уже по самому заглавию претендует на заполнение «стыковой» зоны между собственно социологией и культурологией или, иначе говоря, на рассмотрение содержательной проблематики культурологии с точки зрения социологической теории и одновременно — анализ культурного наполнения форм социальной жизни общества. Отсюда и избранная дуальная схема построения курса: культурология социальной жизни и социология культурной жизни.

Вместе с тем эта дуальность отнюдь не является зеркальностью; культурный аспект социальной жизни и социальный аспект культурной жизни — это не только два разных ракурса рассмотрения одной и той же проблемы (не будем забывать, что в реалии отчасти имеет место и подобное относительное тождество). Но прежде всего такого рода дифференциация материала преследует цель продемонстрировать студентам, во-первых, то, что социальные формы коллективного бытия людей рождаются, легитимируются и регулируются не только средствами политического принуждения, но преимущественно культурными нормами, образцами, паттернами, нравами, обычаями и т.п. и, во-вторых, что эти нормы легитимации и регуляции являются не только (а порой и не столько) стихийно сложившимися, сколько институционализированными, формируемыми и распространяемыми посредством системы специальных культурных институтов: религиозных, художественных, образовательных, просветительских, информационных и др., функционирование которых в свою очередь подчинено определенным социальным закономерностям жизни общества.

Следует заметить, что жестких границ между социологией и культурологией, с одной стороны, и социологией культуры, с другой, фактически никогда не существовало. Общая социология всегда в большей или меньшей мере концентрировалась на проблематике социологии культуры так же, как и общая культурология совершенно немыслима вне развитого социологического анализа культурных процессов. Поэтому выделение этой «стыковой» зоны в отдельную учебную дисциплину является несколько искусственным, что тем не менее необходимо с точки зрения логики построения учебного процесса подготовки социологов и культурологов. Такого рода «стыковые» зоны являются в своем роде наиболее сложными элементами обучения, поскольку именно в рамках освоения подобных дисциплин студентам с наибольшей очевидностью удается разобраться в том, какая часть изучаемой фактуры может быть квалифицирована как социологическая по своему характеру и исследоваться соответствующими методами, а что в изучаемом материале относится к области культуры и должно анализироваться в рамках культурологических парадигм познания.

Изучение данного курса представляется целесообразным после освоения студентами базовых знаний по общей социологии этнологии и фундаментальной теории культуры.

ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ КУЛЬТУРЫ

Тема 1.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ ДРУГИХ НАУК

Философские основания социологического изучения культуры и культурологического изучения социальных процессов. Научные задачи социологии культуры; ее объект и предмет. Взаимосвязанность и соотнесенность социологических и культурологических теорий. Общая социология, социальная психология и социология культуры. Социологические категории как инструмент изучения культуры. Социум, личность, культура: параметры соотнесенности. Культура как средство осуществления человеческой социальности. Основные социальные процессы и их выражение в культурных формах Социальная обусловленность культурного многообразия человечества.

Тема 2.

СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И УЧЕНИЙ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Проблемы культуры как органичная составляющая всякого социологического знания. Направления и школы «классической» социологии, специализирующиеся на анализе культурной проблематики социального бытия (Э.Дюргейм, Г.Зиммель, М. и А.Веберы, П. Сорокин, Н.Элиас, Ю.Хабермас, П.Бурдье, Т.Парсонс и др.). Культурная (социальная) антропология как наука на стыке социологии, этнологии и комплекса гуманитарного знания о культуре (современные авторы: Р.Бенедикт, М.Мид, С.Айзенштадт, К.Гирц и др.). Отечественная социология культуры (Л.Н.Коган, Э.С.Маркарян, Э.А.Орлова, А.С.Ахиезер, Л.Г. Ионин и др.).

Тема 3.

МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Эволюционная теория социокультурного развития общества (Г.Спенсер, Ф.Энгельс, Л.Морган, Дж.Фрезер, Э.Тайлор и др.) Современные «неоэволюционисты» (Л.Уайт, Дж.Стюард, М.Харрис и др.). Цивилизационные подходы к социокультурной динамике (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А. Тойнби, Л.Гумилев). Структурный функционализм (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Ч.Мертон, Т.Парсонс). Структурализм (К.Леви-Стросс, М. Фуко). Психологические подходы к социокультурным явлениям (З.Фрейд, К.Юнг, С.Московичи, А.Маслоу и др.). Проблемы социологии культуры у постмодернистов.

ЧАСТЬ 2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Тема 4.

СОЦИАЛЬНОСТЬ КАК СОВОКУПНОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Понятие социальной жизни людей; обыденная и специализированные сферы жизни и их культурные особенности. Социальная деятельность и образ жизни. Культурные основания социальной деятельности, ее приемлемость и ценность, допустимость ее последствий и цены для общества. Традиционный и инновативный типы социальной деятельности. Преимущественно институциональный и функционально-нормативный характер социальной деятельности. Сущность и культурные основания образа жизни; его культурно-развивающий, рекреативный и коммуникативный аспекты. Феномен социокультурной повседневности. Образ жизни как сумма преимущественно внеинституциональных, нормативно-обыденных форм социокультурного бытия членов общества.

Тема 5.

КУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ И ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Основные социальные функции человеческого бытия: материальное и информационное производство, социальная организация и регуляция, коммуникация, социальное воспроизводство личности и общества и др. Культурная обусловленность способов воспроизводства материальной среды обитания и средств деятельности. Культура как познание, систематизация информации и обмен ею. Рациональные и образные формы миропостижения. Оценочные функции культуры. Культура как ситема символов, описывающих, атрибутирующих и систематизирующих бытие. Культура как организационно-регулятивная система совместной человеческой жизнедеятельности. Поведение и сознание — две основные формы практического проявления культуры. Культура как социальный опыт — сумма знаний и представлений людей о допустимых нормах и порядках их коллективного существования и формах жизнедеятельности. Картина мира — предельно символизированный свод знаний и представлений людей о сущности, формах, нормах и оценках бытия, сумма их исторического и актуального социального опыта. Трансляция социального опыта — процесс социального воспроизводства общества и его культуры. Историческая и адаптивная изменчивость социокультурных форм жизни людей и ее интеллектуально-образных интерпретаций.

Тема 6.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Культурные механизмы социального воспроизводства личности как социализированного и инкультурированного члена этого общества. Воспитание социально адекватной личности как способ воспроизводства социального порядка и культурных норм данного общества. Понятие культурной компетентности члена сообщества. Личность как продукт и исполнитель культурных норм. Проблема личностной и групповой интерпретации культурных образцов. Традиция как система конвенциональных ограничений в масштабах интерпретаций. От интерпретации к инновации (творчеству). Социально-ценностный аспект интерпретативнгой практики. Творчество как культурная ценность и модернизация как культурно-психологическое состояние. Культура как система социальных стандартов общественного бытия и индивидуация культуры как форма сопротивления личности крайностям такого рода стандартизации. Изменчивость форм и норм коллективного бытия людей, а также кодов его символизации. Социальное функционирование культуры как процесс интерпретации личностью социальных норм и «культурных текстов» и вариативной реализации их в практике социального бытия людей.

Тема 7.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ЕЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЧЕРТЫ

Разделение социальных функций, формирование социальных страт. Культурная типология социальных страт и основные стратифицированные проявления организационно-регулятивной, коммуникативной и иных функций культуры: сословные нормы, традиции, обычаи, нравы, образы социальной адекватности и престижности т.п. Влияние социальной стратификации на формирование специфических типов интеграции, потребностей и интересов, ценностных ориентаций людей, их социальных статусов и ролей. Большие социальные группы как культурные феномены и типы: этнический, национальный, сословно-классовый, политический, конфессиональный. Микросоциальные объединения людей и их культурные черты (семьи, кланы, профессиональные коллективы и др. малые группы). Проблема социокультурной идентичности. Социокультурные традиции. Социум и культура как целостная система, рассматриваемая в различных ракурсах. Культура как система регуляторов отношений индивидуумов и групп со своим социальным окружением.

Тема 8.

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР

Различные варианты и основания для построения социокультурных типологий. Историческое становление и социальные параметры народной культуры (культуры социального слоя сельских производителей). Историческое становление и социальные параметры ремесленно-буржуазной культуры (культуры социального слоя городских производителей). Историческое становление и социальные параметры элитарной культуры (культуры социального слоя производителей и хранителей социального порядка). Историческое становление и социальные параметры криминальной (маргинальной) культуры (культуры социальных слоев, противостоящих легитимному социальному порядку).

ЧАСТЬ 3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

Тема 9.

КУЛЬТУРА КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Культура как отрасль социального бытия людей, специальная область аккумуляции, систематизации, хранения и воспроизводства исторического социального опыта, реализуемая через систему специализированных институтов или стихийных (традиционных) механизмов трансляции социокультурных норм. Многообразие форм и языков исполнения этих функций культуры. Культура как набор образцов социального поведения и сознания, выработанных в процессе коллективной жизнедеятельности людей, границ их допустимой интерпретации и параметров инновативных решений, а также система «культурных текстов», систематизирующих и манифестирующих образцовые (эталонные) нормы. Проблема критериев адекватности, допустимости и приемлемости цены и последствий социального поведения, суждений и оценок.

Тема 10.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ

Сущность культурного института. Институты, специализирующиеся на накоплении, аккумуляции, селекции и рефлексии социального опыта, а также производстве соответствующих «культурных текстов», обобщающих этот опыт. Интеллектуальное творчество и его социальные функции. Институты, специализирующиеся на собирании, хранении и обеспечении доступа к соответствующих «культурным текстам». Просветительство в широком социальном смысле. Институты, специализирующиеся на трансляции базовых и специализированных «культурных текстов», формирующие социально адекватных легитимных членов социума и профилированных исполнителей актуальных социальных функций. Нравы и традиции, воспитание и образование как механизмы социально-культурного воспроизводства общества и личности как носителя легитимного социального порядка.

Тема 11.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ «КУЛЬТУРНЫХ ТЕКСТОВ»

Интеллигенция как слой профессиональных производителей, интерпретаторов и трансляторов «культурных текстов». Духовенство, научная, гуманитарная и художественная интеллигенция — основные исполнители этой социальной функции. Религия, искусство и гуманитарное знание как основные институции социокультурного воспроизводства личности и общества. Место языка и всей системы социальных коммуникаций в реализации этих функций. Феномен творчества и его особенная роль к социокультурном бытии и историческом развитии. Интерпретация культурных образцов как основная форма «неспециализированного потребления» культуры обществом.

Тема 12.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Социальные цели и задачи культурной политики в обществе. Традиция как латентная форма культурной политики в немодернизированных обществах. Политический аспект культурного бытия людей. Воспроизводство социального порядка ненасильственными методами как «сверхзадача» культурной политики. Трансформация норм социально адекватности в образцы социальной престижности. Идеология и культурная политика. Основные инструменты осуществления культурной политики. Культура как специфический способ психологического принуждения личности к социально адекватным и приемлемым формам поведения и суждениям.

Тема 13.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Массовая культура как пример реализации социальных функций культуры современными средствами социальной коммуникации, регуляции и инкультурации личности в условиях постиндустриальной стадии развития. Проблемы массовости, технологичности и социальной приемлемости культурных образцов. Культура как система социальных стандартов поведения и сознания. Массовая культура с позиций постмодернистских подходов.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Проблема соотнесенности социальных форм и культурных содержаний.

2. Объект и предмет социологии культуры.

3. Основные отличия социологии культуры от общей социологии.

4. Основные отличия социологии культуры от общей теории культуры.

5. Основные этапы выделения социологии культуры из социологии.

6. Социальная антропология и социология культуры: элементы общности и различия.

7. Социальная психология и ее место в социологии культуры.

8. Основные вехи становления отечественных исследований социологии культуры.

9. Макроисторизм социокультурных проблем в рамках эволюционистской парадигмы бытия.

10. Социокультурная динамика в циклической трактовке.

11. Микродинамика социокультурной жизни по взглядам функционалистов.

12. Культурные основания социальной жизни как системы психологических процессов по взглядам культур-психологов.

13. Социальные аспекты культуры в трактовке структуралистов и постмодернистов.

14. Культурная мотивация и регуляторы специализированной социальной деятельности людей.

15. Культурные регуляторы образа жизни.

16. Культурная норма и ее социальная интерпретация.

17. Культурная ценность и социальная цена: соотнесенность понятий.

18. Культура как свод «правил игры» социального существования.

19. Императивное и конвенциональное в социокультурных нормах.

20. Культура как упорядоченное человеком материально-информационное пространство и время его бытия.

21. Социализация и инкультурация личности как основные способы воспроизводства социокультурных порядков.

22. Феномен культурной компетентности индивида.

23. Личность как продукт, исполнитель и интерпретатор культурных норм.

24. Творчество и социокультурная модернизация.

25. Культурные регуляторы специализированных функций людей.

26. Социально детерминированные ценностные ориентации и символика социальной идентичности и престижности.

27. Происхождение и особенности институциональных социокультурных механизмов регуляции.

28. Типы социокультурных общностей и их формообразующие особенности.

29. Интересы и ценности в их социокультурном осмыслении.

30. Народная культура как социально-функциональное явление.

31. Ремесленно-буржуазная культура и ее социальные особенности.

32. Сущностные признаки элитарной культуры.

33. Криминальная культура как защита от чрезмерной стандартизации социального бытия.

34. Сущность и функции культуры с социологической точки зрения.

35. Что такое социальный опыт, откуда он берется и как аккумулируется в общественном сознании?

36. Механизмы селекции социального опыта, его рефлексии и обобщения в «культурных текстах».

37. Рациональная и символическая составляющие в «культурных текстах».

38. Что такое культурные институты и каковы их основные функции?

39. Институты, транслирующие культуру, и их особенности.

40. Институты, порождающие культуру (новые «культурные тексты»), и их специфика.

41. Институты, аккумулирующие культурные образцы; особенности их функций.

42. Кто были древнейшие производители культурных ценностей и норм и как это делалось?

43. Культуро-креативные функции духовного сословия и их эволюция.

44. Что такое гуманитарность и ее отличие от социальности.

45. Феномен творчества: от интерпретации к инновации.

46. Традиция, обычай и политика: соотнесенность понятий.

47. Социальные цели культурной политики.

48. Инструментарий культурной политики.

49. Социальные функции массовой культуры.

50. Основные формы проявления массовой культуры.

51. Место массовой культуры с точки зрения деления культуры на специализированную и обыденную.

52. Исторические примеры массовой культуры незападного (современного) типа.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Культура как основное содержание социальной жизни людей.

2. Социальный опыт как основа культурной специфики обществ.

3. Культурные механизмы накопления, селекции и осмысления социального опыта.

4. Социальная деятельность и образ жизни: две стороны социокультурного бытия людей.

5. Человеческая личность как социокультурный феномен.

6. Социальные смыслы межпоколенной трансляции культуры.

7. Традиция и система культурных институтов: элементы сходства и различий в функциях и средствах функционирования.

8. Народная (крестьянская) и ремесленно-буржуазная культуры: сравнительный анализ

9. Элитарная и криминальная культуры: сравнительный анализ

10. Социальные аспекты массовой культуры.

11. Категории социальной адекватности и престижности как социокультурные регуляторы.

12. Социальные и идеологические параметры культурной политики.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Нижний Новгород, 1996.

Антология исследований культуры. Т.1. СПб., 1997.

Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

Буржуазная социология на исходе ХХ века. М., 1986.

Василькова В.В. Самоорганизация в общественной жизни // Социально-политический журнал. 1993. № 8.

Громов И., Мацкевич А., Семенов В.. Западная социология. Спб, 1996.

Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994 (в 2-х тт.), 1996 (в 1 томе) — часть 1.

Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1984.

Ионин Л.Г. Социология повседневности. Ереван, 1986.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов-на-Дону. 1996.

Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994.

Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

Кон И.С. Социология личности. М., 1980.

Кравченко А.И. Социология: хрестоматия. М., 1997.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

Краткий словарь по социологии. М., 1988.

Кукаркин А.В. Буржуазная макссовая культура. М., 1985.

Культурология (под ред. Н.Г.Багдасарьян). М., 1998.

Культурология. ХХ век. Словарь (под ред. С.Я.Левит). СПб., 1998.

Культурология. ХХ век. Энциклопедия (под ред. С.Я.Левит). СПб., 1999.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 1997.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Монсон П. Современная западная социология. Спб., 1992.

Морфология культуры. Структура и динамика (под ред. Э.А.Орловой). М., 1994.

Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Новые направления в социологической теории. М., 1978.

Орлова Э.А.Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Орлова Э.А. Культурология как научная и учебная дисциплина // Наука о культуре: итоги и перспективы, вып. 1. М., 1994.

Панфилова Г. Формационные и цивилизационные подходы: Возможности и ограниченность. / Общественные науки и современность. 1993. № 6.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

Постижение культуры: концепции, диалоги, дискуссии. Вып. 3-4. М., 1995; Вып. 5-6. М., 1996; Вып. 7. М., 1998.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

Сильвестров В.В. Философские обоснования теории и истории культуры. М., 1990.

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.

Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М., 1994.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные формы культуры. М., 1989.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, Общество. М., 1992.

Сорокин П.А. Социология как наука // Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Социология. Словарь-справочник (под ред. Г.В.Осипова). Т. 1-4. М., 1990-1991.

Социология и социальная антропология. М., 1997.

Социологическая мысль в России. Л., 1996.

Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.

Теоретические основы культурной политики. М., 1994.

Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975.

Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1994.

Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современнсть, 1997, № 2.

Флиер А.Я. Массовая культура в социальном измерениии // Общественные науки и современность, 1998, № 6.

Фролов С.С. Социология. М., 1994.

Шляпентох В.Э. Социология для всех. М., 1970.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1998.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1979.

Энциклопедический социологический словарь (под ред. Г.В.Осипова). М., 1995.

Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1982.