ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | КНР использует школы как элемент политической структуры

Нынешний 2007 год официально объявлен Годом Китая в России. И одним из действительно важных мероприятий стал проект «Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI века. Сравнительный анализ». Недавно в Москве состоялась презентация доклада, подготовленного в рамках этого проекта. Проект был осуществлен при поддержке Федерального агентства РФ по образованию и Российско-Китайского центра торгово-экономического сотрудничества.

«Китай и Россия начали реализацию реформ с достаточно разных исходных позиций – и экономических, и культурных. Но тем не менее наши страны поставили во многом сходные задачи, – рассказала «НГ» научный редактор доклада, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Нина Боревская.И главная из них – прорыв в информационное общество».

В Китае на всех этапах развития страны школа была мощным государственным учреждением, жестко встроенным в государственную систему и являющимся важнейшим рычагом и инструментом политической структуры. В России образование в принципе никогда не было приоритетом.

«В Китае все общественные и революционные движения всегда возникали с реформы образования и в стенах учебных заведений, – поясняет Нина Боревская. – Например, знаменитое антиимпериалистическое и общемодернистское движение 4 мая 1919 года зародилось в стенах Пекинского университета. В момент, когда во всех странах образование вышло на первый план, в Китае это очень органично легло на многовековую традицию».

К началу XXI века в Китае была поставлена задача свести неграмотность среди людей 15-50 лет до 5%. Но, по мнению исследователей, на данный момент она еще не решена полностью – по-прежнему существуют огромные различия между городом и деревней. Среди лиц старше 50 лет неграмотность превышает 10%. Именно поэтому в планах на 2004-2 007 годы в Китае были выделены две ключевые проблемы: сельская школа и профессиональное образование на уровне начального и среднего.

До реформ в Китае, как и в России, была очень жесткая система прописки, и миграция населения была практически невозможна. А когда ее ослабили, огромный поток сельских жителей Китая – примерно 140 млн. человек – хлынул в города. Сельское население страны уменьшилось с 80% до 60%. Возникли большие проблемы с обучением мигрантов. К тому же образование не является полностью бесплатным: по закону 1986 года бесплатны только первые девять лет обучения в школе. Именно поэтому в 2006 году была принята новая редакция закона «Об обязательном образовании». В нем предусмотрено запрещение текущих взносов и освобождение сельских студентов от платы за учебники.

Сегодня система образования в Китае выглядит следующим образом. 9 лет – обязательное, 12 лет – полное среднее. После окончания 12-летки можно поступать в высшее учебное заведение. В начале реформ в вузы поступало около 4-5% учащихся, с начала 1990-х годов этот показатель увеличился до 18-19%. Однако для сельских жителей высшее образование по-прежнему малодоступно, так как бесплатных вузов в стране сейчас нет вообще. Правда, существует система социальных и поощрительных стипендий, а также отмена платы за обучение для особо талантливых.

Кстати, в Китае удачно работает система образовательных кредитов. Процентная ставка гораздо ниже, чем в России. Государство гасит 50% кредита. Поэтому в Китае кредитом пользуются около 12% студентов. Но надо отметить, что проблема возврата кредита стоит так же остро, как и в России.

Среднее профессиональное образование в Китае соответствует нашему начальному профессиональному образованию. А вот российское среднее профессиональное образование можно сравнить с высшими профессиональными колледжами в Китае. Эта система очень напоминает немецкую систему высших профессиональных школ. Существует сейчас и огромное количество (60%) среди вузов так называемых высших краткосрочных профессионал ьных учреждений, обучение в которых составляет 2-3 года.

Что касается выпускных и вступительных экзаменов, то в Китае действует система единого общегосударственного экзамена, чем-то схожая с нашей системой ЕГЭ. При сдаче этого экзамена абитуриенты выбирают несколько приоритетных для себя вузов и, если это возможно, в дальнейшем зачисляются в один из них – в зависимости от количества набранных баллов.

Вот с чем в Китае проблем нет, так это с общежитиями. Все университеты имеют свои кампусы, где в обязательном порядке живут все учащиеся, вне зависимости от того, приехали ли они из другого города или являются жителями города, в котором учатся. Малообеспеченные студенты часто получают работу прямо в кампусе.

Источник: rambler.ru