ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | Образование в Бразилии

    Современная система образования Бразилии начала складываться несколько позже, чем в большинстве стран Латинской Америки.

    Еще в 70-х годах прошлого столетия около 20 % населения старше пятнадцати лет было неграмотно. Но к концу ХХ века в области просвещения были достигнуты существенные результаты.

    Система образования Бразилии включает в себя как государственные (на уровне федерации, штата и муниципальных округов), так и частные учебные заведения, которые охватывают дошкольное образование, начальную (I уровень) и среднюю (II уровень) школы, университетское образование и послеуниверситетскую подготовку.

    Начальное образование находится в ведении муниципалитетов, среднее — штатов, бесплатное высшее — государства.

    По бразильской Конституции 1988 года, 18% доходов от государственных налогов и 25% от налогов штатов и муниципальных округов идут на нужды образования.

    Министерство образования контролирует всю систему высшего образования в целом. Главным распорядительным органом является Федеральный совет по образованию. Федеральное правительство содержит, по крайней мере, один федеральный университет в каждом штате.

    Бразилия имеет собственный механизм финансовой поддержки частной высшей школы, где с 1975 года существует система государственного кредитования частных светских вузов, позволяющая учащимся почти полностью возмещать плату за обучение, а также покрывать и часть дополнительных личных расходов. Другим средством государственного обеспечения частной высшей школы является деятельность PANF (Программы поддержки негосударственных учебных заведений).

    В середине 80-х годов Бразилия, одной из первых в Латинской Америке, начала выделять средства студентам на обучение в аспирантуре и докторантуре; этим правом могут пользоваться учащиеся как государственных, так и частных вузов.

    В Бразилии ведется постоянный контроль за качеством обучения на всех уровнях системы образования.

    Работает Координационная система по совершенствованию кадров высшего образования (CAPES), ответственная за аккредитацию учебных программ в аспирантуре и докторантуре бразильских университетов, и Федеральный совет по образованию, задачей которого является «авторизация и официальное признание» частных вузов.

    CAPES, кроме аккредитации учебных программ последипломного уровня, также ведает выделением стипендий для обучения бразильских студентов как внутри страны, так и за рубежом, осуществляет международное сотрудничество, накапливает и обрабатывает информацию о состоянии высшей школы, анализирует результаты аттестации аспирантов и докторантов.

    Оценка учебных программ последипломного уровня раз в два года проводится специальными комиссиями, члены которых выбираются из университетской среды и в которых постоянно проводится ротация состава. Получаемые CAPES результаты служат для выработки как государственных, так и негосударственных проектов финансовой поддержки последипломного уровня обучения. В частности, на основе получаемых результатов бразильские университеты получают ту или иную долю денежных и материальных средств со стороны государства через Национальный совет научно-технического развития.

    Оценкой уровня обучения в государственных вузах ведает Секретариат по высшему образованию при министерстве просвещения по предварительному согласованию с Советом ректоров бразильских университетов.

    За последние два-три года в стране были осуществлены две программы по оценке качества высшего образования: проведен общенациональный выпускной экзамен, объявленный обязательным для получения диплома о высшем образовании. Кроме того, в 1994 году вступила в действие новая программа институциональной проверки и аттестации бразильских университетов (PAIUB), последовавшая за созданием соответствующей Национальной комиссии. Институциональная аттестация в рамках PAIUB проводится при добровольном желании всех членов данного вуза, она является этапом, следующим после «внешнего обследования». При этом инспектируются все стороны университетской жизни, а не только сам процесс обучения; проводится сравнительный анализ работы данного вуза с другими. В процессе аттестации в равной мере не предусматриваются ни поощрения (в случае особо впечатляющих результатов), ни наказания (в случае обнаружения недостатков).

    Высшее образование

    В настоящее время система высшего образования Бразилии охватывает 973 учебных заведений, включая 93 университета, университетские центры и высшие краткосрочные курсы.

    Основу высшей школы составляют университеты, составляющие 15,7% от всего количества вузов. Более 1000 курсов по послеуниверситетской подготовке располагают факультетами с высоким качеством обучения, сравнимым с аналогичным качеством в высокоразвитых странах.

    Автономия университетов по законодательству страны закрепляется, но ограничивается только ресурсами, которыми они располагают. Ни правительство, ни политические партии, ни религиозные авторитеты, никакая группа, облеченная властью, не может диктовать, каким образом университеты должны достигать поставленных целей. Университеты решают все свои проблемы interna corporis.

    В Бразилии одновременно функционируют несколько типов университетов: государственный и частный; государственные университеты уровней федерации, штата и муниципалитета; университеты, специализированные по областям знания.

    В настоящее время в университетах на первом этапе высшего образования — graduacao — учатся около 69% студентов. Их обучают более 72% бразильских преподавателей.

    Второй этап высшего образования — pos-graduacao, ведущий к продвинутой научной квалификации (mestrado и doutorado) — сосредоточен, главным образом, в федеральных университетах.

    Университетский центр осуществляет своеобразную переориентацию системы высшего образования. Высшие учебные заведения, приобретающие статус университетского центра, получают такую степень автономии, которая позволяет им гибко и динамично отвечать на запросы рынка. Они предлагают разнообразные и постоянно обновляемые учебные курсы. Университетские центры выступают в качестве многопрофильных вузов: их автономия, сравнимая с автономией университета, дает право разрабатывать и реализовывать в своих стенах учебные программы и планы, охватывающие одну или более областей знания. Они обладают правом определять необходимое количество предлагаемых для зачисления мест в зависимости от спроса.

    Рост числа выпускников средней школы, большинство из которых претендует продолжить свое образование, отставание предложения от спроса на место в вузе послужили мотивом для заимствования уже известной в Европе, Канаде и США модели высших краткосрочных курсов.

    Высшие краткосрочные курсы в Бразилии организуются с целью демократизировать доступ к высшему образованию, придав ему более массовый характер. В первую очередь, они адресованы именно выпускникам средних школ для быстрой профессиональной подготовки к различным видам деятельности, связанным с производством материальных ценностей и сферой услуг. Эта подготовка рассматривается как специфическая, дополнительная или частичная. Одним из приоритетных направлений такой подготовки является, например, формирование профессионалов, связанных с информатикой. Курсы не обладают правом выдачи дипломов своим выпускникам, но выдаются сертификаты.

    Еще более быстрыми темпами развивается частный сектор. В настоящее время частные вузы составляют 78,5% от всего числа вузов и в них сейчас обучается 62,2% студентов Бразилии.

    Из-за большого спроса на высшее образование и нехватки свободных мест на факультетах и в университетах Бразилии (как в государственных, так и частных), для поступления требуется сдать вступительный экзамен.

    По окончании обучения студенты могут получить диплом бакалавра или лиценциата, если они пройдут годичный курс по подготовке преподавателей.

    В число крупнейших вузов Бразилии можно включить университет в Сан-Паулу, основанный в 1934 году, где молодые люди получают юридическое, медицинское, философское, литературное, фармацевтическое, зоотехническое, экономическое, архитектурное и педагогическое образование.

    Университет имеет филиал медицинского факультета в Рибейран-Прету. Наряду с филиалами факультетов в различных районах страны находятся инженерные школы и другие учебные институты.

    Наиболее престижным и старейшим вузом страны считается университет в Рио-де-Жанейро, основанный в 1920 году. В университете имеется более широкий выбор специальностей, чем в других учебных заведениях. В рамках этого университета функционируют школы изобразительных искусств, физического воспитания и спорта, а также несколько учебных институтов, в частности, физики, химии, математики, биофизики, микробиологии и т.п.

    Еще один из крупнейших университетов Бразилии — Федеральный университет Минас-Жерайс в Белу-Оризонти, основанный в 1927 году. Там студенты проходят обучение на факультете экономических наук, юридическом, философском, изобразительных искусств, музыкальном, литературном. Университет объединяет ряд учебных и научно-исследовательских институтов.

    Католический университет в Кампинасе основан в 1941 году. Он имеет 16 факультетов и институтов.

    Автор: http://www.bilim.kz/education/