КРУПНЕЙШИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ XIX в.

Указ о “вольных хлебопашцах” 1803 г. Указ был разработан Негласным комитетом по проекту С. П. Румянцева и разрешал землевладельцам отпускать крестьян на волю с обязательным наделением землей. Освобожденные крестьяне переходили в разряд “вольных хлебопашцев”, платя в казну подушную подать наравне с крепостными и отбывая земскую и рекрутскую повинность как казенные крестьяне. Крестьяне, не исполнившие обязательств, возвращались к помещикам. Контроль за освобождением крестьян осуществлялся Министерством внутренних дел. “Вольные хлебопашцы” имели право продавать землю, передавать ее по наследству. Запрещалось освобождать крестьян по завещанию владельца. До 1825 г. была заключена 161 сделка и освобождено 47 153 человека мужского пола, а в 1825— 1848 гг. — 261 сделка, освободившая 67 149 человек. Часть помещиков освобождала крестьян без выкупа (Орловы-Чесменские освободили 5518 крестьян, Бутурлины — 12 000 крестьян).
“Положение о крестьянах Эстляндской губернии” 1804 г. Принято царским правительством в начале 1804 г. Согласно этому документу крестьяне объявлялись пожизненными и наследственными владельцами своих земельных наделов.
“Положение об эстляндских крестьянах” и “Учреждение для эстляндских крестьян” 1816 г. Положение провозгласило личное освобождение крестьян (в основной массе эстонцев) от крепостной зависимости. Однако все земли были признаны собственностью помещиков. Крестьяне становились членами волостных общин, контролируемых помещиками. За помещиками сохранялось право подвергать крестьян телесному наказанию.
Аналогичные положения были .приняты в отношении курляндских (1817) и лифляндских (1819) крестьян.
“Предварительные соображения о преобразовании управления государственными имуществами” (реформа П. Д. Киселева) 1837 г. Основными направлениями реформы были — создание специального министерства, “устройство правильной и справедливой администрации”, устранение крестьянского малоземелья, упорядочение податей, создание сельских школ, организация медицинской и ветеринарной помощи и др. Создавалась четырехзвенная система управления: губерния — округ — волость — сельское общество. Для устранения малоземелья крестьян в государственной деревне предусматривалось наделение крестьян землей из госрезерва, а также переселение в малонаселенные губернии. В западных губерниях у государственных крестьян была ликвидирована барщина и к 1848 г. упразднена арендная система. На селе заводились медицинские и ветеринарные пункты, создавались “образцовые фермы” для пропаганды культуры земледелия.
“Положения” 19 февраля 1861 г. Законодательные акты, оформившие отмену крепостного права в России, состояли из 17 документов (“Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”, положения об устройстве дворцовых людей, о выкупе, о крестьянских учреждениях, четыре местных положения и др.). Документам были предпосланы манифест и указ правительствующему Сенату о проведении в жизнь “Положений”.
“Положение о губернских и уездных земских учреждениях” 1 января 1864 г. Согласно этому документу, являвшемуся важнейшей частью земской реформы, формировались земские учреждения, состоявшие из земских собраний и земских управ. Создавался институт земских гласных. Земствам было разрешено действовать лишь в кругу вверенных им дел (где они имели полную самостоятельность), не вмешиваясь в дела правительственных, сословных или иных учреждений. Компетенция земских органов была ограничена хозяйственными вопросами и народным образованием. В ходе проведения этой реформы зародилось и выросло в мощную политическую силу земское движение. В последующем права и структура земских учреждений были изменены в ходе земской контрреформы 1890 г. и с созданием института земских начальников.
“Городовое положение” 1870 г. Закон о реформе городского самоуправления в России — составная часть реформ 1860—1870-х гг. Положение заменило сословные органы городского управления всесословными — Городской думой (распорядительной) и Городской управой (исполнительной). Избирательное право было предоставлено мужчинам, достигшим 25 лет и платившим налоги и сборы в пользу города. Наравне с частными лицами избирательные права получили ведомства, церкви, монастыри, общества, платившие сборы в городской бюджет. Избирательная система была куриальной. Каждая из трех курий избирала 1/3 состава гласных Городской думы. Городские органы имели административно-хозяйственные функции: благоустройство города, транспорт, образование, здравоохранение, общественное призрение, развитие промышленности и торговли.
“Судебные уставы” 1864 г. Составная часть реформ 1860—1870 гг. Основными принципами нового судоустройства были — отделение суда от администрации, равенство всех перед законом, гласность, устность и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей, создание суда присяжных, института присяжных поверенных. Вводились два вида суда: мировой и коронный. Судебная реформа была самым радикальным из всех проведенных преобразований в годы Великих реформ.
Документы военных реформ 1860—1870-х гг. В ходе принятия ряда законодательных актов была осуществлена военная реформа в русской армии: сокращены ее численность и сроки действительной военной службы; изменена структура вооруженных сил; созданы военные округа; изменена организация войсковых штабов (в том числе учрежден Главный штаб); реорганизовано Военное министерство; перестроена система подготовки военных кадров; для улучшения положения офицеров были заведены офицерские заемные капиталы; перестроена система военного судопроизводства (приведена в соответствие с судебными уставами 1864 г.); введено систематическое обучение солдат грамоте; упорядочены рекрутские наборы. Крупнейшим решением в этой сфере стало введение всеобщей воинской повинности. В результате военных реформ армия стала современной и боеспособной.