международная научно-практическая конференция «Электронное обучение и инновационное развитие: мировой опыт и российская практика». Представители власти, вузовской общественности и бизнес-структур поделились перспективами развития e-learning в России
9-11 июня 2008 г. в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) состоялась международная научно-практическая конференция «Электронное обучение и инновационное развитие: мировой опыт и российская практика». Представители власти, вузовской общественности и бизнес-структур поделились перспективами развития e-learning в России.
«Стадия завышенных ожиданий» — так подытожил последние полтора десятилетия развития e-learning в России президент Международного консорциума «Электронный университет Владимир Тихомиров. Ожидаемое быстрое внедрение технологий на деле затянулось на годы. Однако этап сомнений пройден – развиты социальные сети, внедрены ориентированная на обучающегося система знаний и обучение, построенное на контексте. Встает вопрос: что дальше? В развивающихся и развитых странах на этой платформе формируется индустрия знаний, национальная инновационная система страны, что дает возможность выхода на мировые интеллектуальные рынки, развивает внутреннюю экономику страны. В России понимают необходимость мотивации инновационного поведения граждан. От их стремления совершенствовать и использовать навыки и таланты зависит будущее государства. Абсолютным национальным приоритетом и необходимым условием прогресса современного общества назвал развитие человека Владимир Путин. Однако наша страна до сих пор продолжает «гнать на Запад сырье и получать оттуда продукты высоких технологий», — констатировал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Человеческий капитал и интеллектуальный потенциал растет недостаточными темпами. Сегодня в России только 5% из 70 млн. работающих людей имеют квалификацию, позволяющую им использовать необходимые для работы технологии. Ежегодную переподготовку в стране проходят всего 2,5% взрослого населения. «Но ведь 70 млн. человек за парты не посадишь! Взрослые люди хотят обучаться автономно и в собственном ритме, а это могут обеспечить только развитые системы поддержки электронного обучения», — выразил мнение Владимир Тихомиров. В США наиболее активные пользователи Интернет-ресурсов (36,92% опрошенных) – это именно взрослые, работающие люди (в возрасте 35 – 49 лет). Чтобы оставаться конкурентоспособным, менеджер тратит на поиск новой информации 25% времени рабочего дня – и это невозможно без технологий. На взрослое население ориентирована идея превращения университетов в знаниевые парки. По данным ЮНЕСКО, только 30% доходов вузам приносит образовательная деятельность, а 70% — знания, созданные для дальнейшего продвижения.
Обучение взрослого населения с помощью технологий e-learning является одним из наиболее перспективных направлений в России. Однако пока не разработаны методы ни электронной педагогики, ни, тем более, электронной андрогогики. Вопрос использования педагогических технологий стал ключевым на прошедшем в рамках конференции круглом столе «Педагогика в электронном обучении».
Информационные технологии – это средства, обслуживающий аппарат или происходит изменение самих педагогических технологий? Конечно, занятия видоизменяются: семинары проводятся в режиме видео- или эпистоконференции, консультации преподавателя – по электронной почте, с помощью форумов и чатов. К 2015 году наиболее востребованными технологиями станут по прогнозам образовательные порталы, цифровые библиотеки, streaming технологии. Пока же основой основ остается текстово-графическая форма лекции, её активно используют даже в Массачусетском технологическом институте. Однако коэффициент удержания знаний при чтении невелик — 20%. Студенты, по результатам опроса в США, хотят во время обучения использовать 6-10 media-средств: аудио, видео, текст, анимацию и другие. Исследования показывают, что использование графиков и рисунков обеспечивает усвоение знаний на 40-50%, а применение упражнений и симуляций – на 95%! Так называемое learning-by-doing (кейсы, ролевые игры, проектные задания) позволяет студентам пройти стажировку в бизнес-среде, а сотрудникам организации — повысить квалификацию. Так, заведующий кафедрой информатизации структур государственной службы РАГС Александр Данчул представил первый ситуационный центр за пределами США. Эта информационно-аналитическая система управления позволяет визуализировать управленческие ситуации, организовывать коллективную выработку решений, моделировать протекающие процессы. Директор Института серьезных игр (Ковентри) Дэвид Вортли отметил, что виртуальные миры создают персонализированную среду обучения и знаниевые сети для совместного обучения. «Сейчас обучение происходит через открытие, студент приобретает знания сам – путем поиска и экспериментирования», — подчеркнул он. Другими словами учащийся становится не объектом, а субъектом знаний. Технологии web 2.0. позволяют создавать контент всем участникам учебного процесса. Создается «дружественная», простая по использованию для пользователей среда – информационные центры дисциплин (ИЦД). Об опыте внедрения ИЦД рассказал проректор по научно-методической работе МЭСИ Юрий Тельнов: «ИЦД — это некое хранилище инноваций и знаний. Они позволяют привлекать к созданию контента аспирантов, предприятия и организация, активизировать научно-исследовательскую работу студентов с помощью wiki и блогов. Доступ к ИЦД сохраняется, что позволяет выпускнику университета привнести в среду свой бизнес-опыт для использования следующими поколениями».
Вместе с изменением роли учащегося меняется и роль преподавателя – сегодня он уже не транслятор, а менеджер учебного процесса. Способности преподавателей коммуницировать и мотивировать студентов к обучению с помощью технологий станут к 2015 году наиболее востребованными. Сейчас проблема обучения преподавателей современным методикам стоит наиболее остро. Часто это проблема психологическая. «Профессора, доктора наук не все освоили технологии, а молодые преподаватели успели вскочить в этот поезд. Возникает психологический барьер: «стариков» учат молодые мальчишки», — поделился проректор Владимирского государственного университета по учебной работе Владимир Немонтов. Также он отметил стоящую в регионах проблему закрытия представительств вузов, из-за чего студенты не могут получить доступ к высокоскоростному Интернету и скачивают учебные материалы дома по модему. О внедрении электронного обучения в региональных школах рассказала руководитель проекта «Информатизация системы образования» Светлана Авдеева. В рамках проекта были закуплены и разработаны 78 000 цифровых образовательных ресурсов. 110 школ из 15 регионов России апробировали их в режиме реального учебного процесса. Всего обучение прошли 10 000 школьников, свыше 4 000 получили диплом о среднем образовании, освоив часть предметов через Интернет. Качество электронного обучения – первый среди стратегически важных вопросов по результату опроса 182 специалистов из 146 университетов 47 стран мира. Обсуждали его и на конференции в МЭСИ. «С помощью традиционных технологий можно получить знания, но потом надо еще специально учиться работать с программами, софтами», — отметил ректор Евразийского открытого института Анатолий Гриценко. Ряд особенностей электронного обучения априори улучшает его качество: индивидуализация обучения, возможность он-лайн актуализации контента, высвобождения времени обучения за счет сокращения лекционных часов.
Подводя итоги конференции, ее участники отметили необходимость описания методик проведения занятий с помощью технологий e-learning, обучения профессорско-преподавательского состава информационным технологиям. Кроме того, необходимы изменения в сфере нормативно правового регулирования, касающиеся работы представительств вузов, оценки работы преподавателей в электронной среде.