ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | Как не провалить ЕГЭ

Единый государственный экзамен проводится по 11 предметам: из них русский – обязательный, все остальные – по выбору. Нам сложно угадать, по каким дисциплинам вы будете проходить тестирование. Поэтому мы взяли четыре школьных предмета: русский язык, математику, биологию и географию и попросили специалистов Московского института открытого образования, в рамках которого разрабатываются задания ЕГЭ, рассказать, с какими трудностями вы можете столкнуться на экзамене.

Наши эксперты:

· Ирина Жестакова, сотрудник лаборатории математики Московского института открытого образования

· Георгий Лернер, заведующий кафедрой методики преподавания биологии Московского института открытого образования

· Эльвира Ким, заведующая учебно-методической лабораторией географии Московского института открытого образования

ЕГЭ Русский язык

В этом году все школьники будут сдавать ЕГЭ по русскому языку, который традиционно считается «трудным» предметом. Причем сложности могут возникнуть уже на первом этапе – с вопросами группы А.

· Если в задании сказано «Укажите предложение с грамматической ошибкой» – не спешите искать недостающую запятую. Здесь нужно обратить внимание на форму слова (падеж, склонение, время глагола и т. д.).

В заданиях, где надо выбрать слово с правильным ударением, слово, в котором пишется указанный суффикс, или найти ошибку в словообразовании – действуйте методом исключения.

· Не стоит сходу давать ответ на задание «Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью «согласование». Стоит вспомнить, что «словосочетание» – это два или несколько слов, а не целое подчинительное придаточное, как может показаться в первый момент.

· В ЕГЭ встречаются задания на понимание текста. К примеру, вам нужно подобрать предложение, с которого начнется предложенный фрагмент текста. Внимательно прочитайте текст и все варианты ответа.

Пример:

…Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. Компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.

2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.
3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.
4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жестких дисках.

На первый взгляд, самым подходящим ответом является вариант N 3. Это предложение начинается так же, как и вторая фраза «Вся другая информация» – «Вся информация». На самом деле это ловушка: используя одни и те же слова, составители теста пытаются вас запутать. Дать точный ответ можно только, ориентируясь на смысл текста.

Правильный ответ: вариант N 2.

Внимание! Задания групп В и С тоже рассчитаны на работу с текстом. В части С предлагается написать небольшое сочинение (не менее 150 слов). Грамотность оценивается так же строго, как и содержание, поэтому пишите простыми, короткими предложениями. Каждую мысль подкрепляйте примером из текста – небольшим, но точным, и не забывайте о правилах оформления цитат.

ЕГЭ Математика

Вторым по популярности экзаменом является математика: ее сдают те, кому достаточно получить тройку, и абитуриенты, планирующие набрать максимальное количество баллов и по результатам ЕГЭ поступить в вуз. Высший балл можно получить, если правильно выполнить задания группы B, отмеченные звездочкой.

· В заданиях группы А стоит обратить внимание на вопросы с графиками функций.

· Есть задания, где в области допустимых значений под корнем не должно получиться отрицательное число.

Внимание! В ЕГЭ по математике бывают вопросы, которые не рассматриваются в обычных школах. Например, работа с графиками производных функций. Некоторые формулировки и вовсе не встречаются в учебнике – вот почему без специальной подготовки здесь не обойтись.

ЕГЭ Биология

Каковы особенности экзамена по биологии?

· В заданиях встречаются термины, которые в учебнике упоминаются лишь однажды: например, «гликокаликс». Поэтому нужно хотя бы в общих чертах представлять себе значение подобных слов.

· Мало кто из учеников четко представляет себе разницу, например, между хромосомами и хроматидами. Чтобы не перепутать эти понятия, лучше заранее их повторить.

Пример:

Хроматиды – это

1) Две субъединицы хромосомы делящейся клетки

2) Участки хромосомы в неделящейся клетке
3) Кольцевые молекулы ДНК
4) Две цепи одной молекулы ДНК

Правильный ответ: N 1.

· Затруднения может вызвать и другое задание – о группах сцепления генов, а все потому, что в учебнике вы не найдете подробный материал.

Пример:

Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа:

1) Пар гомологичных хромосом

2) Аллельных генов
3) Доминантных генов
4) Молекул ДНК в ядре клетки

Правильный ответ: N 1.

· Некоторые слова в заданиях имеют двоякое толкование.

Пример:

Назовите не менее трех особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

Слово «освоить» можно понять как «выйти на сушу», так и «распространиться по суше». Разработчики имели в виду первый вариант, но если вы, помимо покровной ткани, ризоидов и т. д., отметите еще и появление спор и семян – это не должно считаться ошибкой.

ЕГЭ География

Большая часть вопросов ЕГЭ по географии рассчитана на знание карт. Фрагменты карт, которые встречаются в заданиях, выглядят несколько непривычно: они черно-белые и почти без деталей. К примеру, в вопросе, где нужно указать Перуанское океаническое течение, на карте нарисованы лишь материки и несколько небольших отрезков, изображающих части различных течений.

· Некоторые задания требуют не только общих знаний, но и логического рассуждения.

Пример:

Для какой страны характерна структура ВВП с преобладанием непроизводственной сферы (67%)?

1) Норвегия 2) Танзания 3) Индия 4) Ангола

Пример:

В какой из перечисленных стран ожидаемая средняя продолжительность жизни наибольшая?

1) Испания 2) Эфиопия 3) Индия 4) Боливия
Как правильно ответить на эти вопросы? Разделите страны на две группы: развивающиеся (Эфиопия, Танзания и др.) и развитые (Норвегия, Испания) – в развитых странах выше, например, продолжительность жизни.

· В других вопросах правильный ответ необходимо знать точно – догадаться не получится.

Пример:

Средний радиус Земли составляет:

1) 3671 км; 2) 6371 км; 3) 9671 км; 4) 12371 км

Правильный ответ: N 2.

· Самое трудное задание – работа с топографической картой. В одном из вопросов предлагается нарисовать профиль рельефа местности на определенном участке, а в школе этому практически не учат.

· Последнее задание группы С – анализ демографических показателей стран.

Пример:

Показатели

Страна А

Страна Б

Страна В

Общая численность населения, млн чел.

74

10,6

36

Численность населения в возрасте до 15 лет, млн чел.

36,6

1.7

18

Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел.

3,7

1.9

1,8

Рождаемость, %

26

11

20

Смертность, %

6

10

7

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

66

77

70

Доля городского населения, %

45

53

65

Средняя плотность населения, чел./км^2

74

115

100

Чтобы определить, например, долю лиц пожилого возраста в каждой стране, требуется не просто посмотреть на строку «население старше 65 лет», но и сопоставить это значение с «общей численностью населения». Тогда становится очевидно, что 1,9 млн из 10,6 млн – самая высокая доля, а не 3,7 млн из 74 млн, как кажется на первый взгляд.

Источник: abiturcenter.ru