ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | Образование в Чили

    Система народного образования в Чили считается лучшей во всей Латинской Америке, а грамотность составляет 95,4%.

    В чилийской системе образования работает система ваучеров. Правительство дает государственные деньги частным школам в зависимости от количества принятых учащихся.

    Контроль над государственными школами перестал быть централизованным и часть контролирующих функций передана в ведение муниципалитетов. Поэтому субсидии даются как муниципальным, так и частным школам, причем и те и другие получают равное количество денег на одного ученика. Такая система используется для обеспечения свободной конкуренции в сфере образования и позволяет обществу выбирать лучшее образование за меньшие деньги.

    В результате перемен, которые произошли в Республике в сфере образования, 20% чилийских студентов ушли из государственного в частный сектор.

    В чилийские школы детей принимают независимо от места жительства, поэтому родители могут выбирать школу. Однако на практике все частные школы находятся в больших городах и стараются сами выбирать себе учеников лучше, отказывая проблемным детям. Такая ситуация привела к тому, что дети среднего класса учатся в частных школах, а дети бедных слоев населения — в муниципальных.

    Правительство решило выправить ситуацию, увеличивая ассигнования на государственные школы и вводя обязательные стипендии для бедных.

    В последние годы расходы на образование начали расти: вложены деньги в подготовку учителей, пересмотрена школьная программа, увеличены ассигнования на развитие библиотек, национальной образовательной компьютерной сети, на поддержку сельских и бедных городских школ. Разница между государственными и частными школами несколько сгладилась (по крайней мере, в части материального обеспечения).

    В стране действует следующая система финансовой поддержки университетов: прямое финансирование со стороны государства (Aporte Fiscal Directo — AFD), косвенное финансирование (Aporte Fiscal Indirecto — AFI), материальная помощь студенчеству через Стипендиальный фонд (Fondo de Becas) и Фонды университетского кредита (Fondos Solidarios de Credito Universitario).

    Есть также Фонд институционального развития (Fondo de Desarollo Institucional) и Фонд научно-технологического развития (Fondo de Desarrollo Cientifico y Tecnologico — FONDECYT). Существует также система предоставления президентских стипендий.

    Прямое финансирование предоставляется 25 чилийским университетам (преимущественно государственным), главы которых являются членами Совета ректоров. Размеры прямого финансирования определяются численностью студенческого контингента, числом преподавателей, занимающихся исключительно учебной работой, долей докторов или магистров наук, участием вуза в деятельности международного научного сообщества (измеряемое числом публикаций в зарубежных изданиях) и рядом других показателей.

    В Чили государственная и частная высшая школа уже в течение долгого времени фактически составляют единое целое. Государство финансирует оба сектора высшего образования, они различаются лишь по форме своего управления. Частные университеты имеют возможность получать косвенные дотации (субвенции), которые выделяются избирательно, с учетом процента успевающих студентов. Кроме того, некоторые частные чилийские вузы получают благотворительные пожертвования, а организации, выделяющие их, частично освобождаются от налогов.

    В Чили был учрежден Высший совет по образованию, который уполномочен осуществлять процедуру аккредитации вузов. При соблюдении необходимых условий, оговоренных в соответствующих статьях Закона, через шесть лет (таков минимальный срок прохождения аттестации) вуз получает юридическое право присваивать профессиональные звания, иными словами, приобретает автономию.

    Аккредитация вузов осуществляется по таким показателям, как финансовая состоятельность, численный и качественный состав преподавательского корпуса, содержание учебных программ, степень материально-технического обеспечения, а также другие объективные данные, которые позволяют вузу обеспечить подготовку специалистов необходимого профессионального уровня. Те университеты и институты высшего образования, которые успешно (по заключению Совета) в течение шести лет соблюдали режим аккредитации, приобретают право автономии и полномочны самостоятельно присваивать все категории вузовских профессиональных званий и ученых степеней, что и должно быть подтверждено Высшим советом по образованию.

    Высшее образование

    Система высшего образования в Чили — это система «смешанного» (государственно-частного) функционирования и финансирования.

    Среди государственных университетов следует выделить: Университет Чили (основан в 1738 г., насчитывает 8 тыс. студентов); Университет «Сантьяго-де-Чили» (основан в 1947 г. как nехнический университет, насчитывает 16 тыс. студентов).

    Крупнейшими частными вузами страны являются: Папский католический университет в Сантъяго (основан в 1888 г., насчитывает 16 тыс. студентов), Католический университет в Вальпараисо (основан в 1928 г., 7 тыс. учащихся), Университет в Консепсьоне (основан в 1919, 11 тыс. студентов), Южный университет в Вальдивии (1954 г., 7 тыс. студентов).

    В соответствии со Всеобщим законом об образовании, в Чили в качестве высших учебных заведений признаются университеты, профессиональные институты и центры технической подготовки.

    В настоящее время в Чили функционирует более 70 университетов, 83 высших института и около 160 центров технической подготовки (которые также признаются составной частью вузовской системы страны).

    Центры технической подготовки имеют право присваивать звание «техника» высшего разряда, что позволяет выпускнику работать на технической вспомогательной должности.

    Институты присваивают те профессиональные звания, которые не требуют прохождения лиценциатуры.

    Дипломы лиценциата, магистра и доктора выдают лишь университеты.

    В Чили действует единая для всех государственных университетов система кредитования студентов. Согласно действующему положению, кредит на обучение в университете предоставляется особо нуждающимся студентам сроком на 10–12 лет. После завершения обучения и устройства на работу выпускник в обязательном порядке выплачивает 5% от своего жалованья до полного погашения долга. В настоящее время при выплате долга учитывается материальное положение выпускника, получившего ту или иную профессию. Если бывший студент долго не может найти подходящую работу, он ничего не платит; если же его специальность позволяет иметь стабильный и высокий доход, он расплачивается быстрее.

    Необходимость обращаться к кредиту вызвана тем обстоятельством, что некоторые престижные специальности стоят довольно дорого. Так, наибольшим спросом сегодня в Чили пользуются профессии архитектора, юриста, психолога, гражданского инженера, журналиста. Для обучения на этих отделениях в год необходимо выплатить не менее 1 млн. чилийских песо (в пересчете на американские доллары это — примерно $250 тыс.).

    Для поступления в университет или институт нужно сдать экзамены. Но, даже сдав их, не мечтайте о бесплатном образовании. Здесь такого просто нет. К примеру, стоимость обучения в солидном строительном институте составляет $3,5 тыс. в год.

    В Чили три уровня последипломного образования: »последипломник» (post-titulo), магистр и доктор.

    Подготовкой магистров и докторов занимаются как в рамках государственного сектора высшей школы, так и частного.

    Источник: http://www.bilim.kz/education/