ЯЗЫК ДВИЖЕНИЙ. ПСИХОГИМНАСТИКА.

Занятия по психогимнастике.

ПСИХОГИМНАСТИКА родилась на стыке практической психологии и актерского искусства выразительных движений.

Наши переживания и чувства «прочитываются» окружающими по глазам, по наклону головы, по походке, по движениям рук и губ. Большую часть информации друг о друге мы получаем при помощи невербального, бессловесного языка — языка мимики и жестов.

Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних.

От актера, напротив, требуются утрированные, подчеркнуто выразительные движения: по ним зритель должен безошибочно опознать душевные переживания героя. Причем мы никогда не перепутаем мимику лица и движения, выражающие скорбь, с выражением радости. И актер на сцене, и зрители в реальной жизни пользуются одним и тем же языком жестов, при том условии, что они принадлежат одной культурной традиции. (Угадать чувства восточного человека, например японца или китайца, для живущих в России будет значительно труднее.)

Невербальному языку, как и словесной речи, мы обучаемся с детства. У него есть свои законы и правила. Умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития часто отличают не только бедность словарного запаса и неразвитая речь, но и неразвитость эмоций, неумение выражать свои чувства. Как следствие, такие дети некоммуникабельны: не умеют играть, с ними неинтересно общаться.

В практике коррекционной педагогики встречаются случаи, когда детей обучают говорить через обучение грамоте, чтению. Так и эмоциональную сферу ребенка можно развивать через обучение языку движений, через узнавание чужих эмоций по их мимическим проявлениям.

Этой задаче и служит психогимнастика.

Сегодня мы познакомим читателей с разработками занятий по психогимнастике руководителя физического воспитания из г. Магадана Галины Гончарук.

Младшая группа (от 2лет).

У НАС В ГОСТЯХ СОБАЧКА

Программное содержание:

    • Снижение эмоционального напряжения.
    • Обучение детей выразительным движениям.
    • Тренаж основных эмоций (радость, удовольствие, страх).
    • Коррекция настроения и отдельных черт характера.
    • Обучение ауторелаксации.

1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: снятие напряжения,

создание игровой ситуации. Дети заходят в зал, подходят к ведущему, который предлагает им отгадать загадку:

      Вы послушайте загадку И найдите в ней отгадку:

      — Что за зверь такой?

      Если косточку грызет, То сердито он поет: «Р-p-p», Если с вами он играет,

      Весело и звонко лает: «Гав-гав-гав».

Дети отвечают: «Собака».Ведущий:

      Вы, ребята, походите,
      Шарика скорей найдите.

Дети ходят врассыпную по залу, не наталкиваясь друг на друга, ищут спрятанную собачку, находят и несут ведущему.Ведущий:

      Друг друга за руки возьмите
      И за Шариком идите.

Упражнение «Мы за Шариком идем»: ходьба змейкой, взявшись за руки, способствующая успокоению и организации.

      Шарик сядет-посидит
      И на вас он поглядит.

Спокойная ходьба друг за другом по кругу, в центре которого сидит игрушечная собачка.
Дети подходят к ведущему, который предлагает им поиграть: «Сегодня все будут собачками».

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Первая фаза:

мимка, пантомимика

1) «Собачка прислушивается» (этюд на выражение внимания и сосредоточения) Собачка услышала шорох, остановилась и прислушивается.

Выразительные движения: голова слегка наклонена в сторону, взгляд сосредоточенный.

Поза: собака стоит на четвереньках, застыв в напряжении, только меняется положение головы (наклон головы то в одну, то в другую сторону, как будто собака не может понять, откуда слышится шорох).

2)»Кто пришел?»
(этюд на выражение радости)

Не пришлось собачке долго прислушиваться. Появился мальчик. Собака рада ему. Выразительные движения: Собака подпрыгивает (стоя на двух ногах), виляет хвостом, прижимая передние лапы к полу (стоя на четвереньках и предплечьях), взвизгивает от радости. Мальчик тоже рад. Выразительные движения: Мальчик улыбается, протягивает к собаке широко расставленные руки, треплет собаку по голове, приседает к ней.

3)»Ласка»
(этюд на выражение удовольствия)

Мальчик сидит на стуле (или на корточках) и гладит собаку по голове.

Выразительные движения: Мальчик улыбается, а собака прикрывает глаза от удовольствия и все ближе и ближе придвигает голову к мальчику.

Вторая фаза:
выражение отдельных качеств характера и эмоций

1) Беседа «Какие бывают собаки»

Ведущий говорит: — Какая хорошая у мальчика собака, добрая, ласкается… А какие еще бывают собаки? Дети отвечают:

— Злые, сердитые, кусачие…

2) Этюд «Собака лает и хватает за пятки»

Мальчик гуляет. На дороге сидит собака. Увидев мальчика, она начинает лаять и бросаться на него, пытаясь достать до ног и укусить.

Выразительные движения: Собака лает, припадая на передние лапы и пятясь назад. Мальчик боится, что она его укусит, и, повернувшись к ней лицом, начинает медленно пятиться назад, на лице у мальчика испуг, глаза большие, брови приподняты. Мальчик изредка произносит «фу», пытаясь отогнать собаку, машет на нее рукой.

3) Минута шалости. 

Дети предоставлены сами себе, прыгают, кружатся, танцуют и др. По сигналу ведущего дети приступают к занятию. Сигналом может быть включение света, удар в бубен и т.д.

Третья фаза:
коррекция настроения и отдельных черт характера

1) Этюд «Жадный пес»

Ведущий говорит детям: «А еще бывают жадные собаки, послушайте об одной такой». Читает стихотворение В.Квитка:

      Жадный пес Дров принес, Воды наносил, Тесто замесил, Пирогов напек, Спрятал в уголок И съел сам —

      Гам-гам-гам!

Дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении. Ведущий говорит:
— Ой, как плохо быть жадным. А вот девочка не жадная, она принесла деткам в детский сад конфетки.

2) Этюд «Вкусные конфеты» 

У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По лицам детей видно, что угощение вкусное.

Мимика: Жевательные движения, улыбка.

3) Подвижная игра: «Лохматый пес» (с бегом).

Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные дети гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стишка:

      Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит: Нe то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим

      И посмотрим, что-то будет.

Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ними, старается схватить кого-нибудь. Когда все дети разбегутся, пес опять ложится на землю, и игра возобновляется. Играют 2-3 раза.

Четвертая фаза:
психомышечная тренировка.

Этюд «Спящий щенок».

Дети исполняют роль щенят, которые лежат на коврике и засыпают. У щенка мерно поднимается и опускается животик, изредка вздрагивают лапки.Этюд можно сопровождать музыкой Р.Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).