ПСИХОГИМНАСТИКА родилась на стыке практической психологии и актерского искусства выразительных движений.
Наши переживания и чувства «прочитываются» окружающими по глазам, по наклону головы, по походке, по движениям рук и губ. Большую часть информации друг о друге мы получаем при помощи невербального, бессловесного языка — языка мимики и жестов.
Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних.
От актера, напротив, требуются утрированные, подчеркнуто выразительные движения: по ним зритель должен безошибочно опознать душевные переживания героя. Причем мы никогда не перепутаем мимику лица и движения, выражающие скорбь, с выражением радости. И актер на сцене, и зрители в реальной жизни пользуются одним и тем же языком жестов, при том условии, что они принадлежат одной культурной традиции. (Угадать чувства восточного человека, например японца или китайца, для живущих в России будет значительно труднее.)
Невербальному языку, как и словесной речи, мы обучаемся с детства. У него есть свои законы и правила. Умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития часто отличают не только бедность словарного запаса и неразвитая речь, но и неразвитость эмоций, неумение выражать свои чувства. Как следствие, такие дети некоммуникабельны: не умеют играть, с ними неинтересно общаться.
В практике коррекционной педагогики встречаются случаи, когда детей обучают говорить через обучение грамоте, чтению. Так и эмоциональную сферу ребенка можно развивать через обучение языку движений, через узнавание чужих эмоций по их мимическим проявлениям.
Этой задаче и служит психогимнастика.
Сегодня мы познакомим читателей с разработками занятий по психогимнастике руководителя физического воспитания из г. Магадана Галины Гончарук.
Младшая группа (от 2лет).
У НАС В ГОСТЯХ СОБАЧКА
Программное содержание:
- Снижение эмоционального напряжения.
- Обучение детей выразительным движениям.
- Тренаж основных эмоций (радость, удовольствие, страх).
- Коррекция настроения и отдельных черт характера.
- Обучение ауторелаксации.
1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: снятие напряжения,
создание игровой ситуации. Дети заходят в зал, подходят к ведущему, который предлагает им отгадать загадку:
- Вы послушайте загадку И найдите в ней отгадку:
— Что за зверь такой?
Если косточку грызет, То сердито он поет: «Р-p-p», Если с вами он играет,
Весело и звонко лает: «Гав-гав-гав».
Дети отвечают: «Собака».Ведущий:
- Вы, ребята, походите,
Шарика скорей найдите.
Дети ходят врассыпную по залу, не наталкиваясь друг на друга, ищут спрятанную собачку, находят и несут ведущему.Ведущий:
- Друг друга за руки возьмите
И за Шариком идите.
Упражнение «Мы за Шариком идем»: ходьба змейкой, взявшись за руки, способствующая успокоению и организации.
- Шарик сядет-посидит
И на вас он поглядит.
Спокойная ходьба друг за другом по кругу, в центре которого сидит игрушечная собачка.
Дети подходят к ведущему, который предлагает им поиграть: «Сегодня все будут собачками».
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Первая фаза:
мимка, пантомимика
1) «Собачка прислушивается» (этюд на выражение внимания и сосредоточения) Собачка услышала шорох, остановилась и прислушивается.
Выразительные движения: голова слегка наклонена в сторону, взгляд сосредоточенный.
Поза: собака стоит на четвереньках, застыв в напряжении, только меняется положение головы (наклон головы то в одну, то в другую сторону, как будто собака не может понять, откуда слышится шорох).
2)»Кто пришел?»
(этюд на выражение радости)
Не пришлось собачке долго прислушиваться. Появился мальчик. Собака рада ему. Выразительные движения: Собака подпрыгивает (стоя на двух ногах), виляет хвостом, прижимая передние лапы к полу (стоя на четвереньках и предплечьях), взвизгивает от радости. Мальчик тоже рад. Выразительные движения: Мальчик улыбается, протягивает к собаке широко расставленные руки, треплет собаку по голове, приседает к ней.
3)»Ласка»
(этюд на выражение удовольствия)
Мальчик сидит на стуле (или на корточках) и гладит собаку по голове.
Выразительные движения: Мальчик улыбается, а собака прикрывает глаза от удовольствия и все ближе и ближе придвигает голову к мальчику.
Вторая фаза:
выражение отдельных качеств характера и эмоций
1) Беседа «Какие бывают собаки»
Ведущий говорит: — Какая хорошая у мальчика собака, добрая, ласкается… А какие еще бывают собаки? Дети отвечают:
— Злые, сердитые, кусачие…
2) Этюд «Собака лает и хватает за пятки»
Мальчик гуляет. На дороге сидит собака. Увидев мальчика, она начинает лаять и бросаться на него, пытаясь достать до ног и укусить.
Выразительные движения: Собака лает, припадая на передние лапы и пятясь назад. Мальчик боится, что она его укусит, и, повернувшись к ней лицом, начинает медленно пятиться назад, на лице у мальчика испуг, глаза большие, брови приподняты. Мальчик изредка произносит «фу», пытаясь отогнать собаку, машет на нее рукой.
3) Минута шалости.
Дети предоставлены сами себе, прыгают, кружатся, танцуют и др. По сигналу ведущего дети приступают к занятию. Сигналом может быть включение света, удар в бубен и т.д.
Третья фаза:
коррекция настроения и отдельных черт характера
1) Этюд «Жадный пес»
Ведущий говорит детям: «А еще бывают жадные собаки, послушайте об одной такой». Читает стихотворение В.Квитка:
- Жадный пес Дров принес, Воды наносил, Тесто замесил, Пирогов напек, Спрятал в уголок И съел сам —
Гам-гам-гам!
Дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении. Ведущий говорит:
— Ой, как плохо быть жадным. А вот девочка не жадная, она принесла деткам в детский сад конфетки.
2) Этюд «Вкусные конфеты»
У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По лицам детей видно, что угощение вкусное.
Мимика: Жевательные движения, улыбка.
3) Подвижная игра: «Лохматый пес» (с бегом).
Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные дети гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стишка:
- Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит: Нe то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ними, старается схватить кого-нибудь. Когда все дети разбегутся, пес опять ложится на землю, и игра возобновляется. Играют 2-3 раза.
Четвертая фаза:
психомышечная тренировка.
Этюд «Спящий щенок».
Дети исполняют роль щенят, которые лежат на коврике и засыпают. У щенка мерно поднимается и опускается животик, изредка вздрагивают лапки.Этюд можно сопровождать музыкой Р.Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).