ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | 14–15 июня 2007 года Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) провел международную научно-практическую конференцию "Электронное обучение и национальные образовательные реформы: мировой опыт и российская практика". Конференция была посвящена 75-летию университета

E-learning как точка опоры

14–15 июня 2007 года Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) провел международную научно-практическую конференцию «Электронное обучение и национальные образовательные реформы: мировой опыт и российская практика». Конференция была посвящена 75-летию университета. В качестве участников конференции были приглашены ректоры вузов России, главы органов управления образованием Российской Федерации, депутаты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Целью мероприятия стало обсуждение проблем развития электронного обучения в России, а также ряда практических аспектов применения технологий e-learning. В частности, для обсуждения были предложены такие вопросы, как: развитие современной организации в разрезе управления знаниями; использование открытых образовательных ресурсов; online-обучениe: организация учебного процесса и другие.

Одной из ключевых проблем конференции стал вопрос использования технологий e-learning как основы формирования системы управления знаниями в учебном заведении. «Каждый сотрудник организации обладает своими знаниями. Без использования современных технологий эти знания, опыт рискуют остаться знаниевым пространством каждого отдельного индивидуума», – отметила в докладе Наталья Тихомирова, ректор МЭСИ. «Необходимо в течение каждого рабочего дня использовать открытые образовательные ресурсы, ресурсы Интернета, применять лучшие практики. Это позволяет формировать новые результаты научной деятельности, совершенствовать учебный процесс», – подчеркнула она.

Владимир Тихомиров, президент Международного консорциума «Электронный университет», научный руководитель МЭСИ, в своем выступлении определил ряд причин, по которым учебным заведениям и стране в целом необходимо отдать предпочтение повсеместному использованию e-learning. Это, в первую очередь, возможность интенсивного роста российского образования в условиях, когда «Россия находится на грани разрушения своей образовательной системы и финансирует развитие образовательных систем стран – наших конкурентов», – сказал Владимир Тихомиров. Во-вторых, технологии e-learning являются залогом того, что люди могут коммерциализировать свои знания. Кроме того, без e-learning невозможно воплощение философии «Обучения в течение всей жизни». По данным специалистов, к 2010 году формализованные знания будут обновляться каждые 11 часов, следовательно, необходимо переходить на новые формы обучения. Первую скрипку в распространении новейших видов и систем образования через Интернет сейчас играет Массачусетский технологический институт (МТИ). Реализуя программу OpenCourseWare, Университет предоставляет возможность преподавателям и студентам, а также тем, кто обучается самостоятельно, использовать учебные материалы МТИ по своему усмотрению. Эта свободная для использования коллекция содержит более 1500 курсов, которые теперь будут легкодоступны и в нашей стране. В соответствии с Меморандумом о сотрудничестве, подписанным между МТИ и МЭСИ в марте 2007 года, в МЭСИ был создан зеркальный узел (сайт) открытых образовательных ресурсов МТИ объемом около 200 гигабайт. Официальное открытие российского сайта www.ocw.mesi.ru состоялось на конференции 14 июня. Со словами поздравления к участникам обратился Дендев Бадарч, директор Московского бюро ЮНЕСКО. «Создание открытых образовательных ресурсов – это приоритетное направление для развития образования в Российской Федерации, в странах СНГ, во всем мире, – отметил он. – Следующим шагом станет перевод значимых для России англоязычных курсов на русский язык». Представитель ЮНЕСКО выразил надежду на то, что и российские профессора будут создавать свои курсы для открытого доступа.

Доступность учебной информации делает вузы более привлекательными для студентов. «Сейчас абитуриент при поступлении изучает не только веб-сайт университета, но и те открытые образовательные ресурсы, которые он предлагает», – сказал Денев Бадарч. В то же время дистанционные образовательные технологии открывают особые, новые возможности для лучших студентов, получающих право выбирать место и форму обучения. Об этом рассказал Владимир Тихомиров: «До появления электронных технологий талантливые ребята не выделялись из социальных групп: они обучались, как и все остальные, в аудитории и тратили свое время зря вместо того, чтобы получать дополнительные знания. А ведь это люди с более высоким уровнем самоорганизации, интеллекта, способные работать в электронных коммуникациях. Такие выпускники, например, в Австралии больше привлекают работодателей, чем те, которые учились в аудиториях». В России же ситуация складывается следующим образом. Согласно проведенному МЭСИ в 2005 году анкетированию, большинство из 160 работодателей – 34% – положительно относятся к получению высшего образования дистанционно. Вместе с тем, 29% респондентов с предубеждением относятся к данной форме обучения: считают ее возможной, но предпочтение отдают классическому образованию. Еще одно опасение со стороны как работодателей, так и вузов озвучил на конференции первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин: «вуз считает, что работодатель не готов принимать на работу бакалавров». Проблема перехода российских университетов на новую образовательную модель стала одной из ключевых на конференции в МЭСИ. «Болонскому процессу в России вредит тот законопроект, который принят Государственной Думой 16 мая 2007 года», – заявил Олег Смолин. Напомним, что речь идет о законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Согласно ему высшее образование в России планируется разделить на две ступени: бакалавриат и магистрат. Ожидается, что закон вступит в силу с 1 сентября 2007 года. Олег Смолин внес разъяснения относительно различий в действующем и новом законах: «Во-первых, новый закон добровольный переход на европейскую систему академических степеней заменяет принципом принудительности. Я считаю, что в распространении должна быть свобода. Во-вторых, по действующему закону бакалавр учится 4 года, по новому – 3-4 года. Для электронного обучения это, может быть, и плюс, потому что многие студенты благодаря современным образовательным технологиям, электронному обучению осваивают эту программу быстрее. Но в целом есть опасения, что Минфин будет сокращать бюджетное финансирование. В-третьих, по действующему закону студент вправе выбирать любую траекторию обучения. Он может после бакалавра стать специалистом или после специалиста – магистром. По новому законопроекту если специалист, то – только в аспирантуру; если бакалавр, то – только в магистры. Позиция четвертая касается конкурсного отбора на вторую ступень образования. Оптимисты говорят, что такое образование смогут получить 30-50% студентов, Виктор Садовничий называет цифру 25%, некоторые пессимисты говорят о 10%. Остальным остается внебюджетное обучение. В-пятых, действующий закон гарантирует право на отсрочку от военной службы всем студентам независимо от ступени обучения. Новый закон у магистров такое право отбирает». В связи с тем, что страна оказалась на пороге существенного обновления образовательной политики, Олег Смолин внес предложение: в рамках Экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения при Государственной Думе, который возглавляет Владимир Тихомиров, создать рабочую группу для подготовки новой версии поправок законодательства в области образования. «Если мы не будем более активно перестраивать наше образование на современный лад, мы можем еще больше отстать от наиболее продвинутых стран. Причем, необходимо сочетать лучшие отечественные традиции в образовании с самыми современными технологиями», – подвел итог, ставший лейтмотивом конференции в целом, Олег Смолин.

Контактные лица:

Загородняя Елена (EZagorodnyaya@mesi.ru)
Гордеенкова Елена (EGordeenkova@mesi.ru) Телефон: (495) 442-6077