ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | Елена Иванова: «Вместо сочинения должно быть эссе»

Прилавки книжных магазинов — самых крупных и маленьких — завалены разнообразными образцами шпаргалок. Если 2-3 года назад это были сплошь «100 (200-300) лучших сочинений», «Все произведения русской литературы в кратком пересказе», «Готовые ответы на экзаменационные вопросы», то теперь это уже «ключи» к вопросам Единого экзамена и даже ответы на олимпиадные задания. Словом, спрос рождает предложение. Это распространяется на все школьные предметы. Но сегодня, когда остро стоит вопрос о судьбе школьного сочинения, мы решили остановиться на «литературе». Как относиться к такого рода шпаргалкам, можно ли с ними бороться и нужно ли вообще экзаменационное сочинение (если написать его могут единицы)? Об этом с учителем русского языка и литературы московской школы N 234 Еленой Ивановой беседует обозреватель Наталья Иванова-Гладильщикова. Елена Иванова: Шпаргалками пользуются дети, которые не учат, не знают. Конечно, это плохо. Это ведет к тому, что можно, ничего не делая, получить свою «тройку». Ведь любой нормальный учитель, проверяя сочинение, шпаргалку «вычисляет»: в нем есть неизбежные повторения, набор штампов. К тому же ответы в шпаргалках взяты не из последних исследований, а из работ советского периода. Например, я проверяла явно списанное сочинение по Чехову, в нем Петя Трофимов назывался «передовой» личностью, которая приведет всех «в светлое будущее, к коммунизму».

известия: Очевидно, что сами шпаргалки возникли потому, что в них есть потребность: школьники просто не справляются с таким объемом литературы…

Иванова: Конечно. Во-первых, они не успевают физически все прочитывать. Во-вторых, уровень духовных потребностей современных детей снизился. Я говорю не о гуманитарных классах, а о самых обычных.

известия: Их просто не учат писать сочинения. Мне кажется, что это осложняется тем, что не выработаны критерии того, каким должно быть сочинение…

Иванова: Я в этом году участвовала в проверке ЕГЭ по русскому языку, где в заданиях третьего уровня нужно написать эссе. Так вот, сегодня ценятся сочинения, которые напоминают эссе. Эссе подразумевает умение человека порассуждать на заданную тему. В современном учебнике русского языка Разумовской есть огромный раздел «развитие речи», который помогает научиться писать эссе. А традиционное классическое сочинение на литературную тему, состоящее из трех частей — вступление, центральная часть, вывод, написать очень трудно. Это такое сочетание литературоведческой статьи и эмоционального отношения, отдельный литературный жанр. К тому же нужно много читать и знать. А современные подростки классику не читают. Сейчас я столкнулась со странной ситуацией: мы проходим Маяковского. Так вот, хорошие, читающие дети ко мне подходят и говорят: «Елена Алексеевна, ну не понимаем мы Маяковского! Может, мы не доросли до него?» Я им говорю: «Как, «Облако в штанах» — ведь это очень современно!»

известия: А как современные школьники воспринимают «Евгения Онегина»? И вообще, что проходит хорошо, а что совсем «не идет»?

Иванова: Пушкина они вообще не воспринимают. Не понимают его языка. И я им читаю вслух и объясняю (практически «перевожу»). Лучше, чем Пушкина, они воспринимают Лермонтова. Наверное, потому, что там — романтический герой, один против всего мира, борец за идею; кипят чувства, страсти. А в Пушкине для них слишком много реалий того времени, слишком много мысли и философии… Они поголовно смотрят реалити-шоу «Дом-2». Какой уж тут Пушкин! Блока не воспринимают вовсе. Но зато в 11-м классе на ура «проходит» Булгаков. Легко «идут» Замятин, Платонов; пьесы Чехова; Горький, Куприн и Бунин.

известия: Если по-настоящему хорошее сочинение на литературную тему написать могут лишь единицы, то какой выход?

Иванова: Скажу крамольную вещь: я — на стороне ЕГЭ. То есть считаю, что вместо сочинения нужно ограничиться эссе по русскому языку. Хочешь ты этого или не хочешь, но должен развивать мысль, о чем-то задуматься… Когда я работала в комиссии по проверке ЕГЭ, то увидела, что там были очень хорошие работы. Их было мало, но они были. Экзамен состоит из трех частей, с первыми двумя видами заданий все справляются легко. А в третьей части выпускнику предлагается некий текст и нужно ответить на какие-то вопросы по нему. Проверяются владение речью, владение пером и общая эрудиция. Так вот, как только дело доходит до эссе, сразу становится ясным уровень развития человека, уровень развития интеллекта. Даже если пишет «технарь», но у него мозги работают, эссе получается.

известия: Все это вполне убедительно. Но если отказаться от сочинения (оставив только эссе по русскому языку), есть опасность, что «литература» просто исчезнет как предмет…

Иванова: Но останется же устный экзамен. Эссе покажет умение владеть пером (человек должен выражать свои мысли на бумаге), а устный экзамен по выбору покажет знания по предмету.

Татьяна Ларина уважала прежде всего себя.

Для того чтобы понять, какие «шпаргалки» по литературе продаются в московских книжных магазинах, приведем некоторые примеры. «Сам пес несет на себе моменты верности и признательности, в чем и есть смысл жизни по Бунину, которого так ищет человек». «Явления жизни и духовные переживания человека контрастно сопоставляются в прозе Бунина». «Любовная лирика поэта передает переживания женщины как нельзя более точно, если учесть, что автор стихов — мужчина («Любить иных — тяжелый крест»). «Так Чехов рисует представителей дворянского мира, что вводит нас и характеризует процесс исторического развития России». «Беда Мери заключается в том, что она не отличает маску от лица…» «Она, будучи замужней женщиной (Татьяна Ларина), сохраняет верность мужу прежде всего из уважения к себе». («Устный экзамен по русской литературе. Ответы на классические вопросы». Издательство «Буклайн», автор — кандидат пед. наук Лебедева Е.С.). «Для изображения эксплуататоров и их прислужников Маяковский по-гоголевски и щедрински использовал образы животных». «Этот мир дышит мертвостью: поэт почувствовал в нем «тлетворный дух», какое-то разложение. Наконец, этот мир трагичен. Блок отметил: «здесь раздается детский плач». «Хотя семейная жизнь Гумилева и Ахматовой была недолгой, чувство уважения и преклонения перед ее талантом он пронес через года».(«Новый сборник сочинений-шпор для выпускников и абитуриентов». Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», «Владис»).

Источник: «Известия науки»