Тестирование: отечественная история

Как появилось в России тестирование по истории?

Революционные изменения (или “контрреволюционные”, кому как нравится), происходящие в последние годы в России, не могли не затронуть сферы образования, в том числе и высшего. Интеграция отечественного высшего образования в мировую систему подготовки специалистов приводит к необходимости перехода вузов России на многоуровневую систему высшего образования (подготовка бакалавров, магистров), появлению новых направлений подготовки, а отсюда и новых технологий в оценке знаний, в том числе во время вступительных экзаменов.

В настоящее время в России существует две основные модели поступления в вуз: традиционные вступительные экзамены в письменной и устной форме и нарождающееся общероссийское централизованное тестирование. Становление службы национального тестирования относится к 1989 году, когда преподаватели Московского государственного педагогического института (ныне МГПУ) провели экспериментальное апрельское тестирование выпускников школ ряда регионов России по математике. Тестирование по математике прошло несколько десятков тысяч школьников Москвы, Волгограда, Казани, Саратова, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Уфы, Челябинска, Норильска, Иркутска, Владивостока и других крупных городов страны. В следующие годы были разработаны тесты по ряду базовых предметов школьного курса, которые обычно входят в набор вступительных экзаменов в вузах России. Среди них: математика, информатика, физика, химия, биология, русский язык и иностранные языки (английский, немецкий и французский).

История стала десятым предметом, по которому в России проводится централизованное тестирование. Это обусловлено сложностью в составлении тестов по истории, мало поддающейся формализации в отличие от естественнонаучных дисциплин и языков. Вступительный экзамен по истории не может быть сведен к знанию частностей, конкретных фактов и их датировки. Существует серьезная опасность, что при формализации исторического материала именно это знание выйдет на первый план. Поэтому составители тестов по отечественной истории уделяют большое внимание тестовым заданиям, связанным с размышлением, сравнением различных явлений между собой. Это касается даже вопросов на хронологию.

Централизованное тестирование по отечественной истории впервые было проведено в 1993 году. В том же году тесты по отечественной истории для использования в общероссийском тестировании были составлены ведущими преподавателями истории в ВУЗах страны.

Ежегодно из всей массы выпускников российских школ около 10% человек тестируются по этому предмету. И это — несмотря на добровольный характер централизованного тестирования, необходимость оплаты, проведение тестирования в течение одной недели в году.

Появление централизованного тестирования по отечественной истории стало основной причиной внедрения тестирования в практику различных образовательных учреждений. Всё большее количество вузов принимает вступительные экзамены по истории в форме тестирования. Многие учителя средней школы проводят тестирование на уроках истории в качестве контрольной работы, что должно познакомить школьников с новой формой вступительного экзамена в вуз.

В чем особенности тестирования в сравнении с устным экзаменом?

Сравнение устного и письменного вступительного экзамена в форме тестирования показывает достаточно большую степень объективности последнего. Недостатки устного экзамена осознают прежде всего сами экзаменующиеся. Среди них бытует несколько распространенных убеждений, своеобразных примет, “мифов” по этому поводу.

“Миф” первый: “счастливый — несчастливый билет” и “повезло — не повезло с билетом”. Действительно, на обычном устном экзамене в билете, как правило, два вопроса, которые могут находиться в области знания, или, напротив, полного незнания абитуриента. В отличие от устного экзамена тест позволяет провести систематичную проверку знаний. В тесте по отечественной истории 45 вопросов, которые охватывают разные разделы школьного курса. Количество правильных и неправильных ответов в тесте дает возможность выставить статистически значимую оценку, что снижает элемент случайности. Составители тестов немало времени посвящают уравниванию разных вариантов тестов между собой. Таким образом, абитуриенты, сдающие тестирование, оказываются в равных условиях.

“Миф” второй: “к кому попадешь”. Во время устного экзамена абитуриенты нередко интересуются, какой экзаменатор, строгий или не очень, принимает в той или иной аудитории; некоторые стоят до конца экзамена, пытаясь подсчитать сколько “двоек” или “пятерок” поставил каждый преподаватель.

К сожалению, и это представление имеет под собой определённые основания. Статистика показывает, что отдельные “строгие” экзаменаторы ставят гораздо больше “двоек”, нежели их более “мягкие” коллеги. И это — несмотря на то, что экзаменаторы принимают вступительный экзамен парами, что нивелирует эти данные. Иногда один и тот же экзаменатор по-разному оценивает ответ абитуриента в начале и конце приёмной кампании.

Таким образом, нужно признать, что на устном экзамене зачастую отсутствуют единые критерии в оценке качества ответа; его результаты во многом субъективны. В этом смысле устный экзамен напоминает измерение температуры с помощью собственных ощущений теплоты. Мы далеки от мысли, чтобы считать тестирование хорошо отлаженным инструментом для точного измерения качества знаний. Однако очевидно, что тестирование лишено многих недостатков устного экзамена в силу единой технологии в обработке его результатов, а также единых требований к испытуемым.

“Миф” третий: “если преподаватель задает дополнительные вопросы, он непременно заваливает”. Самое любопытное включается в том, и это показывает наш личный опыт, что сам экзаменатор в абсолютном большинстве случаев так вовсе не считает.

Колеблясь между двумя оценками, экзаменатор, пытаясь выяснить истинные познания, как правило, задает дополнительный вопрос и в случае правильного ответа выставляет из двух оценок высшую. Экзаменатор не подозревает того, что подсознательно чувствуют многие абитуриенты: их достаточно слабые знания. Это ярко показывают результаты статистической обработки данных централизованного тестирования. Оказывается, средний абитуриент на тестировании по отечественной истории дает правильный ответ только на каждый четвертый вопрос, а лучшие абитуриенты (обычно не более 15% от числа абитуриентов) дают правильный ответ только на каждый второй вопрос. Область незнания среднего абитуриента весьма значительна и в три раза превышает область его знания. Поэтому дополнительные вопросы, которые задает преподаватель на устном экзамене, чаще всего обрекают абитуриента на неудачу. К сожалению, на устном экзамене преподаватель лишён возможности задать статистически значимое число вопросов. Тест учитывает это обстоятельство. Оценка “отлично” в тесте по отечественной истории выставляется даже при наличии 10-15 ошибок.

Письменный экзамен в форме тестирования является менее напряженным в эмоциональном и психологическом отношении. Здесь нет необходимости думать о том впечатлении, которое Вы производите на экзаменатора, не нужно лихорадочно торопиться с ответом на дополнительный вопрос, скрывать собственную растерянность от неожиданного вопроса. У Вас достаточно времени, чтобы обдумать его.

Вокруг приемных экзаменов бытует немало разговоров и слухов. В связи с этим следует отметить, что возможностей для злоупотреблений на письменном экзамене гораздо меньше, чем на устном. И в этом смысле тестирование также дает более чистые результаты, чем устный экзамен

Основные принципы составления варианта теста.

Равенство условий, в которые поставлены абитуриенты на тестировании, касается прежде всего сложности тестов. Каждый вопрос в тесте имеет свою сложность: простой- коэффициент сложности 1; средний- коэффициент 2; трудный — 3. Сложность вопроса обычно связана с количеством действий, которые необходимо проделать для успешного решения вопроса. К примеру:

Монголо-татарское иго было установлено:

1) на всей территории Киевской Руси; 2) на всей территории Русской Земли, кроме Новгорода и Пскова; 3) на всей территории Русской Земли, кроме Галича и Волыни; 4) на всей территории Русской Земли, кроме Смоленска, Минска, Полоцка; 5) верно 2, 3 и 4.

Наиболее слабые абитуриенты дают первый ответ; многие абитуриенты решают первое действие понимая, что на северных территориях Русской Земли (Новгород, Псков) монголо-татарское иго не было установлено. Однако этого недостаточно, чтобы правильно ответить на этот вопрос. Необходимо решить второе действие. Это можно сделать в том случае, если абитуриент знает, что западные русские земли к этому времени были захвачены Польшей и Великим княжеством Литовским.

Сумма коэффициентов в тесте из 45 вопросов обычно составляет 87- 88 единиц, т.е. усредненный коэффициент сложности вопроса в тесте составляет чуть меньше двух единиц.

Итак, все предложенные абитуриентам тесты равны между собой по сложности.

В хронологическом отношении история России разделена на семь основных периодов, каждый из которых представлен в тесте следующим количеством вопросов:

1 — с древнейших времен до конца ХII в. (первобытность, рабовладение, восточные славяне, Киевская Русь) — 5 вопросов;

2 — XII-XVI вв. (феодальная раздробленность, складывание централизованного государства, эпоха Ивана IV) — 5 вопросов;

3 — XVII -XVIII вв. (от Смуты до цареубийства 1801 г.) — 7 вопросов;

4 — XIX в. — 7 вопросов;

5 — начало XX века (до октября 1917 гг.)- 6 вопросов;

6 — с октября 1917 г. по 1939 г. — 5 вопросов;

7 — 1940 по 1992 гг. — 5 вопросов;

Пять вопросов в каждом тесте поставлены вне хронологии. Тест охватывает все основные темы школьного курса отечественной истории. В предложенном каждому абитуриенту варианте теста имеется 8 вопросов по социально-экономической истории; 18 вопросов по социально-политической истории, включая вопросы внутренней политики и общественные движения в России; 8 вопросов посвящено внешней политике, включая международные отношения, связанные с участием России; 6 вопросов по истории русской культуры и, наконец, 9 вопросов носят межтематический характер.

В тест попадают разные по характеру вопросы. В каждом варианте теста можно встретить определенное число разных по характеру вопросов: 13 теоретических вопросов; 16 частных вопросов на знание исторических фактов, событий (в том числе, вопросы по исторической географии, на знание карты; на понимание массовости того или иного явления); 12 вопросов на знание событий и явлений, связанных с именами русских правителей, исторических лиц, деятелей русской культуры; 4 вопроса — на хронологии.

Среди абитуриентов существует несколько распространённых заблуждений:

— зачастую школьники считают, что история — это даты, а следовательно, знаешь даты — знаешь историю и наоборот. Небольшое количество вопросов на знание хронологии в тесте, как правило, удивляет абитуриента. Однако знание хронологии крайне необходимо абитуриенту, оно дает ему хронологический стержень, умение ориентироваться в событиях, их преемственности, размышлять о причинах и следствиях тех или иных исторических явлений;

— для подготовки к экзамену по отечественной истории, а тем более к тестированию, абитуриенты прежде всего стремятся освоить факты. В связи с этим обращаем Ваше внимание на большое количество теоретических вопросов в тесте.

Вопросы в тесте расположены блоками, которые выстроены в хронологическом порядке. Теоретические вопросы, вопросы на знание датировки, а также вопросы, относящиеся к нескольким хронологическим периодам, обычно расположены в конце теста. Постановка этих вопросов в определенный хронологический блок дает испытуемому определенную подсказку, указание на тот или иной ответ в тестовом задании.

Таким образом, тест систематичен. Тесты составлены так, что в каждом варианте строго определено количество вопросов из каждого хронологического периода, каждой из тем курса, определенное количество разных по характеру вопросов.

Как готовиться к тестированию?

Из предыдущих разделов видно, что тест систематичен и охватывает все основные разделы школьного курса отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Содержание тестовых заданий определяется программой вступительных экзаменов в вуз, обычно тесно увязанной со школьной программой. Поэтому подготовка к тестированию включает прежде всего изучение материала школьных учебников по отечественной истории с 8-го по 11-й класс в объеме школьной программы. Запомните: это Ваши основные пособия для подготовки к экзамену. В тестах нашли отражение не только текстовый материал учебника, но и рисунки, схемы, и особенно карты — атласы, приложенные к каждому учебнику. Все эти материалы требуют внимательного изучения при чтении текста.

Опубликованные тесты, в том числе представленные ниже, не являются основным средством для подготовки к тестированию, а лишь способом самопроверки при подготовке к экзамену. Основное внимание необходимо уделить тщательному и систематичному штудированию текста школьных учебников.

Пользуясь пробными тестами, абитуриент может познакомиться с некоторыми типами тестовых вопросов; образцами тестов по отечественной истории с централизованного тестирования 1994-99 года; узнать правильные варианты ответов и ход решения тестовых вопросов с комментариями составителей. Хорошо бы заранее проверить свои силы и объективно определить уровень своей подготовленности. Отметьте для себя те разделы, в которых Вы чувствуете себя неуверенно. Важно не только совпадение ответов, но именно уверенность в своих силах, наличие подлинных познаний. Эти разделы нуждаются в дополнительной проработке.

Зачастую абитуриент пытается подготовиться к вступительному экзамену “на высшем уровне”, активно прорабатывая вузовские учебники. Мы не рекомендуем абитуриентам пользоваться вузовскими учебниками, считая такую работу излишней. Материал вузовского учебника в большинстве случаев может оказаться невостребованным, избыточным для абитуриента.

Результаты централизованного общероссийского тестирования, рассеяли прочно бытующий в умах абитуриентов и их родителей миф о том, что в связи с так называемым “переписыванием истории” в годы перестройки школьники потеряли ориентацию и хуже всего знакомы с историей советского времени. К сожалению, древнюю и средневековую историю России абитуриенты знают довольно плохо, что требует повышенного внимания к этим разделам отечественной истории.

Как работать с тестом на экзамене?

Недостаточная “компьютерная грамотность” абитуриентов заставила отказаться от применения компьютеров во время тестирования. Поэтому процедура тестирования по отечественной истории внешне напоминает обычный письменный экзамен.

В начале тестирования каждому абитуриенту выдается текст теста, талон регистрации ответов и черновик. Время начала тестирования определяется после раздачи всех необходимых материалов.

В тесте 45 вопросов (+ 5 письменных), и Ваша задача состоит в том, чтобы за 1 час 20 минут ответить на максимально большее количество из них. Каждый вопрос имеет пять вариантов ответа, что облегчает задачу абитуриента. Вам не нужно формулировать свой вариант ответа, правильный ответ на вопрос теста скрыт в ряду неправильных. Правильный вариант ответа только один, остальные ошибочны. Однако в некоторых вопросах варианты ответов сформулированы особым образом. К примеру:

В начале XX века Россия вывозила свои капиталы:

1) в Китай; 2) в Иран; 3) в Турцию; 4) верно 1 и 2; 5) верно 1, 2 и 3.

На примере этого вопроса разберём, как выбрать правильный вариант ответа в заданиях подобного рода. Из школьного учебника мы знаем, что в начале XX века Россия вывозила свои капиталы в Китай и Иран. Вы должны указать только один правильный ответ. Если Вы укажете на первый или второй вариант ответа, то Ваш ответ будет неполным, а следовательно, по правилам тестирования, ошибочным. Поэтому единственно правильным вариантом ответа здесь является четвертый, который учитывает первый и второй ответ, т.е. Китай и Иран.

Возьмём другой пример:

В дворцовых переворотах XVIII века в России активное участие принимали: 1) гвардейцы; 2) столичные чиновники; 3) купцы первой и второй гильдии; 4) верно 1 и 2; 5) верно 1, 2 и 3.

Правильным ответом может быть признан только первый. Если абитуриент укажет как верный четвёртый или пятый вариант, он совершит ошибку, т.к. ни столичное чиновничество, ни купцы не принимали участия в дворцовых заговорах.

Все отметки с ответами делаются не в тексте теста, а в талоне регистрации ответов. Заполняя талон, абитуриент против каждого номера вопроса должен проставить номер правильного варианта ответа (один из пяти предложенных в тесте). Это нужно сделать даже в том случае, если Вы совсем не знаете правильного ответа. Здесь на Вас сработает теория вероятности: в каждом пятом случае Ваш ответ будет верным.

Цифры в талоне заполняются аккуратно и разборчиво, исправления в талоне не допускаются. В случае необходимости такого исправления переписывается весь талон. Поэтому лучше первоначально поработать на черновике и внести ответы в талон только после выполнения всего теста.

Мы предлагаем следующий алгоритм работы с тестом:

а) просмотреть весь тест и ответить (на черновике!) на те вопросы, на которые абитуриент твердо знает правильный ответ. Это придаст Вам уверенность в своих силах в самом начале работы над тестом;

б) затем поразмышлять над вопросами, в которых два или три ответа кажутся Вам правильными. В этом случае выбор правильного ответа может определяться и методом исключения неправильных ответов: необходимо найти такие особенности ответа, которые делают его неправильным, но правдоподобным.

в) оставить большую часть времени на то, чтобы обдумать наиболее сложные вопросы. Главное — не расстраиваться по поводу того, что Вы не знаете точного ответа на вопрос. Почти невозможно вызубрить материал четырех учебников, связанный с тысячелетней историей России. Вспомните героев известной телевизионной игры “Что? Где? Когда?”. Команда знатоков редко дает досрочный ответ, т.е. редко знает правильный ответ на тот или иной вопрос. Однако общая эрудиция, наличие широкого базового образования позволяет игрокам путем обсуждения, а следовательно размышления, найти верный ответ;

г) за 5-10 минут до конца тестирования начинайте проставлять номера ответов для тех вопросов, на которые Вам так и не удалось найти правильного ответа, однако Ваша интуиция подсказывает Вам тот или иной ответ. Доверьтесь ей.

А теперь можете проверить свои знания на 3-х пробных тестах.