ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | Твой учитель тебя поддержит

Готовясь к поступлению в вуз, не стоит отказываться от помощи школьных учителей. Возможно, они бесплатно обучат вас тому, за что ваши родители готовы платить немалые деньги.

Парадокс?

В жизнь современных школьников прочно вошел Единый государственный экзамен. Конечно, уже появляются курсы и пособия для подготовки к ЕГЭ. Но школьные учителя давно освоили все предъявляемые требования: их еще три-четыре года назад специально этому учили. Но, как известно, »нет пророка в своем отечестве»: абитуриенты, желающие попробовать пройти в вуз, набрав как можно больше баллов по ЕГЭ, мечутся в поисках преподавателей, владеющих методикой подготовки. Порой доходит до смешного: школьная учительница по секрету призналась, что уже третий год готовит желающих к ЕГЭ на дому, и от претендентов отбоя нет, а такой же факультатив в школе ученики посещать не хотят.

Лучшие рядом

Вы не забыли про аттестат? Это ваш первый официальный документ, подтверждающий плоды многолетних трудов. Многие уверены, что понятие »средний балл аттестата» отошло в прошлое, как и его участие в отборе абитуриентов. Увы, это не так. Конкурс аттестатов по-прежнему есть, правда, не такой открытый, как несколько лет назад. Даже если удалось набрать проходной балл выбранной кафедры престижного факультета, торжествовать еще рано. Столько же баллов получили еще 90 человек, а возьмут только 50. По каким критериям будет происходить отбор? Существует совершенно официальный список условий: участие в олимпиадах, особые льготы, дополнительные дипломы и свидетельства (например, об окончании Оксфордских курсов), спортивные разряды и т. д. Не последнее место в перечне занимает и средний балл аттестата. Несмотря на загруженность подготовкой к поступлению, нельзя отодвигать школьные задания на второй план. К тому же программа выпускного класса очень насыщенна и многое пригодится на вступительных экзаменах.

Небольшой, но очень яркий пример: в МГУ на многие технические факультеты математику сдают устно. Случается, что, пораженные ответом абитуриента, преподаватели спрашивают: »Извините, вы случайно учились в школе не у NN?» И, услышав знакомое имя, без дальнейших вопросов ставят »отлично» – настолько высок авторитет этого простого учителя математики.

Помощник время

Вы умеете сдавать экзамены? Речь идет не о знаниях, а о методике: как распределить свое время и силы, в какой последовательности выполнять задания в зависимости от сложности, когда приступать к переписыванию на чистовик, можно ли позволить себе небольшой отдых, если задача не получается? Здесь очень важна тренировка: ничьи советы не помогут вам понять структуру экзаменационного процесса лучше, чем собственный опыт. Статистика подтверждает, что именно первый вступительный экзамен абитуриенты сдают хуже, чем могли и рассчитывали. Где же потренироваться? Разумеется, в школе. Ежемесячные контрольные, почти ежедневные классные работы, проверочные и даже домашние задания можно рассматривать как своеобразные тренинги. А выпускные экзамены станут генеральной репетицией.

Сначала учитель, потом репетитор

Случаются и такие истории. Девочка готовилась в серьезный языковой вуз. Репетитор был ею недоволен, все время грозился отчислить из группы, но не объяснял, в чем ошибки ученицы. Тогда она подошла после уроков к школьной учительнице и попыталась выяснить, что же делает не так. »У тебя очень специфический дефект произношения. Он редко встречается, однако его легко исправить – в Англии нам когда-то рассказывали о таких случаях. Вот смотри, в чем дело…» Со временем общими усилиями удалось ликвидировать досадный речевой недостаток.

Репетиторы, прежде чем взяться за подготовку ученика, обязательно проверяют его базу знаний, способность к обучению, память, прилежание и т. д. Для этого у них есть специальные методики. Так что, прежде чем обращаться к репетитору, есть смысл повторить базовую программу со школьным учителем. И заодно – попросить у него совета, на каком вузе лучше остановить свой выбор. Одному школьнику учитель порекомендовал в качестве репетитора своего бывшего однокурсника. Оказалось, что родители мальчика уже пытались пробиться к нему, но не смогли. А по рекомендации ученика приняли в группу, после чего он с легкостью преодолел вступительные экзамены.

Помоги себе сам

Советуют учителя

Ирина Васильевна Рябинская, заслуженный учитель РФ, школа N 1203

— Школьная программа – капля в море. Нужно заниматься самообразованием. Обязательно проконсультируйтесь в институте, куда собираетесь поступать: какие требования предъявляют к абитуриентам, какими учебниками лучше воспользоваться?

Больше внимания уделяйте профильным предметам. Посещайте факультативы, выполняйте больше домашних заданий. Нужно учитывать, что время на их подготовку строго регламентировано. Увеличивать нагрузку учитель может только с согласия родителей.

Некоторые ученики неверно понимают поддержку учителей – например, просят помочь выполнить сложное задание, которое получили на подготовительных курсах. Но хороший педагог никогда не пойдет на это. Я в таких случаях рекомендую несколько учебных пособий и методичек, советую, на что обратить внимание. Поверьте, результат такой работы превзойдет все ваши ожидания!

За последний школьный год можно успеть многое. Углубленно изучать профильные предметы – совершенно правильно. Но и другие дисциплины запускать нельзя. Старайтесь грамотно подбирать материал к уроку. Полезно, например, писать опорные слова, по которым легко определить тему и ее основную идею, привести аргументы и доказательства. Достаточно внимательно слушать объяснения на уроках и делать толковые конспекты. Тогда без особых усилий удастся вспомнить пройденный материал.

Сергей Александрович Ловягин, учитель физики школы N 1060, лауреат конкурса »Учитель года Москвы – 2005»:

— В обычных школах то, чем занимаются ребята в последних классах, чаще всего не имеет прямого отношения к поступлению в вуз.

Вот почему старшекласснику требуется только одно – получить аттестат и при этом минимизировать учебную нагрузку. Но в большинстве учебных заведений родители не могут повлиять на ситуацию. Максимум, что удастся сделать, – попытаться договориться с администрацией и учителями о компромиссном варианте. Например, написать рефераты по непрофильному предмету и получить за них оценки. Если школа понимает, что играет второстепенную роль в жизни абитуриента, – это хороший, гуманный подход.

Вадим Альбертович Родионов, доктор педагогических наук, руководитель психологического центра школы »Премьер»:
— Большинство вузов принимают результаты ЕГЭ. Важно заранее подготовиться к тестовой проверке знаний, выяснить порядок прохождения этого испытания. Тогда ваши шансы на успех повысятся.
Сегодня одиннадцатиклассники занимаются более 40–50 часов в неделю. Это огромная нагрузка, превышающая допустимые нормы даже для взрослого человека. Надо быть готовым к тяжелому стрессу.

Елена Эрнстовна Беленькая, заместитель директора школы N 463 им. Героя Советского Союза Д.Н. Медведева:

— Определить будущую профессию поможет школьный психолог или прохождение профориентационных тестов.

Официальные стандарты гласят: профильные, лицейские и гимназические классы должны учиться шесть дней в неделю. По моему глубокому убеждению – это слишком большая нагрузка. Не случайно многие выбирают экстернат как наименее затратный с токи зрения сил и времени вариант. Все больше старшеклассников поступают в профильные классы. Реализуются многолетние мечты многих поколений: учить предметы, которые не придется сдавать на вступительных экзаменах, в меньшем объеме.

На подготовительных курсах преобладают письменные задания, в которых вряд ли кто-то обращает внимание на красоту языка. На общение дома у абитуриентов почти не остается времени. Редкие свободные минуты многие предпочитают просиживать перед телевизором или компьютером. Не удивительно, что речь большинства выпускников очень бедна. Но во время конкурсных испытаний никто не будет им делать скидок: там потребуется продемонстрировать начитанность, свободное владение литературным языком. Красиво и логично излагать свои мысли, убедительно доказывать точку зрения – вот чему необходимо научиться в школе.

Оксана Анатольевна Ганабова, учитель русского языка и литературы школы N 1057, финалист конкурса »Учитель года Москвы – 2005»:

— Уже через пять лет большая часть знаний, которые студенты получают в институте, устаревает. Необходимо постоянно заниматься самообразованием. Мало кто умеет находить нужные сведения и правильно их отбирать. Именно эта проблема встает перед большинством абитуриентов. Они привыкли находиться под постоянным контролем учителей и опекой родителей. Нужно построить обучение так, чтобы прививать ученикам универсальные приемы обработки информации.

Татьяна Владимировна Трунова, директор лицея N 1537:

— Последний школьный год крайне важен для профессионального самоопределения. Конечно, существуют центры профориентации. Но штатный психолог беседуют со старшеклассником час-другой. Его помощь не сравнима с той, которую могут оказать учителя. Ведь они работают с детьми не один год, хорошо знают интересы, запросы своих воспитанников, знакомы с родителями.

Источник: www.ucheba.ru

Автор: Е.А. Ланцева, старший преподаватель МГТУ им. Баумана