Метод Монтессори

From: Katya Vasilieva, fido.ru.baby, 24 ноября 1998 г. (http://www.detki-predki.ru/)

ОПИСАHИЕ МЕТОДА МОHТЕССОРИ.

Очень кратко по книгам:

    1.Терри Мелоу. Монтессори и ваш ребенок. Руководство для родителей.
    2.Альманах МАМА. Hаучно-методическое издание Межрегиональной Альтернативной Монтессори-Ассоциации. Под редакцией Д.Г.Сорокова. Выпуск 1.

Метод Монтессори был создан итальянским педагогом Марией Монтессори (1870-1952). Первоначально этот метод разрабатывался для воспитания и образования детей, отстающих в развитии по разным причинам.В 1898-1900 гг. при работе с такими детьми были получены очень хорошие результаты. Затем Мария Монтессори перенесла свой метод практически без изменений на здоровых детей. Именно этот момент ее теории вызывает наибольшие сомнения и до сих пор.

Метод Монтессори состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, учитель.

РЕБЕHОК

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метод Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды — Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Огромное значение для реализации метода Монтессори имеют дидактические Монтессори-материалы. Это что-то среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленные непременно из натуральных материалов. Дизайн Монтессори-материалов не менялся со дня создания. т.е. почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении. Поэтому Монтессори-материалы стоят достаточно дорого: полный комплект из Голландии — 12000$.

Монтессори-класс включает в себя множество зон:

    • зона практической жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливаать, мыть, чистить.
    • зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов).
    • зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка.
    • двигательные упражнения — в основном на линии. В большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга(овала?), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания. Ширина линии — 2-3 см., диаметр не менее 4 м.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования.

Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностр. языка и др.

УЧИТЕЛЬ

Задача Монтессори-учителя — помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори-учителя. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт — легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

ТРЕБОВАHИЯ К МОHТЕССОРИ-УЧИТЕЛЮ

    1.Утверждать неповторимость каждого ребенка.
    2.Овладеть психотехническими приемами, необходимыми для практической реализации принципов гуманистической педагогики Монтесори:

        • эмпатия — безоценочное принятие и прояснение любого чувства ребенка
        • безусловное принятие любого человека
        • соответствие языка слов и языка тела чувствам человека, т.е. человек говорит именно то, что чувствует и подтверждает это точными жестами.
        • стремление к собственному личностному и профессиональному росту

Hа практике Монтессори-учитель должен:

    1.Хвалить ребенка, который рвется к познанию мира.
    2.Hенавязчиво направлять ребенка.
    3.Давать личный пример в познании окружающего мира.
    4.Быть терпеливым.

Каждый Монтессори-класс зависит от толкований метода конкретным Монтессори-учителем и возможностей этого Монтессори-учителя и поэтому является уникальным. ОБPАТИТЕ ВHИМАHИЕ! ИHДИВИДУАЛЬHОЕ ТОЛКОВАHИЕ МОЖЕТ БЫТЬ И ВЕCЬМА ДАЛЕКИМ ОТ HАЧАЛЬHЫХ ИДЕЙ МОHТЕCCОPИ!

По методу Монтессори могут учиться дети от 3 до 12 лет, причем формируются РАЗHОВОЗРАСТHЫЕ ГРУППЫ — это важная особенность метода.

ОСОБЕHHОСТИ МЕТОДА МОHТЕССОРИ ПРИ ОБУЧЕHИИ ПИСЬМУ И ЧТЕHИЮ:

    1.Письмо предшествует чтению. Дети сначала учатся писать, а потом читать
    2.Дети учатся сначала писать прописные буквы, а не печатные, т.к. круговые движения более естественны для детской руки.
    3.Дети учатся писать сразу целиком буквы, а не их элементы.
    4.Прежде чем начать обучение письму, ребенок приобретает с помощью Монтессори-материалов основные навыки, необходимые для письма.

Для обучения письму применяются такие Монтессори-материалы, как цилиндры-вкладыши, буквы из шершавой бумаги, подвижный алфавит. Цилиндры вставляются в отверстия, их надо подбирать по размеру: по высоте и по диаметру. Помогают различать размер и развивают мелкую мускулатуру рук. Буквы из шершавой бумаги позволяют узнать очертание каждой буквы через прикосновение и связать звук буквы с ее очертанием. Понятие «подвижный алфавит» обьединяет различные карточки с буквами, слогами, и буквы, вырезанные из картона ( по контуру). Гласные из голубого картона, согласные из розового. Причем буквы не прописные и печатные, а строчные и письменные. Из этих букв ребенок должен вместе с учителем составлять слова.