Во французской стороне

— В чем специфика французской модели образовательной реформы? — О реформе общенационального образования даже не приходится говорить — это перманентное состояние. Я не могу назвать конкретную реформу и оценить результаты отдельных ее этапов, потому что новшества в систему образования вносились бесчисленное количество раз, и это, как у нас шутят, стало во Франции чем-то вроде национального спорта. Реформа идет с 50-х годов, а с середины 60-х изменения вносятся чуть ли не каждый день. Как пример могу привести два ключевых момента: введение в 1959 году обязательного возраста школьного образования до 16 лет, а в 1975 году стало обязательным получение среднего образования в коллеже.

— Почему реформа так затянулась?

— Образование — это самый обсуждаемый вопрос в нашем обществе. И чем больше об этом говорят, тем больше кажется, что школа развивается недостаточно хорошо. Отсюда постоянное стремление ее усовершенствовать. Видимо, кое-что действительно можно сделать лучше. Хотя сегодня государственное образование во Франции имеет высокий уровень и к тому же практически бесплатное. Есть только символическая плата, которую вносят все желающие записаться в университеты, — 1500 франков в год (более 200 евро).

— В какую сумму обходится Франции содержание системы образования? И каким образом государство контролирует расходы на нее?

— Государству образование обходится в астрономическую сумму — 400 миллиардов франков в год, или более 60 миллиардов евро. Это самый большой бюджет во Французской Республике. На оборону тратится значительно меньше. И расходы на образование постоянно растут, ведь каждый окончивший среднюю школу — лицей, может беспрепятственно поступить в университет. Поскольку общество сильно озабочено образованием, студентов становится все больше, а обучение каждого обходится в 6 тысяч евро. Но жестко контролировать эти расходы нет никакой возможности.

— В России внедряют систему, по которой каждому студенту в зависимости от способностей на обучение в высшей школе выделяется фиксированная сумма государственных средств. На ваш взгляд, такая модель финансирования эффективна?

— Она показалась мне довольно интересной и умной. Но я обратил бы внимание на то, что очень часто даже самый средний выпускник школы, попав в вуз, увлекается учебой и через 2-3 года становится успешным студентом. Наверное, такую систему можно ввести, если не лишать студентов возможности доказывать свои успехи и переходить на новый уровень. Но в общем я бы рассматривал такой проект с большим интересом.

— В России пытаются внедрить систему единого экзамена. Действует ли аналогичная система во Франции и как результаты школьного экзамена влияют на поступление в вуз?

— По окончании средней школы выпускники сдают один-единственный экзамен на аттестат зрелости. Это очень волнительный момент, тогда переживают и выпускники, и родители. Но, пройдя этот экзамен, можно свободно записаться в любой государственный университет или Высшую школу. Это приблизительно то, что хочет ввести в России министр Филиппов, чтобы унифицировать уровень среднего образования. У нас эта система давно и хорошо работает; и вне зависимости от того, в каком городе Франции и насколько успешно окончил среднюю школу человек, он может стать студентом.

— Даже если он учился не очень хорошо?

— Но он же окончил среднюю школу! Значит, освоил программу и имеет необходимый уровень знаний для продолжения учебы. Например, я оканчивал школу очень посредственно, но это не помешало мне хорошо учиться в университете. А когда у вас хорошее университетское образование, вы можете многого достигнуть и даже стать однажды министром национального образования. Но если выпускник учился отлично, то он может претендовать на место в престижном вузе. У нас около 80 университетов, и среди них есть учебные заведения очень высокого уровня. Вот туда принимают самых одаренных и способных, и тогда отметка об особенных успехах на выпускном экзамене может помочь.

— Судя по тому, с каким размахом проходят выставки французского образования в России, ваша страна заинтересована, чтобы российские студенты учились в университетах Франции. Почему?

— К нам приезжают очень способные и талантливые студенты, и в таких людях заинтересована каждая страна. Мы вообще считаем, что взаимоотношения России и Франции во многом проходят через образование. В последние десять лет образовательный обмен между нашими странами развивался не так активно, как у России с Англией и Германией, но мы хотели бы наверстать упущенное. В течение 70 лет практически вся французская интеллигенция связывала свои надежды, как, впрочем, и опасения, с Россией. Я помню, как приехал в Москву в 1985 году и попал в другой, незнакомый мир: очень мало машин, скудное освещение, никакой рекламы, почти нет кафе и красивых магазинов… Возможно, незнакомая обстановка пугала. Но сегодня Москва — европейский город, красивый и понятный. И интерес во Франции к России есть, мы это докажем, наладив обмен студентами.

— Как вы оцениваете уровень образования в России? Почему российские дипломы об оконченном высшем образовании приравниваются к дипломам второкурсников французских университетов?

— Что касается тех студентов, что сегодня учатся у нас, то их уровень, пожалуй, лучший в мире. Особенно в области научных исследований, литературы. Но в таких дисциплинах, как моя — я преподаю философию, — и в других гуманитарных науках у России есть проблемы. Что касается признания дипломов и их соответствия, то существуют объективные причины их «разночтения». Например, в российской средней школе номинально принято 11-летнее образование, реально — 10 лет, в то время как во Франции учатся на 2 года дольше. Европейские страны сейчас всерьез заняты унификацией дипломов о высшем образовании, для того чтобы и во Франции, и в Германии — везде — выстроить абсолютно одинаковую иерархию дипломов. Чтобы знания человека, куда бы он ни приехал учиться, были абсолютно точно оценены. Мы договорились с министром Филипповым о совместной работе по унификации дипломов, чтобы обеспечить их взаимное признание. Хотелось бы исключить парадоксальную ситуацию, когда диплом, полученный российским студентом во Франции или французским в России, не признается в родной стране.