ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | Вступительные экзамены: новые правила игры

В нынешнем учебном году Москва расширит участие в эксперименте по ЕГЭ. Экзамены по этой системе будут проводиться по всем основным предметам – русскому языку, математике, физике, литературе, химии, биологии, географии, истории России, обществознанию. (Вопрос с иностранным языком пока остается открытым). В нынешнем учебном году Москва продолжит и даже расширит участие в эксперименте по ЕГЭ. Экзамены по этой системе будут проводиться по всем основным предметам – русскому языку, математике, физике, литературе, химии, биологии, географии, истории России, обществознанию. (Вопрос с иностранным языком пока остается открытым). О принятом на этот счет решении столичного департамента образования сообщил на пресс-конференции 19 октября председатель комиссии Мосгордумы по образованию Евгений Бунимович. В прошлом году в формате ЕГЭ в столице можно было сдавать экзамены лишь по двум предметам. Москва в очередной раз пересмотрела правила игры в связи с предварительным решением Совета ректоров Москвы и области о приеме в 2006 году абитуриентов, имеющих сертификаты ЕГЭ, на все специальности вузов. (В 2005 году через систему ЕГЭ абитуриенты принимались лишь на 50% специальностей). «Если это намерение (принимать абитуриентов с ЕГЭ на все специальности — ред.) сохранится, мы не должны допустить, чтобы московские выпускники имели меньше шансов по сравнению с другими абитуриентами», – заявил Бунимович. Напомним, что в Совет ректоров Москвы и области входят руководители всех вузов, подчиняющихся Министерству образования и науки (МОН) России . (В их числе нет МГУ, медицинских вузов, учебных заведений МВД и ФСБ и некоторых других — всего около 20 вузов Москвы). «Я надеюсь, что вузы сдержат свое слово – предварительное решение Совета ректоров станет и окончательным, – сказал журналистам Евгений Бунимович, – и будет узаконено распорядительным документом министерства образования. Потому, что если Совет вдруг передумает, то смысл ЕГЭ теряется вообще». Принцип участия в ЕГЭ для московских выпускников остается прежним — добровольным, в отличие от других регионов, где ЕГЭ — обязателен. В Москве выпускник сам будет выбирать форму сдачи экзаменов – или ЕГЭ, или традиционные выпускные в школе, а затем вступительные в вуз. Сохранится возможность поступление в вуз и через систему олимпиад. Министерство образования и науки и Рособрнадзор также всерьез задумались о добровольности ЕГЭ, правда, как считает Евгений Бунимович, не из желания дать выпускникам больше свободы. Большое число неудовлетворительных оценок на ЕГЭ по математике (в среднем 20%) во всех регионах, кроме Москвы, подвигло Министерство к пересмотру формы проведения выпускного экзамена по математике — предлагается сделать его добровольным. Если судить по примеру Москвы, где математику сдавали лишь те выпускники, которые были к этому готовы, предлагаемые меры помогут сделать картину более благостной. Однако и в этом вопросе чиновники бросаются из одной крайности в другую. Так, по сведениям Евгения Бунимовича, у министерства образования и науки (МОН) есть план передать право принятия решения о форме и содержании выпускных экзаменов по математике на уровень школы. Другая возможная, по его словам, новация МОН — введение зачетной системы по математике в 11 классах школ гуманитарного профиля. Выяснилось, что эти (пока никем официально не озвученные) идеи министерства депутату Мосгордумы Евгению Бунимовичу очень не нравятся. Что вполне объяснимо: московские «учебные власти» в результате рискуют потерять часть контроля за школами города. «Это очень рискованный шаг, – заявил прессе Евгений Бунимович. – Такая система если и допустима, то только в уникальных специальных учебных заведениях, вроде школы Олимпийского резерва или балетной школы Большого театра. И совершенно непонятно, почему школы должны решать это самостоятельно. Москва, и, думаю, другие субъекты федерации вполне готовы разработать варианты и взять на себя контроль за итоговой аттестацией по математике и в математических классах, и в гуманитарных, и в обычных общеобразовательных». При этом, по мнению Бунимовича, отказ от непременной сдачи ЕГЭ — сама по себе идея очень правильная: по крайней мере ученики гуманитарных школ не будут получать на ЕГЭ по математике «2» (при том, что по существующей ныне странной практике дальше им все равно ставится в аттестат «3») — они будут решать «свои», облегченные, варианты контрольных, получать «зачет» и забывать о математике навсегда. Как можно было понять, не устраивает депутата Бунимовича только возможная передача принятия решения о формах выпускных экзаменов на уровень школьного начальства. Но на каких бы вариантах не остановилось Минобразования, оно, по мнению Бунимовича, должно сделать это как можно быстрее и внятно заявить о правилах приема в вузы и проведения ЕГЭ в 2006 году. «Эксперимент идет уже не первый год, и каждый раз повторяется одно и то же, – заявил он. – Форма экзаменов должна быть известна, и готовить детей к ней надо заранее. Порочная практика появления распорядительных документов весной, за месяц до выпускных экзаменов, дезорганизует учебный процесс и вводит выпускников, учителей и родителей в состояние стресса. В итоге мы проверяем не знания, а возможность детей мобилизоваться в стрессовой ситуации. Такие методы приемлемы в ведомстве Шойгу при приеме на работу. Хотя, может быть в нашей стране это полезно всем». Однако особенность нашего Минобразования как раз и заключается в том, что оно не может делать внятных заявлений и, похоже, засекречено не хуже чем Минобороны. Поэтому общественности приходится довольствоваться «утечками», которые, собственно, и озвучил на своей пресс-конференции 19 октября Евгений Бунимович. Пока суть да дело, департамент образования Москвы решил потихоньку приучать школьников к написанию тестов. Считая, что независимого контроля знаний только «на выходе» недостаточно, департамент предложил проводить мониторинг качества образования регулярно и на разных ступенях обучения — после 4, 6 и 9 классов, и уже, как выяснилось на пресс-конференции, приступил к разработке «системы независимого контроля знаний». Правда, комментировать эту систему пока никто не готов.

Автор: Ирина Резник