ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | Украина. Под соусом Болоньезе: нюансы Болонского процесса

В 2005 году Украина присоединилась к Болонскому соглашению, и в системе отечественного образования началась широкомасштабная реформа под названием «Сделай, как в Европе!». Спустя два года мы уже можем сказать, что привнес «передовой процесс» в жизнь рядового украинского студента.

Специалисты — вымирающий вид

Де-юре: В 1999 году в итальянском городе Болонье министрами образования 29 стран была подписана Декларация о формировании общего образовательного и научного пространства, что предусматривает реализацию одинаковой для всех государств двухуровневой системы обучения — бакалаврата (3–4 года) и магистратуры (1–2 года). Первый уровень ориентирован на рынок труда, второй — на научные исследования. Де-факто: любой студент в нашей стране хочет получить «полное высшее образование», а бакалаврат считается чем-то неоконченным, сродни среднеспециальному. И, прежде всего, такое мнение складывается у работодателей, которые, наверное, Декларацию не читали и не понимают, что это именно для них бакалавриков выпускают, а они, наивные, этим не пользуются! Учебные программы большинства украинских вузов рассчитаны на подготовку специалиста. Поэтому дисциплины, расписанные на пятилетку, втискивают в четыре года. Или, что еще хуже, отсекают «ненужные» предметы, уменьшают количество часов на их изучение. С магистратурой дело не лучше. Она стоит существенно дороже, чем бакалаврат, и хоть бюджетные места предусмотрены правительством, их очень мало и на всех не хватает. Что же делать человеку, который хочет учиться, но не может заплатить?

Прощайте, любимые 5 баллов!

Для приближения украинского образования к европейским стандартам вводится кредитно-модульная система (КМС) оценивания знаний по 100-бальной шкале. Количество возросло — качество не поменялось. Произошла сугубо формальная замена одних единиц измерения учебной работы другими (кредитами, баллами, модулями). Так и хочется сказать: «Будто нам старых добрых «неудов», «отлично» и «хорошо» не хватало!». Только «пятерку» можно было легко заработать, выучив материал и подготовившись к семинару, а набрать заветные 100 баллов — утопичная мечта.

Нескончаемая сессия

Экзамены отменяются (нечего с младых лет расшатывать нервную систему), баллы выставляются на основании активности студента и текущих результатов, наработанных за семестр. Жили весело от сессии до сессии. Теперь жизнь превратилась в постоянную сессию. В учебной программе указано, что «сотка» набегает за весь курс обучения дисциплине. Чтобы ее заработать, надо горбатиться на протяжении всего семестра. Необходимо отвечать на каждом занятии и присутствовать почти на всех лекциях и семинарах! Что нереально в условиях нормальной студенческой жизни! Особенно на последних курсах, когда нужно добывать такой необходимый, требуемый работодателями «опыт работы от двух лет». Ну, и ответы на каждом семинаре — тоже недостижимая цель. Когда в группе 30 и больше человек, а пара длится 90 минут, то получается, что на ответ одного студента можно выделить только три минуты! Постоянные письменные работы — не выход. Кто-то скажет: «Зачем тебе эти 100 баллов?», — забывая, что при поступлении в магистратуру учитывается общий интеллектуальный вес диплома. Замкнутый круг!

Тест на выживание

На смену традиционным экзаменам приходят тесты. Но эксперты с уверенностью и горечью заявляют, что они направлены на накопление всего лишь отдельных знаний, а не на выработку понимания сути предмета или развитие творческих и интеллектуальных способностей. Последствия плачевны — фрагментарные бессвязные познания, непригодные к «употреблению».

Свободу заказывали?

Основной акцент в организации учебного процесса делается на самостоятельной работе студента. Свободу предоставили, а как насчет условий? Ни тебе увеличенного библиотечного фонда, ни снабжения современной учебной литературой, ни предоставления бесплатного доступа к Internet.

Иллюзорность надежд

Согласно кредитно-модульной системе, для успешного окончания университета необходимо накопить определенное количество зачетных единиц — кредитов, которые можно получать порциями в разных вузах стран-участниц Болонского процесса. Внедрение Болонской реформы дает возможность украинским студентам путешествовать, учиться и беспрепятственно трудоустраиваться за рубежом, поскольку дипломы единого образца будут признаваться во всех странах-участницах Болонского соглашения. В действительности же в соглашении, подписанном в Болонье, речь шла о согласовании, координировании только второстепенных аспектов учебного процесса вузов, их сближении. Болонская декларация не является законодательным актом, это всего лишь заявление о намерениях выработать критерии взаимного признания дипломов, общие подходы к профессиональной подготовке учащихся; содействовать обмену студентами. Но ни слова об обязательности программы.

Мнение наших европейских собратьев по несчастью

Национальный союз студентов Европы (ESIB), объединяющий 11 миллионов учащихся из 37 стран, представил миру «Черную Книгу Болонского процесса». В ней перечислены множественные провалы реформы, речь идет о неэффективности кредитно-модульной системы, о проблемах со структурой бакалаврата-магистратуры, о призрачности студенческой мобильности. А также говорится о том, что привлекательное новаторство Болонской системы на практике оказалось совершенно недостижимым.

Автор: Надежда Бучнева
Источник: 5ballov.com.ua