Конкурентоспособная социология. На вопросы www.examen.ru отвечает Николай Нарбут, заведующий кафедрой социологии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.
Николай Петрович, кафедра социологии известна как одна из наиболее престижных и сильных на факультете гуманитарных и социальных наук РУДН. С чем это связано?
Это связано с несколькими причинами. Наша кафедра является одной из старейших кафедр социологии в России, она была основана в 1992 году. В следующем году прошел первый набор студентов на направление «социология». С тех пор мы подготовили 350 бакалавров и 130 магистров, более 20 из них защитили у нас кандидатские диссертации.
Кроме того, у нас прекрасный молодой коллектив, средний возраст штатных преподавателей кафедры составляет менее 40 лет. Среди них только выпускники философского, социологического или психологического факультетов МГУ им М.В. Ломоносова, а также выросшие на кафедре наши бывшие студенты. У нас также преподают видные ученые из Института социологии РАН, Института социально-политических исследований РАН, МГУ, имена которых говорят сами за себя. Это профессора Л.М. Дробижева, З.Т. Голенкова, чл.-кор. РАН В.Н. Иванов, Г.Г. Татарова, В.И. Чупров. В свое время студенты имели возможность общаться с выдающимися социологами Г.Н. Батыгиным и В.А. Ядовым, рядом зарубежных ученых. С 2001 года мы издаем собственный научный журнал «Вестник РУДН. Серия: Социология», входящий в перечень ведущих журналов, публикации в котором учитываются для защиты докторских и кандидатских диссертаций. Выигранные кафедрой международные гранты позволили оснастить передовой техникой и необходимым программным обеспечением компьютерные классы факультета, две социологические лаборатории, существующие при кафедре. Кафедра входит в число ведущих учебно-педагогических коллективов РУДН.
Сложно ли поступить на социологию в РУДН?
Поступить к нам действительно не просто. Конкурс около 4,5 человек на место и при этом в последнем наборе было всего 20 бюджетных мест (в этом году мы надеемся получить немного больше). Конкурсы на другие направления подготовки могут быть и выше, но обычно на них и принимают большее число студентов, так что по закону больших чисел конкурировать там несколько проще.
Кстати, в прошлом году мы открыли уникальную для России программу: социолог со знанием китайского языка. Социология, конечно, западная наука, и наши традиционные языки – это английский, немецкий и французский. Но Китай сегодня (и китайская социология в том числе) развивается такими темпами, что не считаться с этим было бы просто непростительной ошибкой. Так вот на этой программе в 2006 году было всего пять мест и отдельный конкурс.
Где и как можно подготовиться к поступлению на Ваше направление?
Подготовкой к поступлению в Университет занимается «Уникум-центр» – университетские подготовительные курсы, где работают очень квалифицированные преподаватели, в том числе и с нашего факультета. Там можно учиться на одно- и двухгодичных программах для старшеклассников, а также на трехмесячных курсах, которые как раз сейчас начнутся. Есть у нас и десятидневные экспресс-курсы в июне.
Важной особенностью нашего университета является, то, что с момента его основания в 1960 году структура обучения в РУДН несколько отличалась от стандартной модели отечественной высшей школы. Наши студенты учились не пять, а шесть лет. Это было обусловлено наличием у нас т.н. подготовительного факультета, на котором до 90% учебного времени составлял иностранный язык и который давал возможность – вне зависимости от специализации студента – получить вторую квалификацию «переводчик». Вообще, госстандарт по изучению иностранного языка в вузе – это 320 часов. В РУДН благодаря т.н. подготовительному факультету эта цифра составляет около 1800 часов. Сейчас факультет не имеет бюджетного финансирования и обучение на нем не является обязательным, но для тех, кто хочет получить двойную квалификацию (в нашем случае это «социолог + переводчик»), он остается очень привлекательным вариантом. О качестве языковой подготовки говорит хотя бы тот факт, что у нас приветствуются защиты выпускных бакалаврских работ на иностранных языках. В этом году 9 выпускников-социологов будут защищаться таким образом.
Какие экзамены сдают будущие социологи?
Обществознание, русский язык, иностранный язык. Все предметы сдаются по правилам ЕГЭ. Обществознание и иностранный принимают университетские комиссии (естественно, по правилам ЕГЭ), по русскому языку засчитываем школьный экзамен.
Профильный для нас предмет – это обществознание, за него абитуриент может получить до 200 баллов. Специфика обществознания позволяет очень хорошо оценить абитуриента, его кругозор, культурный уровень, способность к аналитическому мышлению и т.д. На многих факультетах социологии первый экзамен – это математика, но мы решили иначе. Хотя математике в процессе подготовки социологов мы уделяем очень много внимания. По остальным двум экзаменам абитуриенты получают возможность набрать до 100 баллов по каждому.
Как выглядит экзаменационный билет по обществознанию?
В нем три раздела. Первая и вторая часть – это тестовые задания, третья – носит творческий характер. Там абитуриент в свободной форме отвечает на поставленные вопросы. Для нас последняя часть, безусловно, представляет наибольший интерес.
РУДН известен как первый российский вуз, вступивший в Болонский процесс. Социологи тоже учатся по системе “бакалавр + магистр”. Как Вы можете прокомментировать этот момент?
С самого начала, то есть с 1993 года социологи учатся по двухступенчатой системе (4+2). Для нас это настолько естественно, что, честно говоря, даже не хочется об этом говорить. Со следующего года практически все российские вузы переходят на эту систему. Двухступенчатая система – это лишь небольшой элемент, аспект многогранного содержания Болонского процесса, ведущего к созданию единого европейского образовательного пространства. Критика в адрес Болонского процесса идет, на мой взгляд, либо от непонимания, либо от нежелания что-то делать. На нашем факультете уже пять лет идет эксперимент: обучение ведется по так называемой «кредитной системе» – системе зачетных единиц. У нас, например, нет традиционных экзаменов и зачетов, знания студента (в разных формах) контролируются во время всего учебного года, действует балльно-рейтинговая система, которая «вынуждает» студента заниматься систематически и в соответствии с которой и формируется итоговая оценка ( А, В+, В, С, D, F+, F) по изучаемому предмету. Студент, получивший F по обязательному предмету, отчисляется из Университета. Кроме прочего, принципы Болонского процесса дают возможность реальной мобильности студентов из разных стран, возможность учиться без потери времени благодаря унификации учебных программ.
Много ли у Вас студентов-иностранцев?
Наш Университет – международный, в нем учатся представители около 145 стран мира. И надо отметить, что хотя иностранцев в большей степени интересует медицинское образование, состав студентов кафедры социологии тоже достаточно интернационален: число иностранных студентов у нас около 20%. Причем речь идет не только о выходцах из стран Азии, Африки и Латинской Америки.
А что можно сказать по поводу иногородних студентов из России?
У нас есть плановый набор абитуриентов из регионов нашей страны. Но у нас проблемы с общежитиями, поэтому наши возможности по приему иногородних студентов сейчас не очень велики. В ближайшие 2–3 года эту проблему (в связи с вводом новых общежитий) удастся решить. Естественно, что ситуация, когда талантливые люди проходят мимо нас из-за бытовых проблем, на пользу кафедре не идет.
Какие специальные дисциплины слушают студенты-социологи?
Здесь у нас огромный простор для творчества. Только 50% учебных курсов в бакалавриате являются обязательными. Остальные 50% студенты могут выбирать самостоятельно в зависимости от своих академических приоритетов. У нас три магистратуры: «Социальная теория: история и современность», «Социология управления», «Современные методы и технологии в изучении современного общества». Подробные описания всех курсов представлены на факультетском портале. Бакалавр, разумеется, с помощью преподавателей-тьюторов, в зависимости от своих склонностей сам выбирает траекторию своего обучения, которая подведет его к той или иной магистратуре, от него самого зависит набор предметов по выбору, которые он изучает. Студенты, у которых нет приоритетов (но таких с каждым годом становится все меньше) учатся по типовым учебным планам.
И последний вопрос: считаете ли Вы диплом социолога, полученный в РУДН, конкурентоспособным на фоне аналогов из МГУ имени Ломоносова и Высшей школы экономики?
Я думаю, что мы сегодня, безусловно, конкурентоспособны. Об этом можно судить как по нашим научным показателям, так и по трудоустроенности наших выпускников. Часть из них идет работать в учебные, академические и научные структуры. Свои выпускники, как я уже говорил, есть и у нас на факультете, некоторые работают в академических институтах, в том числе и в самых престижных (ИС РАН, ИСПИ РАН), другие, нацеленные на прикладной анализ современного общества, находят себя в различных социологических и аналитических центрах, включая и самые известные (ВЦИОМ, “Левада-центр”). Многие работают в сфере маркетинга, консалтинга, управления персоналом. У некоторых выпускников уровень дохода очень высок.
Кирилл Мартынов
При перепечатке материала ссылка на проект EXAMEN компании Begin Group обязательна.