ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | Не все американцы — сторонники ЕГЭ

Можно ли одним тестом измерить знания учеников?

Только что в Москве и Петербурге побывала группа директоров крупнейших негосударственных школ США и Канады. С ними встретилась обозреватель «Известий» Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА. Разговор касался различий в системах российского и американского образования; его платности и доступности; нецелесообразности нашего перехода на американскую систему Единого экзамена… В беседе приняли участие Директор по новым проектам Американских Советов по международному образованию Кевин СПЕНСЛИ, президент Фонда «Глобальные связи» Питер ПЭЛХАМ, вице-президент Национальной ассоцации независимых школ Клаудия ГАЛЛАНТ, консультант школы «Devereux Glenholme» Кеннет РУ и директор канадской школы для девочек «Branksome Hall» Руфь Энн Пенни.

Зачем американские учителя приехали в Россию

— Ваша поездка организована Американским Советом по международному образованию. Насколько реальны обмены школьниками между нашими странами?

Кевин СПЕНСЛИ:- Американские Советы по международному образованию работают в России с 1976-го года. А обмены между нашими студентами, аспирантами, учителями продолжаются уже в течение 10-15 лет. Каждый год мы привозим около трех тысяч россиян в Соединенные Штаты. Работаем с фондом «Глобальные связи», для того, чтобы представить лучшие американские и канадские независимые школы их российским коллегам. Очень многие из этих школ хотели бы найти себе партнеров в США и Канаде, наладив обмены как между учениками, так и между преподавателями.

Питер ПЭЛХАМ: — Я надеюсь на то, что и американцы будут присылали своих учеников в российские школы.

Клаудия ГАЛЛАНТ: — Система российского образования является чрезвычайно продвинутой в предметах фундаментального цикла (в математике, физике,естественных науках). И к ученикам традиционно предъявляется очень жесткий набор требований. А американская система более креативная, творческая (это касается подходов к решению проблем). И мы стали думать, как наладить совместную работу для того, чтобы найти общее основание между этими, принципиально разными подходами.

Не все американцы — за ЕГЭ

— Несмотря на то, что наши системы образования такие разные, сейчас Россия пытается пойти по американскому пути. Это неизбежно перечеркнет вековые традиции, которыми славилось наше образование. Речь идет о переходе на тестовую систему, Единый экзамен, принятые в США.Что вы об этом думаете?

Клаудия ГАЛЛАНТ: — Очень важно, чтобы мы сохранили два своих разных подхода к образованию. Что касается ЕГЭ, то в США существует очень большой разброс мнений по поводу использования и применения подобных тестов на практике, а также по поводу их эффективности. Вопрос надо ставить так: можно ли одним тестом измерить результат, который вам бы хотелось получить от учеников? Независимые школы считают, что нет. Однако, мы представляем лишь 11% от общего числа учащихся в США. Остальные 89% поддерживают применение стандартизированных экзаменов.

Но нужно помнить: просто выступать против ЕГЭ недостаточно. Нужна альтернатива. Например, ты можешь оценивать знания школьников, предложив им тест, но должен также создать папки, в которых будут содержаться его работы, сделанные на протяжении всего периода учебы. И тогда знания будут оцениваться и с помощью теста, и с помощью портфолио ученика.

Кеннет РУ: — Одна из проблем ЕГЭ заключается в том, что на основании результатов тестов, оценку негласно получают и учителя. Поэтому они в основном занимаются тем, что натаскивают школьников на то, чтобы они его сдали. Так, творческий компонент начисто выпадает из процесса обучения. Преподаватель учит сухим фактам, а не тому, как ими можно воспользоваться в жизни.

В Америке сначала смотрят на способности, а потом — на финансы

— В России в подавляющем большинстве случаев образование детей в частных школах оплачивают сами родители. В США это не так. Существуют разнообразные льготы, стипендии…

Руфь Энн ПЕННИ: — В независимых школах США и Канады существуют достаточно крупные фонды, создающиеся специально для финансирования тех учеников, которые не могут полностью оплатить образование. Приемные комиссии большинства школ проводят колоссальную работу для того, чтобы выпускники и их родители вносили пожертвования в эти фонды. Каждый год школы активно рекрутируют учащихся из всех слоев общества. Процесс приема учеников в школу — слеп по отношению к их финансовым возможностям: сначала мы смотрим на способности ребенка, а потом уже на то, каким образом сможем профинансировать его образование.

Клаудия ГАЛЛАНТ: — В США мы часто слышим, что образование в негосударственных школах доступно только самым богатым. Но государственные школы финансируются из двух источников: правительством штата и федеральным правительством. И сумма финансирования часто зависит от того количества налогов, которые заплатил каждый конкретный район. Качественное образование очень дорого: будь оно частным или государственным. Так, если бы я жила в очень хорошем районе, я бы отдала своего ребенка в государственную школу. Это было бы бесплатно для меня, но деньги, которые вкладываются в такую школу — очень большие. А если бы я жила в бедном районе, я отдала бы ребенка в частную школу.

Нестандартные стандарты

— Существуют ли у вас образовательные стандарты?

Клаудия ГАЛЛАНТ: — Они есть, но не являются централизованными: нет единых учебников, программ. Но если семья ученика 8-го класса из Сиетла захочет переехать в Балтимор, на другое побережье, то этот ученик сможет перейти там в тот же самый 8-й класс.У нас есть и система аккредитации для государственных и частных школ…

Питер ПЭЛХАМ: — Для того, чтобы продолжать оставаться аккредитованной школой, она сначала должна сама себя оценить. После чего школа оценивается директорами и учителями других школ: они встречаются с учителями, учениками, родителями; читают отчет школы и сравнивает одно с другим. Все демократично и прозрачно.

— У нас все происходит «не совсем так». Остается надеяться, что в процессе обмена опытом, нашим странам удастся взять друг у друга только лучшее, что у них есть.

Автор: Наталья Иванова-Гладильщикова
Источник: «Известия Науки»