ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | Выбор вуза: оправданы ли ожидания первокурсников

Проблема выбора вуза на сегодняшний день имеет большое значение как для абитуриентов, так и для руководства высших учебных заведений. Выбор вуза – это ключевой этап процесса профессионального самоопределения, а для вуза – это не только количество, но и «качество» студентов.

В настоящее время на рынке образовательных услуг представлены сотни высших учебных заведений, которые могли бы удовлетворить самым разным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. Но вот сделать правильный и обоснованный выбор вуза абитуриентам зачастую оказывается довольно сложно.

На что обычно обращают внимание абитуриенты и их родители в процессе принятия решения? Какие критерии выбора являются важными практически для всех категорий абитуриентов, а какие отличаются в зависимости от пола, материального положения? Выявление определяющих факторов для различных групп важно, в первую очередь, для руководства высших учебных заведений, которое стремится привлечь в свой вуз наиболее талантливых и платежеспособных абитуриентов.

Сопоставление критериев, по которым выбирали вуз абитуриенты и которые стали актуальны во время обучения, является крайне важным для нынешних абитуриентов. Это поможет им лучше сориентироваться в своем выборе, сделать его более осознанным на основании представленных социологических данных.

Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» провело социологическое исследование среди первокурсников 11 ведущих вузов Москвы, в ходе которого было опрошено 783 респондента. Специалисты «РейтОРа» выяснили, в какой степени оправдались ожидания респондентов в отношении выбранного ими вуза.

По уровню материального положения опрошенные распределились следующим образом (см. диагр.1):

    Диаграмма 1

Как показывает диаграмма, подавляющее большинство студентов-первокурсников оценили свое материальное положение как хорошее и среднее. Крайние группы представлены весьма немногочисленно. Это распределение отражает сложившуюся ситуацию, когда в наших вузах, как правило, обучается молодежь с хорошим и средним уровнем семейного дохода. В связи с этим было сделано обобщение результатов: объединение крайних и соседствующих групп опрошенных.

В соответствии с обозначенной целью исследования важно выяснить, в каком вузе учатся респонденты: в том, в котором хотели учиться или, по каким-либо причинам, в другом. Это будет важным показателем при анализе критериев выбора того или иного учебного заведения. Кроме того, можно будет рассмотреть приоритетные определяющие и менее значимые факторы.

На диаграмме 2 представлено распределение ответов на этот вопрос.

Диаграмма 2

Ответы респондентов показывают, что подавляющее большинство из них учатся именно в том вузе, который был выбран. Таким образом, отвечая на вопросы, первокурсники могли достаточно компетентно оценить, соответствует ли выбранное учебное заведение тем параметрам, по которым оно было выбрано.

Критерии выбора вуза

Для выявления наиболее значимых факторов выбора вуза респондентам был задан вопрос: «На какие критерии Вы ориентировались при выборе вуза?». Чтобы понять, изменились ли ориентиры бывших абитуриентов, респондентам было предложено также выбрать критерии, если бы они поступали в вуз сейчас. Эти два вопроса имеют одинаковый набор вариантов ответа, опрошенные могли выбрать из них пять наиболее для себя значимых.

Ответы на указанные вопросы распределились следующим образом (см. диагр. 3):

Диаграмма 3

Представленные ответы по выделенным критериям можно объединить в три основные группы.

Первая группа – наиболее важные факторы, приоритетные для респондентов. К ним относятся первые четыре критерия, представленные на диаграмме. Все они, по мнению опрошенных, имеют решающее значение при выборе вуза, как до совершения выбора, так и после поступления в вуз. Отличительным признаком данной группы факторов выступает высокая степень значимости и некоторое снижение их важности для первокурсников. Если бы студентам предстояло сделать выбор учебного заведения еще раз, то эти критерии играли бы уже меньшую роль, но, тем не менее, все равно являлись бы определяющими.

Решающую роль при выборе вуза играет такой критерий как «востребованность выпускника на рынке труда». Из диаграммы видно, что 75% абитуриентов ориентировались на данный критерий при поступлении и 71% первокурсников считает этот критерий по-прежнему важным. Наиболее явные различия были выявлены среди ответов респондентов с разным уровнем материального достатка. На 7,4% меньше респондентов с высоким и очень высоким достатком стали бы учитывать этот критерий при поступлении в вуз вновь. Группа опрошенных с низким и очень низким уровнем дохода возросла на 8,9%. Число респондентов, имеющих среднее материальное положение, остается практически неизменным. Напрашивается вывод, что молодые люди с низким уровнем дохода сразу после поступления на первый курс обеспокоены успешностью на рынке труда в большей степени, чем первокурсники из более благополучных семей.

Следующий по значимости критерий – «престижность вуза». Со временем обучения представление о важности этого критерия меняется – число первокурсников выбравших этот фактор во всех категориях опрошенных уменьшилось на 9,1% по отношению к мнению абитуриентов. Причем на 11,4% снизилась его значимость для респондентов, учащихся в желаемом вузе и, наоборот, его значение возросло на 4,6% для студентов, которые не поступили в избранное учебное заведение (поступили в другое). Таким образом, можно констатировать, что часть студентов, которые учатся в вузах, о которых мечтали, привыкли и уже не видят особых преимуществ своего вуза, а для ряда первокурсников, которым по той или иной причине не удалось попасть в первоначально выбранный вуз, степень значимости обучения именно в престижном вузе возросла.

На третьем месте среди факторов выбора оказалось «наличие в вузе интересующей специальности». Значимость этого критерия у студентов по сравнению с абитуриентами сократилась для всех групп примерно на 10%, при этом среди группы опрошенных с низким и очень низким уровнями доходов число респондентов, для которых этот фактор остается значимым во время учебы, сократился на треть. Как показало исследование, значимость этого критерия уступает таким, как востребованность выпускника на рынке труда и престижность вуза, т.е. преимущество обучения по востребованной специальности в престижном вузе – в настоящее время самые важные критерии при выборе вуза. Иногда, к сожалению, выбор вуза по этим критериям происходит вопреки интересу к определенной специальности.

Четвертым из наиболее приоритетных критериев выбора является «уровень преподавания в вузе в целом». Наибольшее значение данный критерий имел при выборе вуза для тех, кто поступил в выбранный вуз (63,7%). Со временем обучения мнение студентов по данному критерию также изменилось. Его значение снизилось для всех групп опрошенных. Исключение составили те, кто поступил не в желаемый, а в другой вуз (значение увеличилось для 4,6% участвовавших в опросе). Наиболее резкое снижение важности данного фактора наблюдается у группы с низким и очень низким уровнями дохода. На 32,2% меньше респондентов этой группы стали бы ориентироваться на уровень преподавания при повторном поступлении в вуз.

Вторая по значимости группа критериев «комфортная обстановка в вузе», «наличие в вузе зарубежных программ», «возможность получения дополнительных знаний и навыков», «предоставление общежития» характеризуется устойчивым положением и тенденцией в сторону роста их значимости для первокурсников. Эти критерии имеют второстепенное значение при выборе вуза, как до совершения выбора, так и после. Это, можно сказать, сопутствующие факторы выбора учебного заведения, но их также нужно учитывать при анализе предпочтений абитуриентов.

Лидирующее место в данной группе занимает такой критерий, как «комфортная обстановка в вузе». Его значимость в процессе обучения незначительно увеличилась для женской группы опрошенных, а для респондентов с низким и очень низким уровнями доходов возросла почти на 10%.

«Возможность получения дополнительных знаний и навыков» и «предоставление общежития» — достаточно стабильные критерии, которые не изменились после совершения выбора абитуриентом и в процессе обучения в выбранном вузе.

Такой фактор как «наличие в вузе зарубежных программ» увеличил свое значение на 5% у всех групп опрошенных. Различия в предпочтениях более всего заметны в ответах по гендерному признаку. При поступлении в вуз данный фактор был значим лишь для 15,1% мужчин и для 25,4% женщин. А при повторном выборе уже 20,4% мужчин и 29,3% женщин отметили данную позицию.

Третья группа критериев включает в себя такие факторы, как «близость вуза к дому», «сложность обучения в вузе», «активность внеучебной студенческой жизни», «обеспеченность компьютерами, выходом в Интернет».

Наиболее сильно изменилось отношение к «возможности совмещать работу и учебу». Число респондентов, отметивших важность этого критерия, увеличилось более чем в два раза по сравнению с мнением, когда они были абитуриентами. Таким образом, для студентов оказалось достаточно важным фактором возможность совмещать работу и учебу, в то время как, будучи абитуриентами, этому критерию они уделяли значительно меньше внимания.

В целом, по ответам респондентов можно сделать вывод, что выбор студентами конкретного вуза во многом носит осознанный характер и базируется на таких факторах, как получение хорошего образования по востребованной на рынке труда специальности.

Оценка оправданности выбранных критериев

Абитуриенты, выбирающие тот или иной вуз, ориентируются на различные критерии, показатели и факторы, полагаясь при этом на средства массовой информации, рейтинги и оценки вузов, мнение знакомых, родителей, а также на информацию, распространяемую вузом в ходе вступительной кампании. Полученные сведения важны для абитуриентов, и результаты проведенного исследования показывают насколько соответствует выбор учебного заведения тем критериям, на основании которых был сделан выбор.

После определения наиболее значимых факторов выбора учебного заведения, респондентам был задан следующий вопрос: «Насколько оправдались Ваши ожидания по выбранным выше параметрам?» (Оценка по 5-балльной шкале). Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

    Ранг Средний балл
    1. Престижность вуза. 4,6
    2. Наличие интересующей Вас специальности. 4,6
    3. Комфортная обстановка в вузе. 4,5
    4. Обеспеченность компьютерами, выходом в Интернет. 4,5
    5. Уровень преподавания в вузе в целом. 4,4
    6. Возможность получения дополнительных знаний и навыков. 4,4
    7. Востребованность выпускника вуза на рынке труда. 4,4
    8. Предоставление общежития. 4,4
    9. Близость вуза к дому. 4,3
    10. Сложность обучения в вузе. 4,2
    11. Активность внеучебной студенческой жизни. 4,1
    12. Наличие в вузе зарубежных программ. 4,1
    13. Возможность совмещать работу и учебу. 4,0
    14. Другое. 4,4

соответствии с полученными средними значениями можно сделать вывод, что более всего оправдались ожидания респондентов по следующим параметрам. Это, прежде всего «престижность вуза» и «наличие интересующей специальности». Подавляющее большинство опрошенных поставили достаточно высокие оценки этим факторам, за исключением группы тех, кто поступил не в тот вуз, в который хотел. Они оценили первую позицию в 4 балла, а вторую в 4,3 балла. Это, возможно, связано с тем, что данные критерии имели для них менее важное значение при выборе вуза.

Также достаточно высокие оценки получили такие факторы, как «комфортная обстановка в вузе» и «обеспеченность компьютерами, выходом в Интернет». Особенность данных показателей в том, что они легко поддаются оценке уже с первых месяцев обучения и студенты могут уверенно высказать по ним свое мнение. Ответы респондентов распределились достаточно равномерно. Лишь ожидания молодых людей с низким очень низким уровнями доходов в отношении «комфортной обстановки в вузе» оправдались менее всего (4,2 балла).

Следующая группа параметров включает в себя «уровень преподавания в вузе в целом», «возможность получения дополнительных знаний и навыков» и «востребованность выпускника вуза на рынке труда». Данные факторы первокурсникам объективно оценить достаточно сложно.

Для этого необходимо проучиться более длительное время. Тем не менее, респонденты предложили свою оценку этих показателей, которая со временем, скорее всего, претерпит изменения. Более всего ожидания оправдались по представленным критериям тех респондентов, которые поступили в желаемый вуз.

Следует отметить, что наименее оправдались ожидания респондентов по таким показателям, как «сложность обучения в вузе», «активность внеучебной студенческой жизни», «возможность совмещать работу и учебу». По первому параметру разница в оценках более выражена в распределениях ответов по полу: мужчины оценили его на 4 балла, а женщины на 4,3 балла. Возможно, молодые люди оказались более подготовленными к учебе в вузе и легче осваивают программные дисциплины. Ожидания респондентов по фактору «активность внеучебной студенческой жизни» оправдались в достаточно малой степени. Это может свидетельствовать о том, что, либо респонденты на первом курсе не успевают включиться во внеучебную студенческую жизнь, либо она действительно недостаточно развита в вузах.

Последний критерий «возможность совмещать работу и учебу» не имел определяющего значения при выборе учебного заведения, но в процессе обучения его важность резко возросла.

Студенты-первокурсники, только приступив к освоению учебных дисциплин, заинтересовались возможностью совмещать свою основную деятельность с работой. Как оказалось на практике, сделать это не так уж и легко. Соответственно данная позиция получила самую низкую оценку.

Заключение

В целом, проведенное социологическое исследование среди студентов первого курса ведущих московских вузов показало, что при выборе вуза абитуриенты, в основном, ориентируются на небольшую группу приоритетных критериев:

Востребованность выпускника на рынке труда

• Престижность вуза

• Наличие в вузе интересующей специальности

• Уровень преподавания в вузе в целом

Причем главным здесь является стратегическая ориентация абитуриентов и первокурсников не на престижность вуза или на качество образования, а на результат обучения – возможность успешного трудоустройства после окончания вуза. При этом диплом престижного вуза воспринимается как конкурентное преимущество при трудоустройстве.

Что касается оправдания ожиданий выбранного вуза, то можно отметить, что практически все указанные критерии получили достаточно высокие оценки респондентов, они распределились в диапазоне от 4,0 до 5,0 баллов. Это, в свою очередь, подтверждает высокую степень информированности и осознанности выбора абитуриентами того или иного учебного заведения. В большей степени это относится к респондентам, поступившим в желаемый вуз, и чуть в меньшей к тем, кто учится в альтернативном вузе.