Всех, конечно же, интересует вопрос: по каким критериям выставляется оценка за сочинение? В разных вузах это происходит по-разному. Действительно, странно ожидать одинаковые критерии на филологическом факультете МГУ и на электромеханическом факультете технического вуза. И даже в одном и том же вузе при высоком конкурсе подход построже, а уже на следующий год при падении конкурса требования заметно снижаются (и наоборот). Но все же, чтобы Вам было легче ориентироваться при подготовке, приведем базовые критерии, близкие к которым встречаются в большинстве вузов.
-
Оценка“5″ ставится за сочинение:
— глубоко и аргументирование раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы, обобщения;
— стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
— написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
— допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.
-
Допускается не более, чем:
а) 1 негрубая орфографическая;
б) 1 пунктуационная;
в) 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» ставится за сочинение:
— достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания;
— написанное правильным литературным языком;
— стилистически соответствующее содержанию;
— в целом в работе допускается не более 2-3 неточностей в содержании и не более 3-4 речевых недочетов, незначительное отклонение от темы.
-
Допускаются не более, чем:
а) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки;
б) 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки;
в) 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических;
г) 2 грамматические ошибки.
-
Оценка «3» ставится за сочинение, в котором:
— в основном раскрывается тема, в целом дан хотя и верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала;
— обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
— материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения
мыслей;
— обнаруживается владение основами письменной речи, в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
-
Допускаются не более, чем:
а) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;
б) 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;
в) 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических;
г) 4 грамматические ошибки.
-
Оценка «2» ставится за сочинение, которое:
— не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без выводов и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст;
— характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
— отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок, в целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
-
При наличии:
а) 7 орфографических ошибок;
б) 7 пунктуационных ошибок;
в) 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;
г) 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;
д) 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок;
е) 7 грамматических ошибок.
- Оценка за содержание снижается при:
— несоответствии теме;
— неполном раскрытии темы;
— отсутствии необходимого фактологического материала;
— фактологических ошибках;
— логической непоследовательности пересказа и анализа;
— стилистических ошибках;
— примитивно построенных предложениях, бедном языке, речевых ошибках.