Когда гора идет к Магомету
Одна из крупнейших ассоциаций дистанционного образования посетила Москву
5 мая центром притяжения представителей крупнейших зарубежных университетов стал Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Именно здесь, впервые в России, состоялось заседание Генерального совета Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU).
EADTU – организация европейских университетов открытого и дистанционного образования, а также общенациональных консорциумов вузов. Ассоциация объединяет 29 членов из 24 стран. Через национальные консорциумы к EADTU подключено около 200 университетов и центров дистанционного обучения, в которых обучается более 2 млн студентов. О целях и задачах Ассоциации рассказал на встрече Президент EADTU Дэвид Винсент: «Наша ассоциация работает со всей Европой, чтобы продвигать вперед высшее открытое образование. Мы исследуем возможности применения технологий e-learning, чтобы предоставить всем желающим высококачественное высшее образование. Также мы продвигаем использование открытых бесплатных образовательных ресурсов. Когда студент не может идти к образованию, мы делаем так, чтобы образование само шло к нему».
Технологии прокладывают путь к студенту
Обучение одновременно в нескольких европейских университетах — такую перспективу для всех желающих открывают электронные технологии. Благодаря им проект Европейской комиссии «Эразмус», направленный на обмен студентами и профессорами европейских стран, получает новые возможности. Студенты разных стран могут участвовать в онлайн-семинарах, осваивать с помощью Интернета любой курс зарубежного университета, одновременно обучаться по курсам нескольких вузов. «Виртуальная мобильность имеет очень большой потенциал», — заверил ответственный секретарь EADTU Пит Хендерикс.
Информационные технологии помогают гражданам совершенствоваться, улучшать навыки работы в течение всей жизни, а этого требует постоянно растущая европейская экономика. Такую тенденцию отметил Дэвид Винсент, подчеркнув необходимость и важность обучения людей всех возрастов. В Отрытом университете Нидерландов обучаются 12-летние студенты. В Открытом университете Великобритании 25 тыс. студентов до 30 лет. При этом дистанционно обучаются и более взрослые люди – так, по программам МВА Открытого университета Великобритании только в России обучаются 13 тыс. студентов. Еще немного цифр. В Отрытом университете Нидерландов дистанционно получают образование 30 000 студентов, в Открытом университете в Хагене (Германия) – 50 тыс., в Университете Анадолу (Турция) – 1,2 млн. Очевидно, что e-learning шагает по планете.
Россия едва не «позади планеты всей»
«В российском законодательстве в области электронного обучения, мягко скажем, застой», — неутешительно заявил президент Международного консорциума «Электронный университет», научный руководитель МЭСИ Владимир Павлович Тихомиров. И именно отсутствие легализации в части использования технологий дистанционного образования – корень бед российского e-learning’а. «Вся система лицензирования, аттестации и аккредитации высшего образования ориентирована на старые, традиционные формы обучения, — констатировал Владимир Павлович. — Кроме того, устарели методы оценки качества образования. Мы в МЭСИ стремимся к тому, чтобы учебный контент обновлялся ежедневно. Естественно, что наши студенты не могут ответить на тесты, отображающие знания 10-летней давности».
Очевидно, что информационное общество для России — это уже не будущее, но настоящее. Пластиковые карты и электронные деньги, по несколько мобильных телефонов в наших карманах – тому доказательство. Естественно, что все это не может не оказывать влияние на такую важную сферу деятельности, как образование. Однако пока МЭСИ остается «единственным университетом в России, который действительно работает в направлении дистанционного образования и e-learning и соответствует требованиям данной работы», — выразил оценку Дэвид Винсент. Единственный российский вуз, включенный в состав EADTU, «сделал прорыв в русском образовании, — добавил президент Ассоциации. — Благодаря воображению, смелости и амбициям МЭСИ показывает всей стране, каково будущее высшего образования в России».
Что мы имеем на данный момент
Для того чтобы начать учиться дистанционно, необходимо пройти вступительные испытания. В МЭСИ они проводятся с помощью электронных технологий, но в присутствии специалистов университета. Зато целиком через Интернет, в режиме видеоконференции, ведутся защиты дипломных проектов. Если говорить о защите докторских диссертаций, то она проходит исключительно в классическом режиме face to face. Для сравнения: в Великобритании желающие получить высшее образование через Интернет вступительные экзамены не сдают. Доступны для свободного пользования многочисленные открытые образовательные ресурсы, единственный минус – диплом после прохождения такого курса студент не получит.
Работа в сфере открытых образовательных ресурсов – одно из ключевых направлений деятельности EADTU. Ассоциация организует семинары по всей Европе, налаживая практику сотрудничества в этой области, работает с разными культурами и языками, чтобы улучшить качество этих ресурсов. Отметили представители EADTU также важность создания устойчивых бизнес-моделей в открытом образовании. По мнению Дэвида Винсента, университетам предстоит еще большая работа для того, чтобы достичь тех требований и компетенций, которых требуют от студентов работодатели. Зарубежные коллеги поделились опытом проектирования моделей компетенций. Что касается Великобритании, в этом вопросе диалог ведется между университетами и академией наук, которая представляет государство. Специализированные, открытые, университеты самостоятельно разрабатывают модели компетенций. Однако, как подчеркнул ректор Открытого университета Нидерландов Фред Малдер, именно университеты нового типа «лучше понимают бизнес, чем традиционные университеты. Потенциал программ непрерывного образования, образования в течение всей жизни, учитывающих компетенции каждого студента, представляет большой интерес для компаний-работодателей». Открытый университет Нидерландов уже разработал большую электронную базу, которая учитывает не только навыки, которые ждут работодатели, но и академические знания.
Подводя итоги встречи, зарубежные коллеги отметили, что русские университеты остаются пока неизученной платформой. Однако в сотрудничестве с ними заинтересованы не только многие зарубежные университеты, но и, как заверил Дэвид Винсент, Европейская комиссия. Стало известно, что последняя уже выделила 2 млн EURO на обучение российских студентов в следующем году в Европейском союзе.