Апробация теста – пробное тестирование, предшествующее основному и предпринимаемое с целью устранения ошибок и неточностей в заданиях, а также приблизительной оценки трудности теста и его отдельных частей (заданий). Апробацию следует отличать от более широкомасштабной стандартизации теста (см), а также от экспертной апробации (одобрения теста авторитетной комиссией экспертов).
Аттестационное заключение – это заключение об уровне подготовки учащегося, принимаемое комиссией на основании сравнения результатов экзамена, с одной стороны, и итоговой годовой оценки, с другой стороны. На первом этапе эксперимента по ЕГЭ результат аттестации – это аттестационный балл (см), который является средним баллом между единым экзаменом и годовой оценкой, а в случае расхождения в один балл – любой более высокий балл.
Аттестационный балл (балл аттестата, школьный балл) – это балл по традиционной пятибалльной шкале, проставляемый в школьный аттестат зрелости (см аттестационное заключение).
Балл свидетельства – см. сертификационный балл.
Бланк ответов (ответный лист) – это бумажный формуляр, в который экзаменуемый обязан вписать свои ответы в строгом соответствии с образцом заполнения и который после экзамена является главным документом о результатах учащегося. На первом этапе один учащийся использует два бланка ответов в ходе одного экзамена: первый – для заданий типа «А» и «В», второй – для заданий типа «С» (см).
Вузовский балл (конкурсный балл) – см. сертификационный балл, или балл свидетельства.
Задание теста (задание тестовое) – минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания (см. закрытый или открытый тип) может содержать, а может и не содержать набор ответов для выбора.
Задание закрытое (задание закрытой формы) – задание теста с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов. В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой «A».
Задание открытое (задание открытой формы) – задание теста, в котором отсутствует варианты ответа и экзаменуемый должен сам самостоятельно сформулировать свой ответ.
Задания с кратким свободным ответом – это тестовые задания, на которые учащийся должен записать ответ словом, словосочетанием или числом. Является частным случаем заданий открытых (см). В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой «В».
Задания с развернутым ответом – это тестовые задания, на которое учащийся должен записать ответ в виде одного или нескольких предложений или формул. Является частным случаем заданий открытых (см). В бланке ответов ЕГЭ эти задания помечены буквой «С». Проверка правильности ответов на эти задания производится с помощью независимых экспертов (проверяющих) на местах и в ЦТМО.
Задачи – это любые тестовые задания.
Измерение – формализованный процесс оценивания (см), который завершается количественной оценкой; в случае педагогического измерения это оценка уровня образовательных достижений.
КИМ (контрольно-измерительный материал) – это комплект (вариант) тестовых заданий разного типа (открытого и закрытого – см), подготовленных для апробации (см); синонимичный термин – предтест.
Ключ к заданию – это правильный ответ на тестовое задание. В случае заданий с развернутым ответом единственный формализованный ключ к тестовому заданию отсутствует и правильность ответа устанавливают независимые эксперты (проверяющие), действующие на основе авторской инструкции и эталонных ответов (см) на конкретные задания этого типа.
Ключ к тесту (ключи ответов) – это набор ключей ко все заданиям, включенным в данный тестовый вариант (КИМ).
Нормы (нормы теста) – это границы между интервалами на шкале тестовых баллов, которым ставится в соответствие определенное аттестационное заключение (см), в частности, школьные отметки (см).
Окончательная обработка результатов – это статистическая обработка, выполняемая на основе всех собранных результатов по данному тесту; на основе этой обработки вносят поправки в предварительные тестовые нормы (см), а также производится более точный расчет сертификационного балла (балла свидетельства – см.) с учетом реальной трудности тестовых заданий.
Отметка – это школьный тестовый балл (см), имеющий четыре градации, как это принято в традиционной школьной шкале оценки – «пять», «четыре», «три» и «два».
Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой (см), в случае ЕГЭ – оценкой уровня образовательных достижений учащегося. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением (см).
Оценка – это результат любого процесса оценивания (см). В частном случае оценкой являются баллы стандартизированных испытаний, выполненных на основе тестов.
Ошибка измерения – статистический показатель, характеризующий степень точности отдельных измерений, погрешность измерений; это величина интервала на шкале тестовых баллов, внутри которого истинная оценка учащегося может находится фактически с равной вероятностью.
Пятибалльная оценка – это оценка с использованием традиционной шкалы с четырьмя градациями «пять», «четыре», «три», «два». В едином экзамене П.О. используется в аттестационном заключении (см), иными словами – при формировании балла аттестата (см).
Сертификат – это свидетельство о результате ЕГЭ, в котором балл учащегося за экзамен выражен на стобалльной шкале.
Сертификационный балл (балл свидетельства, вузовский балл) – это балл по стобалльной шкале, получаемый с помощью специальной статистической обработки заполненных бланков на этапе окончательной обработки результатов (см). В отличие от аттестационного балла (см) С.Б. предназначен для учета вузовскими приемными комиссиями.
Стандартизация – построение уточненной стобалльной шкалы тестовых баллов на основе статистического учета результатов всех участников, выполнивших данный тест (вариант) в стране. Результатом стандартизации является стандартизированный балл (см. также сертификационный балл).
Стобалльная шкала – это шкала, по которой измеряется сертификационный балл (см); С.Б. предназначена для использования вузовскими приемными комиссиями с целью более высокой дифференциации (различения) уровня подготовки абитуриентов в вузах с разными условиями приема (требованиями, уровнем конкурса и т.п.). Вузовским приемным комиссиям предоставляется право самим устанавливать на стобалльной шкале границы своих баллов или вообще никак не пересчитывать стобалльные показатели в традиционные пятибалльные.
Тест – это измерительная процедура, включающая инструкцию и набор заданий, прошедшая широкую опробацию (см) и стандартизацию (см).
Тестирование (стандартизированное испытание) – это измерение, или формализованное оценивание (см) на основе тестов (см), то есть завершающееся количественной оценкой, опирающейся на шкалы и нормы (см), обоснованные статистически.
Тестовый буклет (тестовый комплект) – это печатный текст, в котором содержатся все формулировки тестовых заданий, предназначенных для предъявления одному учащемуся в ходе одного экзамена ( в рамках одного варианта); в отличие от тестовой тетради (см) Т.Б. не требует обязательного занесения учащимся ответов в сам буклет и предполагает работу учащегося с бланком ответов (см).
Тестовая тетрадь – это печатный текст, в котором содержатся все формулировки тестовых заданий, предназначенный для предъявления одному учащемуся в ходе одного экзамена ( в рамках одного варианта); в отличие от тестового буклета (см) работа с тестовой тетрадью не предполагает использования отдельного бланка ответов (см), так как все ответы учащийся заносит в саму тестовую тетрадь. На первом этапе эксперимента Т.Т. не используются.
Тестология – это наука о создании и применении тестов (см); в области педагогических измерений – это теоретико-методологическое и методическое обоснование процессов разработки и применения педагогических тестов.
Тестовые шкалы (шкала) – упорядоченные множества числовых оценок результатов тестирования; для разных целей создаются различные тестовые шкалы (см. пятибалльная шкала, стобалльная шкала).
Тестовый комплект – набор материалов, предназначенный для одного учащегося при проведении экзамена. Т.К. включает тестовый буклет и бланк ответов (см), или тестовую тетрадь.
Тип задания – это разновидность тестовых заданий (см), обладающих определенной формальной структурой. В ЕГЭ задания бывают закрытого (или с заданными ответами – см) и открытого (см) типов; последние в свою очередь делятся на задания с краткими свободными (см) и развернутыми ответами (см).
Трудность задания – характеристика задания, отражающая статистический уровень его выполнения на выборке стандартизации. Т.З. отражает процент ошибок, допущенных учащимися при выполнении данного задания.
ЦТМО – сокращение от «Центр тестирования министерства образования Российской Федерации».
Части теста (часть). В тестах ЕГЭ-2001 присутствуют две части: первая содержит легкие задания (т.н. базовые задания) и облегчает получение всеми учащимися положительной оценки, вторая содержит трудные задания, а также больше заданий открытого типа (см) и предназначена для конкурсного отбора в вузы.
Шкалирование результатов – это процесс формирования тестовых шкал и тестовых норм (см), то есть правил начисления тестовых баллов по результатам тестирования на основе статистических данных.
Экзамен – это процесс оценивания образовательных достижений учащихся с целью аттестации или конкурсного отбора; в Едином экзамене в качестве инструмента его проведения используются тесты (см).
Источник: Источник: www.ege.edu.ru