Во времена, когда все больше молодых американцев бросают High School (так в системе образования США называются старшие классы), возможность поступить в колледж «с черного хода» привлекает очень многих школьников без аттестата об окончании высшей школы. Тревожная статистика только подогревает споры о том, стоит ли пускать таких молодых людей в колледжи, и если стоит, то полагаются ли им государственные стипендии на образование. Один из таких случаев – 23-летняя Эйприл Поинтер (April Pointer), которая занимается психологией в Rockland Community College и подрабатывает телемаркетингом. В выпускном классе Мисс Поинтер не справилась с нагрузкой по естественным наукам, но, к удивлению родителей, в прошлом году ее приняли в Rockland, который является частью State University of New York. Таких, как Эйприл, в США сегодня около 400 тыс., что составляет 2% всех учащихся колледжей, тогда как в прошлом году эта цифра составляла лишь 1.4%. Само существование таких студентов – желающих учиться, но рискующих остаться вообще без документа об образовании – указывает на раскол в национальной системе образования. С одной стороны, приверженцы традиционной схемы (школа-колледж) справедливо указывают на то, что High School специально рассчитана на подготовку к вузу. С другой – образование в колледже является необходимой основой для развития карьеры и отнимать шанс у тех, кто не смог учиться в старших классах, несправедливо. Это противоречие особенно заметно в Калифорнии. В этом году 47 тыс. старшеклассников – около 10% каждого класса – не сдали выпускные экзамены. При этом многие колледжи все равно примут у них документы, а вот на государственные стипендии рассчитывать им не придется. Сенатор штата Дебора Ортиц (Deborah Ortiz) выступила с предложением изменить законодательство: «Если уж молодежь без аттестатов берут в вузы, колледжи должны предлагать финансовую поддержку способным подросткам из малообеспеченных семей». Многие региональные вузы, а также двухлетние и некоторые четырехлетние колледжи принимают таких абитуриентов. В Interboro Institute, большом коммерческом вузе, 94% абитуриентов в прошлом году поступили без аттестата High School. При этом большинство студентов получило финансовую помощь – и федеральную, и на уровне штата, которая доходила до $9000 для наиболее нуждающихся. Однако администрация штата недавно выявила случаи мошенничества со стороны сотрудников Interboro при сдаче экзаменов, позволяющих студентам получать государственные дотации. В результате правительство попыталось отменить гранты на обучение для студентов без школьных аттестатов, мотивировав это тем, что учащиеся должны сначала продемонстрировать стремление к учебе, заработав определенное количество баллов. Однако отмены грантов не последовало. По оценкам правительства США, государство тратит $29 млн в год на учебу 13 тыс. студентов, которые не окончили высшую школу. В конце 80-х – начале 90-х в ходе государственного расследования выяснилось, что многие коммерческие колледжи с большим успехом набирали совершенно неготовых молодых людей буквально с улицы – и таким образом получали государственную помощь. Затем эти «студенты» бросали учебу и выплаты прекращались. Чтобы пресечь такого рода аферы, Департамент образования теперь требует от не аттестованных в школе студентов сдачи специального государственного теста для получения льгот и стипендий. В City University of New York большинство студентов, не окончивших High School, должны набрать определенное количество баллов, эквивалентное требованиям школьных выпускных экзаменов. Нью-Йоркский колледж Hudson Valley – один из многих, куда принимают студентов без школьных аттестатов. Среди них встречаются самые разные молодые люди. Например, шестнадцатилетний Пэтрик Руни (Patrick Rooney) интересуется драматургией и любит играть в шекспировских пьесах. Он рассказывает, что одноклассники в High School смеялись над ним, когда он пытался обсуждать в классе задания по литературе. «Я чувствовал себя как в клетке», — жалуется Пэтрик. Эйприл Поинтер, о которой говорилось в начале, не хотела сдавать школьные экзамены экстерном. «Во–первых, они очень сложные. Во-вторых, если их не сдашь, потеряешь все — и школу, и колледж», — говорит Эйприл. Колледж, по ее словам, – куда лучший вариант: «Я хожу на занятия, готовлюсь, учусь, и когда я наберу определенное количество баллов, они будут автоматически засчитаны как аттестат об окончании высшей школы». Мисс Поинтер рассчитывает вскоре получить эквивалент аттестата и продолжить учебу на бакалавра. Она утверждает, что как бы ни сложилась ее дальнейшая судьба, колледж изменил ее, помог повзрослеть. «Здесь я осознала свои жизненные приоритеты».
Автор: Karen W. Anderson