В связи с тем что изучение русского языка (как предмета) заканчивается в школе уже в 9 классе, а грамотность в старших классах оценивается преимущественно по письменным работам, подготовка к устному экзамену волнует многих не без основания. Ведь правил в русском языке -приличное количество как по орфографии, так и по пунктуации, немало всевозможных исключений из них. Если в школе учитель-словесник искал и выбирал наиболее удачные методические приемы для улучшения Вашей грамотности и усвоения соответствующих правил, то перед вступительным экзаменом эту проблему предстоит решить Вам самостоятельно. Необходимо не только преодолеть возможные трудности при повторении той или иной темы, но также подготовить себя к грамотному высказыванию на лингвистическую тему.
В экзаменационные билеты включается теоретический вопрос и практическое задание. Кроме ответа по теоретической части и синтаксического разбора предложения, необходимо провести фонетический анализ, разбор по составу, а также морфологический разбор (как части речи) указанного слова.
Начиная подготовку, определите, в какой части грамматики у Вас пробелы в знаниях и практических навыках, на что стоит в первую очередь обратить внимание. Если Вы забыли определения (например, что такое части слова, члены предложения, какие бывают виды сложных предложений), то не спешите начинать с правил правописания. Необходимо восстановить в памяти все забытые определения. И только после этого переходите к теоретической части.
Освоение (или восстановление) теоретического материала должно сопровождаться выполнением соответствующих упражнений, в которых представлены вопросы по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису и стилистике. Недостатка в таком материале в наше время нет, сборников упражнений и тренировочных работ достаточно много.
Труднее сориентироваться в порядке проведения различных видов грамматического разбора. Предлагаем в помощь схемы разбора.
порядок ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА
1. Указать, сколько в слове слогов и на какой из них падает ударение.
2. Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные) к назвать, какими буквами они обозначены.
3. Дать характеристику согласных звуков (звонкие или глухие, твердые или мягкие) и назвать, какими буквами они обозначены.
4. Сказать, сколько в слове звуков и букв.
ПОРЯДОК РАЗБОРА ПО СОСТАВУ
1. Указать окончание и основу
2. Выделить суффиксы и приставки (если они есть), а в сложных словах — и соединительные гласные
3. Указать корень (или корни — в сложных словах).
ПОРЯДОК СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА
1. Найти слово (или его основу), от которого образовано данное (с учетом лексического значения).
2. Определить, с помощью какой приставки, суффикса и т. д. образовано данное слово.
3. Назвать способ словообразования.
ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА
I. Самостоятельные части речи 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.
3. Непостоянные признаки: падеж, число.
Имя прилагательное
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
2. Постоянные признаки:
- — у качественных: степень сравнения, краткая и полная форма;
— у всех прилагательных: род, число, падеж.
Имя числительное
1. Начальная форма (именительный падеж).
2. Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, разряд (для количественных:
обозначающие целое число, дробные, собирательные).
3. Непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть).
Местоимение
- 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: разряд, лицо (у личных местоимений).
3. Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Глагол
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки: вид, спряжение, переходность.
3. Непостоянные признаки: наклонение, число, время
(если есть), лицо (если есть).
Причастие
1. Указать, что это особая форма глагола.
2. Назвать форму именительного падежа единственного
числа мужского рода.
3. Постоянные признаки: действительное или страдательное (если оно стоит в краткой форме, отметить это),
время, вид.
4. Непостоянные признаки: падеж, число, род (в единственном числе).
Деепричастие
- 1. Указать, что это особая форма глагола.
2. Морфологические признаки: вид, неизменяемая форма.
Наречие
1. Значение.
2. Неизменяемая часть речи.
3. Отметить, если употреблено в одной из форм степеней сравнения.
II. Служебные части речи
-
1. Назвать часть речи.
2. Отметить:
— у предлога — с каким падежом употреблен;
— у союза — сочинительный или подчинительный.
ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА
-
I. Словосочетание
1. Выделить словосочетание из предложения.
2. Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
3. Указать грамматическое значение словосочетания. 1. Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); если предложение восклицательное, отметить это.
2. Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.
3. Рассказать о строении предложения:
— двусоставное или односоставное; если односоставное, — какого типа (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное,(назывное);
— нераспространенное или распространенное;
— полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен).
4. Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее — второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем — в состав сказуемого).
6. Объяснить расстановку знаков препинания. 1. Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным).
2. Указать, чем выражено сказуемое:
— простое — какой формой глагола;
— составное глагольное — из чего состоит;
— составное именное ~ какая употреблена связка, чем выражена именная часть.
-
IV. Предложение с однородными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при помощи интонации или при помощи интонации и союзов).
V. Предложение с обособленными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, каким членом предложения является весь оборот; затем как члены предложения разобрать слова, входящие в него.
VI. Предложение с прямой речью
Указать, что это предложение с прямой речью. Назвать слова автора и прямую речь. Разобрать их. Объяснить расстановку знаков препинания.
VII. Сложносочиненное предложение
1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
3. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложное, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).
4. Объяснить расстановку знаков препинания.
5. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.
VIII. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
1,2. См. разбор сложносочиненного предложения.
3. Указать главное и придаточное.
4. Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
5. Объяснить расстановку знаков препинания.
6. Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.
IX. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
1, 2. См. разбор сложносочиненного предложения.
3. Указать главное и придаточные предложения.
4. Указать, какое это подчинение: последовательное, Параллельное, однородное (или комбинация этих видов).
5,6. См. разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
X. Бессоюзное сложное предложение
1, 2. См. разбор сложносочиненного предложения.
3. Определить, из скольких простых предложений состоит, как эти предложения по смыслу относятся друг к другу (перечисление фактов, указание причин и т.д.)
4, 5. См. разбор сложносочиненного предложения.
XI. Сложное предложение с разными видами связи
1, 2. См. разбор сложносочиненного предложения.
- 3. Установить, что это сложное предложение с разными видами связи (союзной сочинительной и подчинительной, союзной сочинительной и бессоюзной, бессоюзной и союзной подчинительной и др.).
4. Определить по смыслу, как сгруппированы простые
- предложения в сложном.
5. 6. См. разбор сложносочиненного предложения
(пункты 4,5).
Нужно ли составлять план ответа на устном экзамене? Полагаем, что подготовить рабочий материал не только желательно, но и необходимо. В нем записывается только то. что является результатом обдумывания. Ключевые слова и фразы должны фиксироваться, ведь именно они явятся “точками опоры» при ответе, помогут правильно словесно оформить мысли. Некоторые, готовясь к устному ответу, пишут весь текст почти дословно. Такой прием очень неэкономичен — Вам просто не хватит времени.