ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | Вечерние подготовительные курсы

Вечерние подготовительные курсы при вузах называются по-разному: центром, либо факультетом, либо кафедрой довузовской подготовки, либо школой юного ученого – либо просто подготовительными курсами.

Они лелеют свою долгую историю (как курсы МАРХИ с его прежним рабфаком и подготовительным отделением), открывают отдельные сайты (как курсы МАИ или МИФИ), пересчитывают занимаемые ими учебные корпуса (как курсы СГАУ или ВЗФЭИ) – или всего лишь публикуют раз в год скромное объявление о наборе слушателей. Одни курсы задают высокую планку, необходимую для поступления в вуз; другие – оправдывают вынужденность своего существования недостаточным уровнем знаний школьников. Ясно следующее: для абитуриента такая форма подготовки может оказаться весьма полезной. Иногда вузы забегают вперед, объявляя о подготовке по самым обыкновенным школьным предметам в рамках вузовской специальности либо направления высшего образования. В МГТУ им. Н.Э. Баумана и некоторых других вузах целью подготовительных курсов считается фундаментальная подготовка по предметам вступительных испытаний. Впрочем, слово «фундаментальный» отсылает нас как минимум к вузовской науке. Большинство же курсов предлагают систематизировать (то есть разложить по полочкам) ваши школьные знания. Курсы готовят своих слушателей в основном к учебе на бюджетном отделении. Платное – традиционно считается более легким; однако порой само высшее учебное заведение рекомендует все-таки окончить курсы и в этом случае.

Вездесущий ЕГЭ

Сторонники единого экзамена объясняют, что он введен для того, чтобы в вузы можно было поступить без курсов и репетитора. Так что распространение ЕГЭ и подготовка к вузу на курсах – процессы вроде бы взаимоисключающие. Как же обстоит все на самом деле? Действительно, в результате победного шествия единого экзамена по России филологический факультет Нижегородского государственного университета не проводит подготовительные курсы по русскому языку – и это не единичный случай. (Школьников, оставшихся без курсов, на сдачу ЕГЭ натаскивают репетиторы.) Впрочем, другие вузы включают подготовку к школьному ЕГЭ как раз в программу курсов, и теперь она разрабатывается на основе контрольно-измерительных материалов единого экзамена, а преподается в том числе и экспертами ЕГЭ.

Всестороннее развитие

Распространен вариант, когда при вузе работают курсы по всем предметам. Но это не всегда так. Случается, что в качестве обязательных выделяют по 2 предмета для каждого факультета или специальности, а остальные можно выбирать по желанию. Или предлагают три-четыре предмета, соответствующие вступительным экзаменам. Чем необычнее вуз, тем необычнее то, что изучают на курсах. Ведь к общеобразовательным дисциплинам вполне могут добавиться еще и специальные. И этим обстоятельством стоит воспользоваться. Если вы успешно окончили подготовительные курсы, скажем, в театральном вузе, это не значит, что вас примут учиться на артиста: конкурс-то огромен. Зато вы вполне можете воспользоваться курсами театральных академий и высших училищ при подготовке в самый обычный вуз. Освойте в рамках курсов мастерство актера, сценическую речь, ритмику, пластику. Это имеет смысл сделать, если в вашем вузе вас ждет устный экзамен и вы хотели бы победить приемную комиссию своим обаянием – или если вступительные испытания касаются знания психологии человека (сочинение, собеседование). Но учтите: заниматься «с нуля» вы не сможете: чтобы попасть на такие курсы, нужно пройти вступительное прослушивание. Та же тактика оправдывает себя, если вы хотите стать профессионалом в области истории искусств. В этом случае не помешает освоить рисунок и живопись на подготовительных курсах архитектурных и художественных вузов. В вузах понимают, что курсы нужны не только затем, чтобы банально поступить в соответствующий им вуз. Проще попасть на курсы при МГУ, чем в сам главный вуз страны; так почему бы не окончить эти курсы? Другое дело, что в МГУ может быть своя специфика подготовки, а в менее престижном вузе, в который вы собираетесь на всякий случай либо просто на самом деле, к вам предъявят другие, особые требования. Или взять, к примеру, курсы Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке – они рассчитаны в том числе и просто на повышение музыкального и культурного уровня слушателей.

Профориентация

На подготовительных курсах есть шанс переосмыслить выбор дела жизни. Примерно в ноябре, позанимавшись пару месяцев, вы, вероятно, поймете, что будущая профессия – это не ваше призвание: вы, даже хорошо успевая, увидите, что устремления у вас и ваших однокашников значительно различаются; или все вокруг будут заниматься как ни в чем не бывало, а вам совершенно точно захочется в другой вуз. В первом случае можно продолжать ходить на курсы, но подумать об индивидуальной карьерной траектории в уже определенных вами рамках; во втором – есть смысл сменить вуз и курсы! Возможность такая есть: встречаются курсы продолжительностью как равные учебному году, так и насколько угодно короче него (долгосрочные – от семи месяцев, среднесрочные 4–6 месяцев, краткосрочные – не дольше 2 месяцев). Иногда и сами преподаватели считают нужным в нескольких словах объяснить вам суть профессии, которой учат там, куда вы собрались поступать: никто не хочет тратить время на случайных людей, а взаимопонимание всегда желательно.

Как поступить

Начиная с 8-го класса, можно пойти на подготовительные курсы в МИФИ, с 9-го – в МГТУ, с 10-го – во многие вузы, в 11-м – в большинство вузов, а в некоторые вузы (МГУ, МИЭТ и др.) вы можете отправиться даже уже имея на руках аттестат о среднем образовании. Запись на курсы открывают с августа-сентября, но не всегда: например, в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова состав слушателей курсов формируется еще в июне. Впрочем, летом в вузах часто объявляется прием и на краткосрочные курсы перед экзаменами – продолжительностью около двух недель; можно считать такую форму подготовки весьма близкой к консультациям. Порой курсы делят на потоки – когда занятия начинаются по мере формирования групп. Обычно же время начала занятий бывает фиксированным, как и число человек в группе (например, 20). Модно – и всё-таки это не слишком распространено – организовывать малые группы (5–7 человек). Случается, курсы заранее объявляют о том, сколько часов предстоит заниматься в предстоящем учебном году. Это не все те вторники и четверги, которые остаются, скажем, до апреля, а 96 часов – и на каждый из этих часов отводится определенная тема. Одну из тем вы можете знать лучше, другую хуже, а третья и вовсе непонятна, и ее разбор «съедает» время от двух других. Поэтому хорошо, когда на курсах ставится всё-таки иная задача – повторить все темы программы вступительных экзаменов. Приведем примерный перечень документов, необходимых для поступления на курсы.

  • Обязательно заявление: в электронном виде оно вывешено на сайте, а если вуз – сторонник традиционного делопроизводства, то желающим заниматься на курсах выдают специальный бланк, который предстоит заполнить ручкой.
  • Кроме этого, вы предоставляете лицам, ответственным за работу курсов, паспорт (или свидетельство о рождении) – родителям тоже потребуется прийти с этим документом (либо вы приносите их паспорт с собой).
  • Может понадобиться аттестат о неполном среднем образовании.
  • Сдайте 2 фото 3х4; уточните, какие нужны фотографии – матовые или глянцевые, допустимы ли цифровые или моментальные.
  • Справку из школы требуют не везде, но могут попросить предъявить.
  • В некоторых вузах просят предварительно позвонить и заказать пропуск, поскольку зачисление на курсы может проводиться не в дни открытых дверей или приемной кампании – то есть не тогда, когда в вуз пускают посторонних.

На основании сданных бумаг будет заключен договор с курсами, который порой не рассматривается без квитанции об оплате. (Вариант – с собой нужно иметь еще и половину всей суммы, которая нужна, чтобы оплатить курсы. Или даже всю сумму целиком.) По характеру процедуры оформления документов можно понять, шагает ли выбранный вами вуз в ногу со временем. В идеале нужно было бы просто выслать в вуз необходимые данные по электронной почте, а в ответ получить реквизиты для оплаты. Если все сложнее, то в этом учебном заведении привыкли работать по старинке. Деньги за учебу нужно либо отнести в кассу бухгалтерии курсов, либо передать вузу банковским перечислением. Узнайте, как именно принято в выбранном вами вузе. Здесь есть и другие тонкости. Оплата за обучение на курсах может складываться из оплаты за каждый изучаемый предмет (как в Академии противопожарной службы и других вузах), а может делиться и другим образом: если ее производят не единовременно, а раз в полгода (как в ВАВТ) или ежемесячно (как в Российской академии правосудия). С порядком и сроками оплаты ознакомьтесь заранее, прочитав информацию на сайте, позвонив в вуз, или, в крайнем случае, непосредственно при заключении договора. Если в каком-нибудь уголке России еще есть шанс найти подготовительные курсы и за 3 тыс. руб., то в МГИМО оплата стартует от 98 тыс. руб.; впрочем, довольно часто год обучения на курсах стоит 15–17 тыс. руб.

Как обойти обстоятельство дороговизны курсов?

Выходы есть. Во-первых, двухгодичное обучение порой выгоднее. Десятиклассники, присмотритесь к ценам: да, возможно, в 11-м классе пришлось бы заплатить за учебу на курсах целых 15 тыс. руб., зато за суммарно за 10 и 11-й придется выложить «всего» 20. Во-вторых, родители могут получить налоговый вычет за оплату обучения детей на курсах, точно так же, как они получают его за оплату их обучения в вузе. Это реально при условии наличии у вуза лицензии на преподавание программы курсов, а также договора с вузом, на базе которого курсы организованы. А в третьих, не исключены скидки. Скажем, если в 10-м классе вы посещали курсы ВЗФЭИ, то, продолжая это делать и в 11-м, вы платите на 10% меньше. Уменьшиться может и плата за последующее обучение в самом вузе, если вы предполагаете по окончании курсов поступать на его платное отделение (студентам МЭЛИ некая скидка предоставляется на сумму первого платежа, РосНОУ – 5–10% за первый год обучения).

Как учиться

Преподают на курсах педагоги из вуза. Эти люди могут и не принимать участия во вступительной сессии, а иногда и не должны в ней участвовать – но, по крайней мере, они хорошо осведомлены об экзаменационных требованиях. В связи с этим учебный год на курсах может начинаться с контрольной работы. Иногда ее результаты позволяют распределить учащихся по группам с примерно одинаковым уровнем подготовки, иногда это просто общее для всех мероприятие – оно определяет исходный уровень знаний, от которого начинается путь к цели. При этом к слушателям курсов относятся то как к школьникам (устраивают родительское собрание, выдают учебные пособия, делают пометки в журнале посещаемости и успеваемости, предлагают задачи, диктанты и домашние задания), то как к студентам (проводят лекции, консультации и семинары). Подготовительные курсы – это большая нагрузка. Это долгая дорога (не все после школы успевают приехать вовремя). Это значительная доля ответственности на преподавателях, определяющих за вас всю структуру подготовки. Впрочем, имеет смысл взять ответственность и на себя. Посещение подготовительных курсов нелишне сопроводить занятиями с репетитором. Можно помечать вопросы, оставшиеся для вас непонятными после объяснения на курсах, и задавать их репетитору. Можно сравнивать объяснения одной и той же темы репетитором и преподавателем курсов. Можно задавать преподавателям курсов вопросы по темам, разобранным самостоятельно (когда такие темы имеют отношение к изучаемому всеми остальными). В течение года проводятся четвертные, триместровые, семестровые промежуточные контрольные мероприятия – где как принято. А по окончании курсов вас ждет итоговая работа. Это может быть тестирование, собеседование с элементами тестирования, сочинение, олимпиада, экзамен, зачет. Многие вузы заявляют о том, что результаты выпускных контрольных мероприятий курсов учитываются при поступлении, однако эта льгота вовсе не обязательна даже тогда, когда о ней говорится прямо. Поступать придется на общих основаниях. А на курсах рассчитывайте просто хорошо подготовиться и точно узнать уровень вступительных требований, но не больше. Ничто не мешает вам как слушателям курсов принять участие в репетиционных экзаменах – их результаты как раз могут учитываться при поступлении.

Важная бумага?

Курсы выдают сертификаты, свидетельства и порой даже рекомендации для предоставления в приемную комиссию. Но эти документы не означают присвоения вам какой-либо квалификации; они имеют смысл только для того же самого вуза – и хорошо, если они в нем рассматриваются. Впрочем, для поступления на платное отделение они могут даже играть роль вступительных экзаменов – иными словами, оплата курсов и учебы плюс положительные результаты обучения на курсах – и вот вы уже студент. (Но учтите: даже на коммерческое отделение после курсов поступают не 100% абитуриентов; вообще это правильно, если подобная статистика доступна любому, кто ею заинтересуется.) А если вы идете на бюджетное отделение, то при равном количестве экзаменационных баллов побеждает порой обладатель «корочки» курсов.

Автор: Татьяна Карпеченко
Источник: www.edunews.ru