Метод мозгового штурма применяем на экзамене

Метод мозгового штурма применяем на экзамене

Метод мозгового штурма применяем на экзамене


Очевидно, что дать правильный и исчерпывающий ответ на экзамене крайне сложно. Если бы это было не так, то все студенты были бы круглыми отличниками. Память может подвести, даже если знания имелись. Хуже, когда их нет совсем. Но даже в такой ситуации приходится отвечать на билет, и лучше придумать хоть какой-то ответ, чем признаться в полном незнании. При принятии сложных решений в корпоративной среде используется способ «мозгового штурма», который может быть полезен и на экзамене. Его ценность и способ применения в подобных ситуациях описаны в этой статье.

Метод мозгового штурма применяем на экзамене

Суть
Мозговой штурм традиционно применяется группами сотрудников и состоит в оперативном вынесении множества вариантов ответов на проблемный вопрос. Каждый участник процесса получает возможность сформулировать свой ответ, который на первом этапе не обсуждается. Всякая критика запрещена – допускаются любые, даже самые абсурдные и фантастические предложения. Положительная оценка высказанной идеи также табуируется (на первом этапе).

Когда все идеи высказаны и записаны, участники мозгового штурма переходят ко второму этапу принятия решений – анализу и обсуждению. Варианты ответа на проблемный вопрос сравниваются, из них выбираются лучшие, из которых в свою очередь находится оптимальный.

Во время экзамена
Разумеется, ни о какой коллегиальной составляющей во время поиска ответа на экзаменационный вопрос говорить нельзя. Студент остается наедине со своими мыслями, и идеи ему приходится генерировать самостоятельно. Это, однако, не исключает возможности мозгового штурма.

Работает все точно так же, как и в группе, с той лишь разницей, что студент ищет варианты ответов сам, фиксирует их, а затем выбирает оптимальный или комбинирует их таким образом, чтобы получить наиболее развернутый и полный ответ.

Как все сделать правильно
Прежде всего, чтобы не загнать себя в тупик, нужно избегать следующих ошибок:

Неясная постановка вопроса. Нельзя отвечать на вопрос «чтобы такое придумать?», уж лучше искать ответ на вопрос «что я знаю о…. холодном ядерном синтезе?», к примеру;
Одновременное решение нескольких вопросов. Важно в одночасье думать только над одним, остальные подождут своей очереди;
Нельзя отметать на первый взгляд несостоятельные идеи. Их тоже надо фиксировать, и только на втором этапе сравнивать с прочими.

Эффективность
Метод мозгового штурма применяем на экзаменеСледует учитывать, что мозговой штурм, используемый на экзамене, рассчитан, прежде всего, на стимулирование нашей памяти. Если мы что-то учили, и вот сейчас не можем вспомнить, то смена темпа и способа принятия решения позволяет задействовать оперативную память, вычленив из ее долговременной составляющей те сведения, которые подходят в данный момент.

В остальных же случаях, когда ответ не связан со знанием предмета, а предполагает применение творческого подхода (выбор лейтмотива для сочинения, разработка управленческой стратегии, бизнес-плана и пр.) мозговой штурм хорош тем, что позволяет определить не просто лучшие варианты, а наиболее оригинальные, интересные, нестандартные. А это часто тоже оценивается, например, на всякого рода олимпиадах, где ставятся неординарные задачи.

Для того, чтобы пользоваться этим методом с наибольшей эффективностью, стоит попрактиковаться в нем заранее (индивидуально и в группе). Это поможет получить опыт и представление о том, как принять правильное решение. Даже если точный ответ на вопрос неизвестен, из тех крупиц знаний, которые удалось выудить из памяти, можно сформировать связный и вполне удовлетворительный вариант.