Основы экономики

2. Использование графиков в экономике.

3. Производство, развитие и торговля.

Таким образом, предложение — количество товаров и услуг, которое продавец может и хочет продать по данной цене в данное время. Изменения в предложении могут вызвать следующие факторы (неценовые):

  • число продавцов этого товара на рынке.
    В общем случае изменение цены товара ведет к изменению объема предложения этого товара. Эта взаимосвязь отражается графически в виде кривой предложения, которая имеет восходящий характер (смотри «Экономикс», том 1, стр. 69). Смещение кривой предложения вызывают неценовые факторы предложения.

    Таким образом, на рынке, с одной стороны, встречаются Производители со стороны предложения и Потребители со стороны спроса. Следовательно, рынок — это реальное или воображаемое место, где встречаются люди и заключают сделку, т.е. покупают и продают. На рынке происходит встреча Производителя и Потребителя, Спроса и Предложения, в результате которой осуществляется купля-продажа товаров. Известные американские экономисты К. Макконнелл и С. Брю определяют рынок так: » Рынок — это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг».

    Графически пересечение кривых спроса и предложения определяет равновесное состояние рынка: равновесную цену товара и равновесный объем этого товара. Точка пересечения этих графиков показывает, что потребности покупателей в данном товаре соответствуют количеству этого товара, которое производители способны предложить на рынок (смотри «Экономикс», том 1, стр. 72). Изменение либо спроса, либо предложения вызывает изменение равновесной цены и равновесного количества продукта.

    5. Эластичность спроса.

    Теория эластичности спроса изучает степень чувствительности потребителей к изменению цен на товары и услуги. На изменение цен некоторых товаров потребители реагируют более чутко, чем на изменение цен других. То есть, при малом изменении цены на какой-либо товар происходит значительно большее увеличение объема спроса на этот товар, либо, наоборот, при значительном изменении цены товара спрос на него практически не изменяется. В первом случае следует говорить, что потребители чувствительны к изменениям цен, а во втором нет.
    Эластичность спроса — колебания совокупного спроса, вызванные изменением (понижением или повышением) цен на товары и услуги.
    Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измеряется при помощи коэффициента Ed, вычисляемого по формуле:

    Ed =

    процентное изменение количества спрашиваемой продукции

    процентное изменение цены

    В зависимости от степени эластичности спрос делят на:
    1. Эластичный спрос — Ed>1, т.е. изменение цены на товар вызывает изменение выручки от реализации этого товара в противоположном направлении. Если цена товара увеличивается, то это ведет к уменьшению общей выручки, а если цена уменьшается, то общая выручка повышается.
    2. Неэластичный спрос — Ed