ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | 6 декабря 2007 года в рамках празднования 19-летия со дня своего основания Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) провела круглый стол «Двухуровневая система образования сегодня – карьера завтра»

Круглый стол «Двухуровневая система образования сегодня – карьера завтра»

6 декабря 2007 года в рамках празднования 19-летия со дня своего основания Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) провела круглый стол «Двухуровневая система образования сегодня – карьера завтра».

Итогом встречи явилось признание факта необходимости переноса акцента с угроз глобализации на те возможности, которые она дает для разработки новых программ высшего образования. Признано целесообразным использование богатого опыта российского образования в контексте Болонской декларации. Участники круглого стола единодушно пришли к мнению о необходимости проведения весной 2008 года межвузовской конференции по реализации двухуровневой системы высшего образования в России.

Принятый в октябре 2007 года Закон РФ о переходе на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр/магистр) вызвал большой общественный резонанс. В рамках круглого стола руководители Института «МИРБИС» и ведущих российских вузов, международные эксперты, представители компаний-работодателей и выпускники, обучавшиеся по двухуровневой системе образования, обсудили особенности обучения по системе «Бакалавр+Магистр», перспективы трудоустройства выпускников, востребованность дипломов бакалавра и магистра.

Введение в России двухуровневой системы стало логическим продолжением присоединения России к Болонской декларации 18 сентября 2003 года. В связи с этим интересно мнение эксперта Европейской комиссии по внедрению Болонской декларации, профессора Международного центра менеджмента Университета Кремс (Австрия) Эвы Вернер, которая подчеркнула, что одним из важных компонентов Болонского процесса является повышение мобильности студентов. Молодой человек может получить степень бакалавра в одной стране, а степень магистра – в другой. Открываются богатейшие возможности развития кросс-культурных связей людей, стран, экономик.

Ректор Института «МИРБИС», профессор Станислав Савин отметил, что в России уже есть успешный опыт реализации двухуровневой системы образования. В самом Институте «МИРБИС» она существует более 12 лет. В РЭА им. Плеханова, с которой Институт «МИРБИС» ведет совместные программы с 1993 года, программа бакалавра предшествует обучению студентов на втором уровне (в магистратуре) в университетах Великобритании.

По словам ректора «МИРБИС», очень важно при формировании образовательных программ ориентироваться на потребность в специалистах. Несмотря на некоторые сложности в связи с введением двух уровней высшего образования, в частности касающиеся неоднозначного отношения работодателей к выпускникам бакалавриата при их устройстве на работу, у двухуровневой системы хорошие перспективы. Анатолий Курманов, заместитель директора службы энергохозяйства ГУП «Мосгортранс», самым главным достоинством новой системы считает возможность совмещения получения профессионального опыта и продолжения образования на уровне магистратуры или МВА. У студентов есть возможность после четырех лет обучения начинать работать и, уже имея практический опыт, более грамотно подходить к выбору направления дальнейшей учебы в магистратуре. «Сейчас мы уже можем анализировать результаты карьерного роста наших выпускников и видим, что на начальном этапе самостоятельной работы обучение по программам бакалавриата дает серьезный толчок вперед», – отметила профессор Ольга Сагинова, декан магистратуры РЭА им. Плеханова.

Многие выступающие отметили, что наличие того или иного диплома – это только одна из составляющих карьерного успеха. Очень важно формирование личностных качеств студента в процессе учебы, причем одним из основных является желание учиться на протяжении всей жизни. Продолжение обучения в магистратуре – это одно из свидетельств того, что молодой специалист считает необходимым повышать свой профессиональный уровень.

Алистер Сомервилль Форд, директор Института коммерческого менеджмента (Великобритания), консультант ЕС по развитию профессионального образования, отметил, что при составлении магистерских программ нужен с одной стороны креативный подход, а с другой – огромная осторожность и продуманность, чтобы эти программы второго уровня высшего образования максимально отвечали запросам экономики переходного периода.

Профессор Ольга Сагинова, декан магистратуры РЭА, отметила, что для правильного формирования программ магистратуры и их наиболее успешной реализации необходимо, чтобы программы гибко использовали возможности Государственного стандарта и в то же время ориентировались на потребности рынка труда при формировании компетенций будущего выпускника.

Существуют объективные особенности программ по той или иной специальности, на которые обратила внимание проректор по учебной работе Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ), доцент Татьяна Каплюк. Например, специфику внешнеторговой деятельности неподготовленному специалисту невозможно освоить за два года, поэтому на свои магистерские программы в ВАВТ принимают бакалавров из ограниченного числа вузов с учетом специализации на уровне бакалавра.

Институт «МИРБИС» уже более 12 лет работает по двухуровневой системе подготовки студентов. Выпускники программ бакалавриата и магистратуры делают успешную карьеру в крупнейших компаниях. 84% выпускников работают именно по полученной специальности. Двухуровневая система образования подразумевает международную мобильность студентов. Более 200 выпускников программы «Бакалавр» продолжили обучение в Великобритании, 79% из них имеют степени магистра британских университетов и дипломы специалистов с отличием наряду с российскими государственными дипломами, многие обучались один-два семестра в вузах — партнерах Института «МИРБИС» в 12 странах.

Один из выпускников программы «Бакалавр» Института «МИРБИС» Николай Лаврентьев, в настоящее время являющийся начальником отдела маркетинга инвестиционной группы «УНИВЕР», так комментирует свой опыт: «Я получил степень магистра лондонского Университета Middlesex по программе Marketing Management. В большей степени мне активно помогает двигаться по карьерной лестнице не столько сам диплом, сколько те знания и навыки, которые я получил в процессе обучения в Школе бизнеса Университета Middlesex. Главная особенность обучения состояла в том, что преимущественно все курсы были построены по принципу «20% теории, 80% практики». Поэтому одним из самых полезных моментов в обучении было то, что полученные знания можно было сразу применить на практике».

С ним соглашается Станислав Амяга, старший финансовый менеджер по вопросам ценообразования и акцизов группы компаний «Бритиш Американ Тобакко – Россия»: «Большим плюсом образования, полученного в «МИРБИСе», я считаю баланс между лекционными занятиями и самостоятельным обучением. Данный подход подтвердил свою успешность и в России, и в Великобритании, и позволил мне убедиться, что большая часть успеха зависит от того, как человек сам использует ресурсы и возможности, которые представляет ему внешний мир. Именно диплом Магистра, полученный в Великобритании, сыграл большую роль в развитии моей карьеры».

По мнению участников круглого стола из Всероссийской академии внешней торговли, в последнее время увеличился спрос именно на магистров. Однако все выступающие отметили, что работы хватит для всех, современный рынок труда испытывает дефицит в квалифицированных специалистах практически по всем специальностям. В сегодняшних условиях необходимо сконцентрироваться не на угрозах глобализации, а на тех возможностях, которые она дает для разработки новых программ высшего образования обоих уровней, и на внедрении богатого опыта российского образования в контексте Болонской декларации. Все участники отметили актуальность состоявшегося обмена мнениями и необходимость проведения весной 2008 года межвузовской конференции по реализации двухуровневой системы высшего образования в России.

Дополнительная информация:

Любовь Якубовская, директор по коммуникациям Института «МИРБИС»

Телефон: (495) 101-4180

Web: www.mirbis.ru