ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | Образование в Южной Корее

    Министерство образования является основной государственной организацией, ответственной за формирование и претворение в жизнь политики, связанной с педагогической деятельностью, наукой и образованием.

    В провинциях и городах с особым статусом созданы советы по делам образования, которые функционируют как представительные органы. Эти советы имеют в каждом уезде и городе своих представителей, отвечающих на местах за деятельность начальных и средних школ. Правительство дает им рекомендации по основным направлениям политики в области образования и оказывает финансовую помощь.

    Образование финансируется из единого источника. Бюджет школ, в основном, складывается из правительственных субсидий. Бюджет Министерства образования изменяется из года в год, но в среднем составляет примерно 19,25% всех государственных расходов; в 1993 году бюджет Министерства равнялся 2,8% от ВНП.

    Система образования Республики Корея включает начальную школу (6 лет), среднюю школу (3 года) и среднюю школу повышенной ступени (3 года), колледж и университет (2 или 4 года), а также магистратуру, по окончании которой может быть присвоена ученая степень.

    Дошкольное образование не является обязательным, однако с 1953 году введено обязательное бесплатное шестилетнее образование в начальной школе.

    В 1992 году в сельских районах было введено обязательное трехлетнее образование в средней школе.

    Вступительные экзамены на конкурсной основе в школы среднего уровня были отменены еще в 1968 году. Хотя, как и в конце 1980-х гг., студенты должны были сдавать профилирующие экзамены не на конкурсной основе, они зачислялись на последующий уровень по лотерее или в соответствии с местоположением границы школьного района. Средние школы, прежде оцениваемые по положению в обществе их студентов, были уравнены, и теперь в них обучались люди из разных слоев общества. Однако реформа не полностью уравнивала средние школы. В Сеуле студентам, которые хорошо сдали профилирующие экзамены, позволялось поступать в школы высшего разряда в «общем» районе, в то время как другие студенты поступали в школы в одном из пяти географических районов. Эти реформы одинаково касались и государственных, и частных школ, наборы учащихся строго контролировались Министерством просвещения.

    В Корее особое внимание уделяется внедрению информационных технологий в учебный процесс. Осуществление этого проекта началось в 1998 году, на него было потрачено около $1,1 млрд бюджетных средств. В результате Южная Корея стала второй в мире страной после Сингапура, полностью обеспечившей свои школы компьютерами и доступом к Интернету. В электронном письме президента Республики Корея, которое он отправил в каждую южнокорейскую школу, говорится: «Теперь у нас заложен фундамент для строительства сильной в технологическом отношении страны». Он также пообещал создать в стране новую систему образования и внедрить новые методы преподавания, основанные на информатике и современных технологиях.

    Правительство Южной Кореи сообщило о завершении трехлетнего проекта интернетизации школ первой и второй ступени (младшие и средние классы в российской классификации). В каждой из 10064 таких школ — даже в деревнях и на удаленных островах — ученики имеют доступ к Интернету. Компьютеры установлены в каждом классе и соединены в локальные сети. Кроме того, персональные компьютеры получили 340 тыс. учителей.

    Следующая проблема, которую предстоит решить, — обучение школьных учителей работе в Интернете. В связи с этим в ближайшие 3 года Министерство образование намерено провести курсы повышения квалификации для 110 тыс. преподавателей.

    Высшее образование

    Корея стоит на одном из первых мест в мире по числу студентов среди населения.

    Образование в Корее — это пропуск, если и не в ряды элиты, то уж, по крайней мере, в средний слой, главный канал социальной мобильности. Корейское высшее образование является эгалитарным и элитарным одновременно. С одной стороны, корейское правительство последовательно, сознательно и успешно проводит политику «равных возможностей» в доступе к высшему образованию. Поступление в вуз зависит, в первую очередь, от работоспособности и таланта абитуриента, а не от денежных возможностей или связей его семьи. С другой стороны, корейские вузы образуют четкую иерархическую пирамиду, в которой «котировка» дипломов разных университетов может быть разной. Зачастую диплом третьесортного университета не является твердой гарантией вхождения в ряды среднего класса, поэтому небольшая часть обладателей подобного «низкокачественного» диплома вынуждена идти на рабочие должности.

    Министерство образования Республики Корея вводит новую систему рейтинга университетов. Тем из них, которые получат в результате аттестации 90 баллов и выше, будет присвоено звание «отличных». Вузы, набравшие 80 баллов и выше, будут считаться «хорошими», 70 баллов и выше — «аккредитованными», а остальные — «неаккредитованными».

    Оценка «качества» того или иного университета будет проводиться по нескольким направлениям, включая научную работу, соотношение числа преподавателей и студентов, материальную базу, финансовую состоятельность и др. Университеты, которые займут более высокие позиции в рейтинге, могут рассчитывать на дополнительную финансовую поддержку правительства. Кроме того, их выпускникам будет легче найти работу или поступить в аспирантуру.

    Процесс аттестации вузов начался в Корее в 1994 году и за истекший период уже дал ряд положительных результатов. Однако корейским университетам предстоит еще немало сделать, чтобы достичь уровня зарубежных высших учебных заведений. Так, например, по «индексу цитирования» научных статей Сеульский государственный университет, являющийся ведущим вузом Кореи, занимал в 1997 г. только 128-е место в мире.

    Всего в Корее в 1999 г. действовало 350 высших учебных заведений. Официально в стране существует 5 типов вузов (не считая военных и религиозных учебных заведений): университеты, колледжи, учительские институты, открытые университеты и заочные университеты.

    Типы корейских учебных заведений и число студентов (1999 г.)*

    Число вузов Число студентов
    Университеты 158 1587667
    Колледжи 161 859547
    Заочный университет 1 316665
    Учительские институты 11 21323
    Открытые университеты 19 158444

    *Данные базы данных Национального статистического управления KOSIS

    Высшую ступеньку этой иерархической лестницы занимают университеты с 4-летним сроком обучения. Выпускник университета имеет право поступить в магистратуру со сроком обучения в течение двух лет.

    К университетам близки учительские институты, которые готовят своих студентов для будущей работы в школе.

    Специфическую роль играет заочный университет в Сеуле, единственный заочный вуз страны.

    Схожие задачи и у «открытых университетов», в которые могут поступить только те, кто уже работает на производстве, и в которых нет вступительных экзаменов (аналог советских вузов).

    Ступенькой ниже находятся колледжи, отчасти напоминающие советские техникумы (хотя в действительности устроенные по образцу американских Junior College) с двух- или трехлетним сроком обучения. Главная их задача — готовить квалифицированных рабочих или же конторских служащих низшего звена. Теоретически после окончания колледжа студент может попытаться поступить сразу на второй или третий курс университета, причем не обязательно по той же специальности, сдав специальные переводные экзамены, но практически это происходит довольно редко.

    В отличие от средних школ, корейские университеты резко отличаются друг от друга и по уровню образования, и, главное, по тому статусу, на который в перспективе могут рассчитывать их выпускники.

    Как и в Японии, в Корее существует четкая иерархия высших учебных заведений. Иерархия эта нигде формально не закреплена, однако она общеизвестна, строго соблюдается и очень редко оспаривается.

    На самой вершине иерархической пирамиды находится Сеульский государственный университет, официально основанный в 1946 году на базе действовавшего при японцах Кенсонского императорского университета. Культ Сеульского государственного университета — это копия отношения японцев к Токийскому императорскому (после войны — государственному) университету.

    Второй эшелон образуют несколько ведущих частных университетов столицы. К ним относятся университеты Коре и Енсэ, десятилетиями соперничающие между собой за неофициальное звание «Корейского университета N 2», а также женский университет Ихва. Пхоханский политехнический институт и еще 2–3 сеульских вуза тоже иногда зачисляют себя в эту группу, но их претензии признаются далеко не всеми.

    К третьей категории относятся около 30 частных университетов Сеула и провинциальные государственные университеты.

    Наконец, четвертую, самую многочисленную и наименее престижную категорию образуют провинциальные частные университеты.

    Корейские университеты являются универсальными учебными заведениями, причем относится это как к собственно университетам, так и к двухлетним колледжам.

    Специализированных вузов немного, их статус, за некоторыми исключениями, не слишком высок.

    Типичный крупный корейский университет имеет в своем составе 10–20 факультетов, которые по американскому образцу обычно называются «колледжами» (кор. тэхак). В некоторых небольших провинциальных университетах колледжей может не быть, они состоят непосредственно из кафедр (кор. хакква).

    Количество мест по каждой специальности (“план приема”) определяется Министерством просвещения. Без разрешения Министерства нельзя ни открыть новую специализацию, ни изменить число учащихся на уже существующей, причем это касается как частных, так и государственных вузов. Такие меры предпринимается с целью избежания инфляции вузовского диплома. С другой стороны, наличие фиксированного и определяемого министерством плана приема приводит к тому, что конкурсы во всех корейских вузах и на всех специальностях примерно одинаковые, а вот проходной балл отличается весьма сильно. Максимально возможная оценка на общенациональном экзамене – 200 баллов (по сумме всех предметов), но получить ее практически невозможно. Для того чтобы иметь шансы на успех при поступлении в один из 4–5 ведущих университетов, необходимо набрать не менее 170 баллов (удается это примерно 3% абитуриентов). Для провинциального университета третьего сорта достаточно примерно 130 баллов, а в так называемые колледжи (вузы с укороченной двух- или трехлетней программой) можно попасть со 100 баллами.

    В университете обычно есть факультеты естественных наук, один или несколько инженерно-технических, медицинский, юридический, историко-филологический (иногда может существовать и отдельный факультет иностранных языков), музыкальный, изобразительных искусств. В состав многих университетов входит и факультет домоводства, который предназначен для подготовки особо квалифицированных (дипломированных) домохозяек. В составе двухлетних колледжей отдельных факультетов нет, они состоят непосредственно из кафедр.

    Для корейских абитуриентов важно поступить именно в хороший университет, а на какой факультет или отделение — дело второстепенное. Большинство выпускников университета не без оснований уверено в том, что работать по специальности после окончания им все равно не придется. Ни специальность, ни даже академические успехи при трудоустройстве обычно не принимаются во внимание. По-настоящему важен только престиж университета (хотя, разумеется, из этого правила есть и исключения — врачи, например, или инженеры, как правило, работают по своей специальности). Считается, что если человек попал в Енсе или Коре, он справится с любой работой, а вот от выпускника захолустного университета в провинции ждать нечего, какие бы отметки у него ни стояли в дипломе. Поэтому студенты, которые попали в Сеульский государственный университет, могут считать, что почти обеспечили себе жизненный успех. Даже если не слишком повезет, карьера все равно почти наверняка будет более завидной, чем та, на которую могут надеяться даже весьма удачливые выпускники провинциального вуза.

    Для выпускников престижных университетов карьера обусловлена еще и тем, что выпускники вуза образуют сплоченную и иерархизированную (более ранние выпуски имеют преимущество перед поздними) корпорацию, члены которой оказывают друг другу немалую помощь в самых разных вопросах, но в первую очередь – в трудоустройстве и карьере. Особо относится это к питомцам примерно полудюжины ведущих университетов, которые в больших количествах представлены в корейской деловой, политической и научной элите. Пожизненная принадлежность к такой корпорации, которая гарантируется уже самим фактом поступления в престижный университет, дает неоценимые преимущества.

    Плата за обучение

    Плата за обучение в корейских вузах сравнительно невелика (от $1500 до 4500 в год), причем в Корее не существует прямой связи между престижностью университета и размером платы за обучение в нем. Скорее наоборот: обучение в частных университетах, которые по престижности уступают государственным, стоит примерно в два раза дороже (в среднем $3000 против 1500). Сеульский государственный университет, национальная гордость, мечта сотен тысяч молодых честолюбцев и их родителей, является одним из самых дешевых, в то время как многие третьесортные провинциальные вузы взимают за обучение во много раз большую плату. Такая система стала возможной благодаря государственным дотациям, которые получают в основном ведущие университеты.

    Полезные ссылки

    Сеульский государственный университет (англ.) — www.snu.ac.kr/engsnu/

    Университет Ёнсе (англ.) — www.yonsei.ac.kr/eng-www/index.htm

    Университет Корё (англ.) — www.korea.ac.kr/~eng/main.htm

    Университет иностранных языков Хангук (англ.) — www.hufs.edu/
    Источник: http://www.bilim.kz/education/