- Вложения в будущее
Учеба в университете — процесс, растянутый во времени. И главное, чтобы обучение в конечном итоге привело к заветной цели — трудоустройству по специальности с перспективой карьерного роста. Получение высшего образования за рубежом — серьезный шаг, которому должна предшествовать соответствующая подготовка. Поступить сразу после школы в западный университет на программу высшего образования можно далеко не всегда (хотя есть и исключения, например Европейская школа экономики, Школа отельного менеджмента SHMS). Как правило, надо отучиться пару лет в российском вузе или пройти соответствующую подготовительную программу, например A-level или Foundation.
Нет сомнений, что дипломы «рейтинговых» университетов очень высоко котируются в среде рекрутеров и потенциальных работодателей. Поэтому корочки вожделенных вузов кажутся почти золотыми. Однако чтобы стать обладателем такого «золота», нужно проявить недюжинные способности и терпение. Иногда бывает и так, что университет, занимающий невысокую позицию в рейтинге, превосходит «топовые», например, по проведению исследовательской работы или подготовке специалистов определенного направления или редкой профессии. Поэтому очень важно подобрать себе такой вуз, обучение в котором окажется перспективным именно для вас, будет отвечать всем вашим целям и задачам и обеспечит вам именно то рабочее место, о котором вы мечтаете.
Стоит ли?
Само по себе получение качественного высшего образования очень перспективно. Даже независимо от того, получено оно в России или за рубежом. У нас в стране сейчас тоже очень сильна база подготовки специалистов. Хотя существенное отличие обучения «здесь» и «там» все же есть. Преимущество зарубежных учебных заведений перед российскими — отношение к студенту как к равноправному партнеру, которому нужно помочь обнаружить, осознать и реализовать все потенциальные способности и возможности, а не как к подчиненному и зависимому существу, которое следует заставить получать знания. Выходит, что обучение в зарубежных университетах в первую очередь перспективно с точки зрения самоопределения и развития заложенных задатков. Кроме того, на Западе тяготеют к подготовке практиков, а не теоретиков. Поэтому выпускники имеют не только знания, но и точно знают как, когда и где их можно использовать. Специализации, как правило, отличаются от российских большей конкретностью. Например, не «менеджер широкого профиля», а «менеджер по реализации товара» или «специалист по работе со СМИ». Так уже в процессе обучения студентов готовят для работы в определенной области, что, несомненно, помогает в поиске работы по специальности. Научные базы и лаборатории, библиотеки и фонотеки открывают отличные возможности не только для профессионального самосовершенствования, но и для ведения научной работы. Исследовательские изыскания в западных вузах перспективны для российских студентов: под это подведена материальная и техническая база, развитие науки за границей, в отличие от нашей страны, всячески поощряется.
Некоторые студенты, отучившись в российском вузе, стремятся перевестись в западный университет, чтобы открыть себе путь дальнейшей карьеры. Поступать так разумно, закончив два-три курса. А вот менять место обучения на 4-5 году смысла не имеет. Гораздо больше возможностей откроется перед обладателем российской степени бакалавра. Магистерские и другие последипломные программы расширяют горизонты карьеры. А поступить на магистерский курс можно сразу по окончании российского бакалавриата. А вот при переводе с последнего курса может оказаться, что часть дисциплин не перезачтена и учиться предстоит еще год-два.
Уехать или остаться?
Вот в чем вопрос. Поскольку во многих странах студенты имеют возможность легального заработка, то и, соответственно, возможность найти себе место «с перспективами» тоже существует. Да и проведя несколько лет в другой стране, невольно чувствуешь себя «своим», привыкаешь к укладу жизни и традициям. Нет никакой тайны в том, что огромное количество студентов мечтает «осесть» в стране обучения на максимально долгий срок и работать и жить там, а не в России. Не хватает финансов для старта — попробуйте получить грант на дальнейшее обучение, исследовательскую или научную работу. Студентам, которые всеми правдами и неправдами хотят остаться, можно дать два совета. Во-первых, выбирайте страны, в которых трудоустройство после окончания вуза легально ***ДАТЬ СПИСОК СТРАН В СНОСКЕ (и даже приветствуется), а во-вторых, не поленитесь изучить иммиграционное законодательство. Ваша ценность как иммигранта зависит еще и от специальности. Например, получить право два года легально искать работу в Великобритании можно, окончив программу по информационным технологиям в Школе технологии и менеджмента (структурное подразделение Лондонской школы коммерции) и получив соответствующий диплом и сертификат. Однако не стоит забывать, как ценны западные знания для России. И как много могут сделать обладатели этих знаний. Говорят, что возвращаясь после обучения в западном вузе, большая часть выпускников старается использовать приобретенные умения, чтобы изменить в лучшую сторону окружающую жизнь и ситуацию в стране. От бизнесменов, получивших диплом за рубежом, часто приходится слышать, что только Россия дает неограниченные возможности самореализации и крайне нуждается в квалифицированном персонале.
Получается, что независимо от дальнейшего местопребывания, высшее образование, полученное за рубежом, пожалуй, самый перспективный вид обучения. Во-первых, потому что это серьезный и осознанный шаг, а во-вторых, потому что открывающиеся возможности, действительно, безграничны.
Что дает высшее образование, полученное за рубежом? Комментарии специалистов:
· Нина Колташова, образовательная компания «ИТЭК» (в середину текста) Нам бы хотелось отметить особую значимость получения высшего образования. Наиболее популярные страны, в которые едут студенты — Великобритания и Ирландия. Существуют различные программы для поступления в зарубежный университет — Foundation, A-level. Кроме того, все больше студентов желает перевестись в иностранный университет в период обучения в российском вузе. Для этого у нас также существуют специальные предложения. Один из вариантов — получение степени бакалавра здесь и, затем, обучение в магистратуре зарубежного университета. Например, можно прослушать основной курс юриспруденции, экономики или иной в России, а международную теорию и практику — за границей. Это очень интересный выбор: у выпускников, получивших «двойное» образование, есть возможность устроиться на работу и в международные, и в зарубежные, и в российские компании. Поэтому можно сказать, что начинать обучение в зарубежном вузе никогда не поздно! · Елена Чумакова, образовательная компания «Ректор» (в первую главу) Есть программы, которые «привязаны» к стране. Бизнес-образование — США. Учиться бизнесу нужно там, где это лучше всего организовано. Художественные дисциплины, искусство, особенно живопись, пение, дизайн (мода, текстиль, промышленный, автомобильный, виртуальный, цифровой, компьютерный и т.д.) — Италия. Как известно, «каждый второй мужчина в Италии что-нибудь шьет». Итальянские дома моды, бесспорно, первые в мире. Туризм и гостиничный бизнес — Швейцария и Испания. Швейцария является традиционно ведущей и всем известной страной в этом виде обучения. В Испании доход от туризма составляет немалую долю бюджета страны. Медицинское и философское образование — Германия. · Татьяна Зарембо, образовательная компания GMT (в последнюю часть) Студенту, который, закончив обучение, решает строить карьеру за рубежом, необходимо зарекомендовать себя специалистом. Мне кажется, что самое главное — запастись терпением и здоровым оптимизмом и выстраивать карьеру step by step, постепенно. При поиске работы стараться подбирать перспективные фирмы и работу по специальности. Не бояться неквалифицированной работы в качестве подработки, но только в том объеме, который не повредит основной карьерной линии. · Галия Сайфутдинова, образовательная компания IQ Consultancy (в середину) Мне кажется, что наиболее широкие перспективы дает учеба в университете или поступление в магистратуру или бизнес-школы. Западный университет дает больше возможностей найти высокооплачиваемую работу и сделать карьеру как в России, так и за рубежом. Во-первых, у нас до сих пор существуют отрасли, в которых российские университеты отстают от западных. Сейчас Россия только начинает нарабатывать свой опыт в рекламе, маркетинге, экономике. На Западе же это разветвленная, базирующаяся на большом количестве эмпирического материала наука. Далее, учеба в зарубежном вузе — это свободное владение минимум одним, а то и несколькими иностранными языками. Существенным плюсом является поддержка и помощь Alumni Association — клуба выпускников университета. Поступление в магистратуру или бизнес-школу — это путь для взрослых, состоявшихся людей или тех, кто сейчас уже учится в университете. Эти учебные программы дают шанс получить знания, недостающие для работы и продвижения по карьерной лестнице, занять руководящую должность и, следственно, увеличить свой доход. Сейчас все более перспективным становится обучение в странах Скандинавии, а также Бельгии и Нидерландах. Оно не требует больших денежных затрат, так как образование в там бесплатное и дает неплохие возможности для трудоустройства, поскольку названные страны имеют тесные экономические связи с Россией. И конечно, всегда высоко котируется обучение в Великобритании и США. · Валентина Павловская, Центр международного образования «Европейская школа» Выпускники зарубежных вузов и профессиональных колледжей выходят из стен учебного заведения вооруженные передовыми знаниями, а главное, умением работать с первого дня своей трудовой жизни. Перед ними открываются более широкие, по сравнению с выпускниками российских вузов, возможности. Их охотнее берут на работу в российские филиалы зарубежных компаний. Им легче занять должности топ-менеджеров в российских фирмах. Не следует забывать о том, что они могут открыть собственное дело за рубежом или в России. Но, самое главное, им легче устроиться на работу в зарубежные компании. Уже с первых курсов зарубежного университета работодатели присматривают себе будущих сотрудников. Учитывая также тот факт, что российские дипломы по многим специальностям, особенно медицинским, юридическим и инженерным, не имеют силы в большинстве зарубежных стран, легко понять, что для российских выпускников этот путь практически закрыт — им очень сложно устроиться на работу по специальности в зарубежную фирму. · Валентина Павловская, Центр международного образования «Европейская школа» (в первую часть)
Естественно, что для более престижных специальностей существуют более жесткие требования при отборе на работу, в том числе и законодательные. Каждая развитая страна защищает именно своих граждан на внутреннем рынке труда. С нашей стороны мы можем порекомендовать изучать экономику/банковское дело в Великобритании, США; менеджмент — в США, Франции, Великобритании; медицину — в Великобритании, инженерные специальности — в Германии, Великобритании, Франции, Италии; гостиничное и ресторанное дело — в Швейцарии; вокал — в Италии.
Личный опыт
· Рассказывает Дарья Циркунова, отдел обучения за рубежом бизнес-школы «Мирбис» Максим Калинкин учился на международной магистерской программе по специальности «Международная торговля и коммерческое право» в London Guildhall University. Эта программа предполагает учебу в течение года и последующее написание диссертации. Итогом учебы является международный диплом магистра и возможность трудоустройства в крупных российских, междуанродных и зарубежных компаниях. Чтобы учиться, нужно иметь очень хороший уровень английского и отличные оценки в дипломе бакалавра.
Максим по окончании программы получил должность начальника отдела маркетинга в компании «Центральный телеграф».
Личный опыт
Олег Борисов — восемнадцатилетний студент первого курса пражского университета «Высшая школа экономики» факультета международных отношений по направлению «Предпринимательство и правоведение». Его рассказ — о подготовительном факультете Карлова университета в Подебрадах (Podebrady), на котором он учился с сентября 2001 по май 2002 года (с помощью компании GMT — официального представителя Карлова университета в России). По окончании этого курса Олег поступил в университет. Подебрады — город маленький, особенно не разгуляешься, ночных заведений немного. Поэтому приходилось учиться, учиться и учиться, делая перерывы на занятия спортом: в общежитии студентов-стипендиатов находится спортзал, во втором общежитии — платный тренажерный зал, центр аэробики и солярий, рядом с общежитиями — теннисные корты.
После подготовительных курсов я сдал экзамены и поступил сразу в три университета: в ВШЭ, Технический университет в Либерце (Liberec) и Земледельческий университет в Праге на экономические отделения. Вступительный экзамен состоял из двух предметов — математики и чешского (плюс иностранный язык на международном отделении). На курсах в Подебрадах преподавали еще и «Введение в экономику», этот предмет не был в числе вступительных. Обучения на курсах вполне достаточно для поступления в университет. Я думаю, что гарантией поступления является возможность подавать заявки сразу в несколько вузов, каждая заявка стоит примерно 500 рублей/крон.
Мнение работодателей
· Сергей Ряковский, директор по персоналу ***
В нашей компании нет специалистов, получивших западное образование. При приеме на работу я отдам предпочтение обладателю российского диплома. Потому что те, кто учился за рубежом, лучше подготовлены для работы «там». И соответственно наоборот, россияне смогут успешнее работать в своей стране.