ТРУДНОСТИ, КОТОРЫЕ ВАС ПОДЖИДАЮТ

Пожалуй, главная трудность — порядок разбора основных частей речи, т. е. морфологический разбор. Здесь необходимо придерживаться строгого порядка следования характеристик. Отступление от этого порядка нарушает логику ответа. Например, если сначала назвать тип склонения, а затем род имени существительного, сразу же возникает вопрос: а как Вы определяете принадлежность существительного к тому или иному типу склонения? Почему существительное день относится ко 2-му склонению, а существительное тень — к 3-ему?
При морфологическом разборе имени прилагательного абитуриент зачастую теряется потому, что не может отличать качественные прилагательные и образованные от них наречия, которые имеют внешне одинаковую форму в сравнительной простой степени. Сравним: Сегодня она веселее и Всем стало веселее. В первом предложении веселее — сравнительная степень от прилагательного весёлый (Сегодня она весёлая), во втором — сравнительная степень от наречия весело (Всем стало весело). Прежде чем разбирать такие формы, необходимо выяснить их синтаксическую функцию, чтобы определить, с какой частью речи имеем дело.
Затрудняются отвечающие при разборе, например, глагола, при характеристике неопределенной формы глагола, в определении переходности (непереходности), в установлении спряжения глагола. Типовой ошибкой можно считать указание на лицо у глаголов в прошедшем времени и сослагательном наклонении.
Не следует забывать, что Вам может быть предложен не только полный разбор (например, разобрать слово по составу, фонетически), но и частичный (например, назвать в предложении слова с нулевым окончанием; охарактеризовать четвертую букву и звук в слове близкий) и т. д.
Другая сложность на экзамене — синтаксический разбор предложения. В билете, как правило, предлагается для разбора предложение с пропущенными знаками препинания, которые абитуриент должен расставить самостоятельно. Предложения обычно подбираются сложные или осложненные причастными и деепричастными оборотами.
Именно в этом случае следует быть особенно внимательным, чтобы правильно понять смысл предложенной конструкции. Случается, что абитуриент понял предложение «по-своему» ив соответствии с этим расставил знаки препинания. Из вопросов экзаменатора, перед которым лежит оригинал, становится ясно, что предложение разобрано не так, как следовало. Не торопитесь признавать свою ошибку, которой может и не быть. Вникните в вопрос экзаменатора и объясните свой выбор трактовки предложения. Разумеется, эти рекомендации приемлемы в тех случаях, когда предложение может быть понято неоднозначно.
Разберитесь в следующем примере.
Глухой сидел (1) положив ногу на ногу (2) ел орехи (3) и раскусывал их так громко (4) что (5) казалось (6) стрелял из пистолета (Ч.).
Произведем разбор по членам предложения, расставим запятые. (1) и (2) — обособление деепричастного оборота;
(2), кроме того, между однородными сказуемыми сидел и ел (она уже стоит в результате обособления деепричастного оборота); (3) запятая не нужна, так как между однородными сказуемыми ел и раскусывал стоит союз и; (4) перед придаточным с союзом что. Здесь возникает вопрос: что такое казалось — вводное слово? Если так, то следует поставить запятые на местах (5) и (6). Тогда казалось остается вне синтаксической структуры предложения и может быть опущено. В этом случае имеем: «… раскусывал их так громко (как? в какой степени?), что стрелял из пистолета”, где второе предложение является придаточным меры и степени. С точки зрения здравого смысла это абсурд: «стрелял из пистолета” не может быть мерой громкости раскусывания орехов. Громкость характеризуется производимым впечатлением: м… раскусывал их так громко, что казалось…”.Таким образом, казалось превращается в придаточное меры и степени, к которому присоединяется еще одно придаточное — изъяснительное — стрелял из пистолета, причем естественный в этом случае союз что (что стрелял из пистолета) опущен во избежание повтора («что казалось” что стрелял …»). Следовательно, мы должны поставить запятую на месте (6) — перед придаточным изъяснительным.

При подготовке к устному экзамену нередко выпадают из поля зрения простые предложения. Абитуриент не может объяснить, почему односоставное предложение — полное. Главный член такого предложения не является ни подлежащим, ни сказуемым, он так и называется — «главный член». Второго главного члена не может быть, но структурно это предложение полное. Именно этот факт и вызывает путаницу.
Разберём следующее простое предложение:

А на заводе давно работаешь?

Это предложение вопросительное, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное. Главный член — работаешь. Второстепенные члены: работаешь (как долго?) давно — обстоятельство времени, работаешь (где?) на заводе— обстоятельство места.
Полагаю, не лишне повторить: односоставное предложение является предложением полным, потому оно и называется односоставным, что другой состав (другой главный член) в нём не требуется ни по смыслу, ни грамматически.

Каким бы лёгким ни казался Вам теоретический материал, он должен быть не только прочитан, но и твердо выучен, причём по современным учебникам. Недопустимо называть, например, однородные члены «перечислением», а правило относительно однородных членов формулировать на уровне учебника для начальной школы: «Несколько подлежащих при одном сказуемом, несколько сказуемых при одном подлежащем называются однородными членами» и т.д. В таком случае можно лишь доказать полную свою несостоятельность и неподготовленность к экзамену. Чаще проверяйте себя, правильно ли помните Вы то, что недавно прочли. Язык нельзя усвоить без запоминания слов, предложений, а также правил их строения и правописания.

В заключение снова напомним Вам о тактике поведения на любом устном экзамене. Чтобы в этой «лотерее» выиграть, помните, что экзамен проходит в форме общения двух людей по конкретному делу. Поэтому прежде всего работают законы общения.
Например, если Вы внутренне скованы, чрезмерно волнуетесь, то Ваше состояние неизбежно будет проявляться и в поведении. Вы начнете запинаться, путать слова, забывать определения, не сможете хорошо сосредоточиться, чтобы понять вопрос. Это может вызвать у экзаменатора нетерпение, раздражение, желание быстрее добиться ответа. Реакция экзаменатора в свою очередь вызывает у абитуриента усиление напряжения и тревоги, что приводит к отрицательным последствиям.
А Вы старайтесь воспринимать экзамен не как «божье наказание», а как общение по делу. И оно будет продуктивным, если Вы направите свою энергию не на переживания («душа уходит в пятки»), а на работу мысли, памяти, внимания.