МОХАММЕД РЕЗА ПЕХЛЕВИ (шахиншах Ирана)

Махаммед Реза Пехлеви.

Мохаммед Реза Пехлеви, шахиншах Ирана в 1941—1979 гг., родился 26 октября 1919 г. Его отец, Реза-хан, происходил из обычной крестьянской семьи, но сумел дослужиться до офицерского звания в персидских казачьих частях. Их создали здесь в своё время русские офицеры. Персидские казаки были, по сути дела, единственной опорой шахской династии Каджаров в охватившей Иран (или Персию, как тогда называли страну) с 1905 г. сумятице и неразберихе. Шах никак не мог навести в стране элементарный порядок: на севере, в провинции Гилян рвались к власти коммунисты, на юге находились английские войска, бандитские шайки и отряды кочевников грабили мирное население и т.д.

В этой обстановке, когда на карту было поставлено само существование персидского государства, Реза-хан возглавил поход 2 тыс. казаков на столицу страны — Тегеран. Фактически это был государственный переворот — 21 февраля 1921 г. по требованию бунтовщиков был создан новый кабинет, в котором Реза-хан получил должность военного министра.
Через три месяца он отстранил от власти премьер-министра и выдворил его за пределы страны. Вся власть оказалась в руках Реза-хана, за спиной которого стояла верная ему казачья дивизия. Он резко повернул руль внешней политики страны, ликвидировав политическую зависимость Ирана от Англии и заставив её убрать войска с иранской территории. Одновременно были налажены отношения с Советской Россией. Реза-хан жёсткой рукой подавил повстанческое движение в Гиляне и навёл порядок в стране, покончив с беспределом преступников. Шах в этой ситуации превратился в символическую фигуру, и его судьба была предрешена.
Вскоре “сильный человек” Ирана добился передачи ему поста премьер-министра и полномочий верховного главнокомандующего. 31 октября 1925 г. иранский меджлис (парламент) вынес решение о низложении династии Каджаров, передаче временного правления Реза-хану и о созыве Учредительного собрания для окончательного определения формы правления. 12 декабря того же года собрание объявило Реза-хана шахом Ирана. На престоле утвердилась новая династия — Пехлеви.
Придя к власти, Реза-шах Пехлеви, как и Мустафа Кемаль в соседней Турции, много сделал для модернизации страны, для ликвидации её вековой отсталости. Доходы от продажи иранской нефти (правда, львиная доля прибыли оставалась у западных промышленников) способствовали быстрому строительству заводов и фабрик. Реза-шах добивался отказа иранцев от устаревших обычаев и религиозных традиций, внедряя европейское образование и светскую культуру Запада. Власть его внутри страны была непоколебима, но он запутался в сложнейших проблемах международных отношений 30-х годов, установив особые отношения с гитлеровской Германией. В ней Реза-шах искал противовес англичанам и Советскому Союзу, всё больше обращавшему внимание на Средний Восток. В конце концов британские и советские войска вступили на территорию Ирана, и 16 сентября 1941 г. Реза-шах вынужден был отречься от престола в пользу своего 22-летнего сына Мохаммеда Реза. Бывшего шаха посадили на британский корабль, который, не вняв его требованиям пристать к берегам Японии, взял курс на остров св. Маврикия. Весной 1942 г., уже тяжело больной, Реза Пехлеви переехал в Южную Африку, в Йоханнесбург, где и скончался 26 июля 1944 г. в возрасте 66 лет. Останки его были перевезены в Иран, а в 1949 г. меджлис присвоил ему титул “Великий”.
Молодой шах с самого начала правления оказался под сильным влиянием союзных держав. Впрочем, он был хорошо знаком с жизнью Европы — в 1931—1936 гг. он учился в колледже в Швейцарии, — ему нравился европейский образ жизни, да и в офицерском училище Тегерана (1936—1938 гг.) обучение было поставлено на западный манер. Мохаммед Реза, который должен был в противоположность жёстким методам отца придерживаться либеральной политики, в первые годы своего правления был малозаметен. Усилилась роль иранского парламента. Такая расстановка сил вначале отвечала планам американцев и англичан, опасавшихся выхода Ирана из-под контроля Запада. Однако во второй половине 1940-х годов, когда в стране выросло коммунистическое движение, а СССР стал оказывать всё большее влияние на Иранский Азербайджан, шах сделался более важной фигурой на политическом небосклоне. Популярность его выросла после покушения 4 февраля 1949 г., когда террорист нанёс монарху серьёзное ранение. В стране было введено военное положение, запрещена деятельность подрывных организаций. Коммунистическая угроза была ликвидирована, Мохаммед Реза несколько расширил свои полномочия, но большая власть сохранялась в руках меджлиса.
В начале 1950-х годов правительство Мосаддыка пошло на открытое столкновение с Западом, национализировав Англо-иранскую нефтяную компанию, которая получала громадные прибыли от торговли иранской нефтью. Старый доктор-правовед с голым черепом и ястребиным носом серьёзно взбаламутил тогда и без того неспокойное течение политической жизни послевоенного мира. В конце концов США решили, что Мосаддыка нужно остановить. Резидент ЦРУ К.Рузвельт (внук бывшего президента США Т.Рузвельта) помог противникам премьер-министра организоваться, а возглавила заговор верхушка генералитета. Шахский двор и высшие армейские чины, имевшие много оснований ненавидеть премьера-выскочку, решили, что “час пробил”. В августе 1953 г. на улицы Тегерана вышли танки, а шах подписал указ об отставке Мосаддыка. Непокорный меджлис был разогнан. С этого момента шах получил фактически неограниченную, абсолютную власть в своей стране.
Прежде всего шах постарался создать систему, которая бы никому не позволила ставить под сомнение незыблемость династии Пехлеви. Главную ставку он делал на дружбу с США и на поддержку армии. Даже после отмены военного положения парламент находился под невидимым прицелом карабинов и превратился в “карманный парламент” шаха. Вне его стен страшнее всего для иранцев была печально известная во всём мире своей жестокостью секретная служба САВАК. По данным оппозиции, в её казематах содержались одновременно сотни тысяч человек.
Однако Мохаммед Реза Пехлеви никогда не был традиционным тираном, стремившимся лишь любой ценой удержаться у власти. У него имелись далеко идущие планы полной перестройки иранского общества, “прыжка” Ирана из средневековья в ядерный век, превращения страны в “пятую промышленную державу мира”. Сильно возросшие доходы от продажи нефти (за 1972— 1977 гг. — 90 млрд долларов) позволили ему провести такие широкие реформы, что весь мир заговорил о “белой революции” в Иране.
Она началась в 1963 г. и продолжалась почти полтора десятилетия. Власти ликвидировали традиционные отношения в деревне, где помещик был маленьким богом и определял почти всё в жизни крестьян. Землю перераспределили в пользу тех, кто работал на ней. В отсталой аграрной стране появились самые современные предприятия — металлургические и машиностроительные заводы, нефтехимические комплексы, автомобильные предприятия. Были заложены основы судо- и самолётостроения, даже сделаны шаги к созданию атомной энергетики (и ядерной бомбы — совместно с ЮАР). Шах еле успевал заказывать самые совершенные вооружения из американских арсеналов.
Головокружительный экономический рост был предметом особой гордости Мохаммеда Реза также потому, что в стране сохранялась спокойная обстановка. Поддерживались низкие цены на продовольственные товары, было введено бесплатное восьмилетнее образование и даже бесплатная раздача молока школьникам. Строились новые больницы и жилые здания, резко выросла заработная плата рабочих и служащих, велась борьба с безработицей — хотя иногда путём создания мнимых рабочих мест! В мире заговорили об иранском экономическом чуде. И всё же почва под ногами монарха-реформатора была не очень твёрдой.
Потом, после победы “исламской революции”, уже смертельно больной Мохаммед Реза писал, что причиной её была неспособность отсталого народа Ирана идти в ногу с “белой революцией” шаха. Недовольством несознательного населения умело воспользовались заговорщики, отбросившие страну на несколько столетий назад.
Шах не учёл влияния, которое оказали на психологию иранцев вторжение иностранных товаров и идей, влияние массовой культуры Запада, ломка отношений между людьми. Вырванные из привычной деревенской среды и заброшенные в сумятицу бездушных городов с их хитросплетениями забитых автодорог, небоскрёбами и универсамами, иранцы ощутили себя чужими в своём собственном доме. Только религия была для этого очень религиозного народа единственным островком традиций в волнах чужеземной культуры.
Искрой, вызвавшей взрыв, послужила опубликованная 7 января 1978 г. статья о Хомейни, которую духовенство сочло вредной и клеветнической. 9 января в священном для иранцев городе Куме по призыву духовенства состоялась демонстрация, участники которой требовали ограничения власти шаха и возвращения к законам ислама. Демонстрация закончилась кровопролитием: войсками были убиты десятки и ранены сотни человек. События в Куме явились фактически началом революции в Иране. Через каждые 40 дней после этого расстрела, в соответствии с мусульманским обычаем отмечать конец траура, поднимались новые города. Демонстрации были тщательно организованы духовенством. Так, носившие отличительные знаки 5—6 тыс. человек под контролем мулл обеспечивали строгий порядок во время их проведения. Все лозунги и призывы были предварительно утверждены религиозными деятелями и выкрикивались в сложной и чёткой последовательности. Они были, как правило, рифмованными, одна большая группа провозглашала первую часть лозунга, другая — заключительную. Лозунги скандировались и распевались, мужские голоса сочетались с женскими и т.д.
К августу 1978 г. шах был вынужден отказаться от обвинений духовенства в мракобесии и сговоре с коммунистами, ибо демонстрации и митинги под религиозными лозунгами сдержать было невозможно. Он принял постановление о закрытии игорных домов, других увеселительных заведений, переводе календаря на мусульманское летоисчисление, заявил о готовности уважать законы ислама. Тем не менее религиозные лидеры, во главе которых стоял находившийся в эмиграции Хомейни, вели дело к решительному столкновению.
События осени 1978 г. подчеркнули, что шах превратился в фигуру, абсолютно неприемлемую для оппозиции. Он уже сравнивался с тираном Йезидом, погубившим в 680 г. праведника и_мученика Хусейна. Даже его сторонники намекали ему на необходимость “временно” покинуть Иран. Новый премьер-министр, бывший заклятый враг Мохаммеда Реза, либерал Ш.Бахтияр также видел единственный выход в этом. Шах, как отмечали журналисты и дипломаты, становился всё более неуверенным в себе и нерешительным. Он всё больше впадал в отчаяние и всё сильнее подвергался давлению со стороны США, видевших в нём мало перспектив на будущее.
Наконец решение было принято, и 16 января 1979г. из аэропорта Мехрабад взлетел личный шахский “Боинг727” — “Сокол”, на борту которого находился монарх. Было объявлено, что шах и шахиня летят в Асуан (Египет), где будут несколько дней отдыхать, а затем проследуют в США. Дата их возвращения названа не была.
То, что творец “белой революции” покинул Иран, вызвало ликование толп его подданных. Водители беспрестанно жали на клаксоны и включали среди солнечного дня фары. Кондитеры раздавали бесплатно прохожим сладости, повсюду свергались с постаментов статуи Реза-шаха и Мохаммеда Реза. Всем противникам шахского режима было понятно, что путь к власти для исламистов расчищен. Действительно, уже через три недели Иран был в их руках, и практически всё, что делалось в стране при династии Пехлеви, было предано проклятию.
Новые руководители страны во главе с Хомейни не забыли шаха. 4 ноября 1979г. студенты-исламисты осуществили заранее запланированную акцию по захвату американского посольства в Тегеране. Все его сотрудники стали заложниками, как было объявлено, вплоть до выдачи Ирану бывшего шаха для суда над ним. Ирано-американский конфликт тянулся 14 с половиной месяцев, до января 1981г., пока его не удалось урегулировать. Однако к моменту возвращения последних заложников Мохаммеда Реза Пехлеви уже не было в живых. Он умер от скоротечной формы рака ещё в июле 1980 г. в Египте. Уже смертельно больной, Мохаммед Реза опубликовал последнюю книгу своих воспоминаний “Ответ истории”. В ней он попытался понять сам и объяснить другим, почему “приходит в беспорядок, разрушается, разваливается то, что было создано с помощью Всевышнего, благодаря энтузиазму и труду целого народа”, как случилось, что воодушевление и благодарность людей в первые годы “белой революции” сменились ненавистью к преобразованиям и негодованием в отношении их творцов. Вряд ли он смог до конца разобраться в этом…