«Мери Роуз» – «капсула времени» эпохи Тюдоров
Ясным летним днем 1545 г., когда французский флот бросил якорь у Портсмута, флагманский корабль короля Генриха VIII «Мери Роуз» двинулся навстречу противнику, но, возможно, из-за ошибки в управлении и перегруженности накренился и затонул недалеко от берега. Утверждали, что король, на глазах которого уходил под воду корабль, слышал крики тонущих моряков.
Через 437 лет, 11 октября 1982 года, сохранившийся остов правого борта 700-тонного судна подняли на поверхность и отбуксировали в Портсмутскую гавань, завершив тем самым крупномасштабную операцию, начавшуюся еще в конце 60-х годов, когда подводные археологи обнаружили затонувший корабль. Обмеры и обследования, продолжавшиеся до 1979 г., осуществлялись добровольцами – водолазами, учеными и археологами. Затем содержимое судна было извлечено на поверхность, а его структура подробно задокументирована.
Водолазы обнаружили 17 тыс. предметов, отражавших почти все стороны жизни моряков во времена Тюдоров. Все элементы внутренней конструкции судна разобрали и подняли на поверхность. После этого с помощью стальной защитной клети подняли само судно и отбуксировали его в специально подготовленный сухой док Портсмутской верфи.
Сегодня посетители могут видеть корпус корабля, который, словно гигантская модель, поднимается на высоту четырехэтажного дома, и наблюдать работы по сборке шпангоутов, извлеченных во время подводных раскопок, длившихся несколько лет. По завершении этих работ можно будет приступить у долгосрочной консервации судна. В помещении, где находится остов, влажность поддерживается на уровне 95 %. Чтобы избежать резкого высыхания и разрушения, он увлажняется холодной водой с помощью распылителей.
ДАНИЯ
Парусники викингов
В конце 50-х годов во время подводных раскопок, проводившихся датским национальным музеем, было обнаружено пять парусных кораблей викингов, затонувших более 900 лет назад у входа в Раскилд-фиорд близ деревни Скульделев (Дания).
В 1962 г. вокруг территории раскопок возвели шпунтовую стенку, а огороженный участок осушили с помощью насосов. После длительной консервационной обработки обломков, за работы взялись реставраторы. Были подняты останки двух военных кораблей разной величины, двух торговых и одного небольшого судна – возможно, парома или рыбацкой шхуны. Самый крупный из них имел в длину около 30 м и был оснащен 26 парами весел.
Корабль таких внушительных размеров, обладавший большой скоростью и маневренностью, мог взять на борт 60 человек, не считая команды, и, вероятно, тысячу лет назад представлял собой оплот морского могущества Дании. Один из воссозданных торговых кораблей (по-видимому, кнарре) – разновидность океанского судна, составлявшего основу торгового флота викингов. Описание его встречается в исландских сагах.
Находка в Роскилде дала археологам уникальную для северных широт возможность изучения кораблей разного назначения, построенных в одну эпоху.
ИСПАНИЯ
Кладбище кораблей
В августе 1987 г. во время обширных подводных исследований у «Берега смерти» в Галисии бригада из 20 археологов обнаружила останки судна, принимавшего участие в походе испанского короля Филиппа II против Англии. Многие корабли, вышедшие из Лиссабона и Севильи, погибли в результате шторма, разразившегося в октябре 1586 г. у мыса Финистерра.
Археологи совершили 600 индивидуальных погружений и провели в общей сложности 800 часов на глубине до 25 м. Место крушения было обследовано с помощью магнитометров, находки поднимали на поверхность пневмоэжектором – задача не из легких, поскольку отдельные предметы срослись в глыбы и покрылись конкрециями. Части деревянного остова сгнили, зато удалось извлечь большой якорь, несколько каменных снарядов, большое число боеприпасов для стрелкового оружия и многочисленные монеты, а также керамику и личные вещи. Работы на этом «кладбище кораблей» продлятся несколько лет.
ИТАЛИЯ
Статуи из Риаче
В августе 1972 г. около побережья Калабрии (Южная Италия) близ Риаче ловец жемчуга обнаружил две большие бронзовые фигуры. Он немедленно сообщил об этом местным археологам, и статуи высотой около 2 м. и весом более 150 кг. были подняты со дна моря. Полагают, что эти подлинные образцы классического афинского искусства могли входить в число 11 статуй, предназначавшихся для храма в Дельфах.
Некоторые специалисты считают, что их автором является великий Фидий, создавший вместе со своими учениками скульптуры фронтонов и фризов Парфенона в Афинах. Работа по реставрации этих шедевров искусства 5 в. до н.э., пролежавших в воде две тысячи лет, была длительной и кропотливой. Чтобы получить представление о внутренней структуре и толщине различных частей статуй и правильно выбрать материалы для реставрации, их изучали в рентгеновских лучах. Было установлено, что в некоторых местах наряду с бронзой использовались и другие металлы. Зубы и ресницы одной из скульптур выполнены из серебра, губы – из меди, белки глаз сделаны из слоновой кости, радужка – из стеклянной пасты и янтаря.
В настоящее время статуи хранятся в Музее Великой Греции в Реджо-ди-Калабрия, где они впервые были выставлены семь лет спустя после их обнаружения (см. «Курьер ЮНЕСКО», декабрь 1981 г.).
ИТАЛИЯ
Кораблекрушение в бухте Лаццератто
Научно-исследовательский центр подводной археологии Сассари и Альгеро (Сардиния) объединяет аквалангистов и работает в тесном сотрудничестве с государственными археологическими службами Сардинии. В ходе экспедиций для научных консультаций привлекаются специалисты по вопросам подводной археологии.
Наиболее крупное мероприятие Центра – раскопки небольшого романского судна, затонувшего в IV в. в бухте Лаццаретто близ Альгеро. Останки судна лежали примерно в 40 м от берега на глубине всего 2,5 м. Раскопки продолжались два сезона – в июне 1985 г. и июне 1986 г.
Хотя археологические работы завершились сравнительно недавно, уже можно сделать выводы, судовой груз составляли сушеная и соленая рыба и гарум (рассол), находившийся в амфорах изготовленных в Северной Африке и на юге Испании. Среди примечательных находок следует назвать кожаный мешочек с монетами, который, по-видимому, носили на поясе. Под воздействием морской воды кожа затвердела, и на ней остался четкий отпечаток одной монеты, по которому ученые определили, что это был фоллис, отчеканенный в 315-316 гг., во времена правления императора Лициния. Причиной кораблекрушения стал, вероятно, налетевший с юго-запада шторм, однако нельзя исключать и нападения пиратов.
КИПР
Останки корабля у Кирении
С 1968 г. группой специалистов под руководством Майкла Л.Катцева из Пенсильванского университета (США) проводились археологические исследования и раскопки судна с грузом амфор (IV в. до н.э.), обнаруженного ловцом губок на глубине 30 м неподалеку от портового города Кирения на Кипре. Программа научно-исследовательских работ и консервации осуществлялась около двух десятилетий и завершилась созданием «Кирении-II» – способной к плаванию точной копии древнегреческого торгового судна, выполненной в натуральную величину.
Как пишет М.Катцев: «… корпус судна из Кирении сохранился лучше всех аналогичных находок, относящихся к Древней Греции. Уцелело около 60 % его общей поверхности, более 75 % корабельного набора, что позволяет описать судно до мельчайших деталей. Пять лет ушло на подъем частей корпуса, их консервацию в полиэтиленгликоле и сборку.
Восстановленный корабль экспонируется в прекрасной галерее замка крестоносцев в Кирении». На борту античного судна обнаружены около 400 амфор, посуда, мельничные жернова, железные слитки, а также 10 тыс. миндальных орехов.
МЕКСИКА
Священный колодец Чичен-Ицы
Развитие подводной археологии в Мексике началось с обследования сеноте (священного колодца) Чичен-Ицы – огромной, диаметром до 68 м, воронки, заполненной пресной водой; глубина ее до поверхности воды составляет 22 м, а до дна – еще 14 м. В цивилизации майя, высокоразвитой доиспанской культуре Месоамерики, поклонялись божествам воды и в колодец бросали посвящавшиеся им жертвоприношения.
Первую, неудачную попытку обследовать колодец, предпринял в 1881 – 1882 гг. французский любитель древностей Дизери Шарне. С 1904 г. подводные исследования в течение двух сезонов вел Эдвард Томпсон, первый американский консул на Юкатане. Ему удалось найти здесь немало археологических ценностей: нефритовые фигурки, каменные статуэтки, золотые и медные пластины, останки человеческих скелетов, – которые ныне хранятся в Музее Пибоди при Гарвардском университете (США).
Попытки продолжить исследование священного колодца предпринимались и позднее. Последний раз работы велись в 1967 – 1968 гг. под руководством Пиньи Чана из Национального института этнографии и истории Мексики. Исследователи применяли разные методы: откачивали воду (ее уровень удавалось понизить почти на 4 м.) очищали ее с помощью химических веществ. Аквалангисты пользовались самой совершенной техникой. Находки были переданы в различные музеи страны. Их классификацией и изучением займутся специалисты института.
МЕКСИКА
Священные колодцы и испанские галеоны
Еще в конце XIX в. из священного колодца Чичен-Ицы начали извлекать различные предметы. Однако лишь сравнительно недавно археологи приступили к систематическому изучению встречающихся во внутренних водах Мексики жертвоприношений доиспанского периода и других находок, а также морского наследия колониального периода, к которому относятся испанские суда и их груз. В 1980 г. при Национальном институте этнографии и истории, государственном учреждении, занимающемся вопросами защиты, изучения и сохранения археологического достояния страны, был создан Департамент подводной археологии.
Начало одного из крупных проектов, осуществленных Департаментом, восходит к тому времени, когда группа американских спортсменов-подводников, обследовавших риф Кайо-Нуэво в заливе Кампече, обнаружила несколько пушек и стальной якорь, а также бронзовую пушку с надписями XVI в. и эмблемами, привлекшими их внимание. В 1979 г. мексиканские археологи совместно со специалистами из Института морской археологии при Техасском университете начали здесь раскопки. С тех пор удалось поднять еще ряд предметов, относящихся к этому кораблекрушению XVI в., а также обнаружить останки судна, затонувшего в XVIII в. Бронзовая пушка XVI в. в настоящее время находится в музее г.Кампече.
Еще один проект был осуществлен Департаментом в штате Сан-Луис-Потоси. Здесь раскопки велись в колодце Полумесяца, служившем в доиспанский период (600-900 гг.) местом жертвоприношений. К сожалению, популярность колодца среди ныряльщиков привела к бесконтрольному расхищению старинных предметов: тысячи из них бесследно пропали.
В 1984 г. Департамент начал осуществление проекта «Мореплавание в доиспанкий период у восточного побережья полуострова Юкатан». Его цель – обнаружение и изучение прибрежных сооружений (например, маяков), которыми могли пользоваться древние мореплаватели.
Наконец, Департамент приступил к составлению атласа, в который войдут все представляющие археологический интерес объекты, находящиеся во внутренних и морских водах Мексики.
НИДЕРЛАНДЫ
Раскопки в мутной воде
В глазах любителя подводных красот занятие археологией в водах Нидерландов – дело малопривлекательное. Вообще говоря, зрение тут зачастую излишняя роскошь – ведь работать приходится либо в полной темноте, либо в сплошной зеленовато-мерцающей мгле, когда очертания погребенных на дне предметов и характер данного грунта не столько различаются, сколько угадываются. Действуя практически вслепую, археолог ощупью, словно крот, продвигается вперед.
Примером работы голландских археологов в таких условиях могут служить исследования, проводившиеся на месте кораблекрушения неподалеку от гавани средневекового города Медемблика. Максимальная видимость в месте раскопок не превышала полуметра. Поэтому точный план выступающих из донного грунта обломков судна составлялся следующим образом. Вокруг корабля по периметру прямоугольника, длинная сторона которого располагалась параллельно главной оси судна, на расстоянии трех метров друг от друга были установлены колышки. Между ними натянули проволоку, в результате чего образовалась сетка, служившая ориентиром. Из каждых двух точек, отмеченных колышками, проводились измерения методом трилатерации. Данные обмеров, а также другие сведения диктовались на магнитофон (карандашом отмечались лишь отдельные детали). Так промерялись все образованные сеткой квадраты, а созданные на этой основе схемы были затем сведены в общий план этого практически невидимого участка.
После этого перпендикулярно к главной оси судна были прорыты три траншеи, с тем, чтобы выявить центральную, носовую и кормовую его части и составить представление об особенностях конструкции. Такая методика позволила при сравнительно небольших усилиях получить максимум полезной информации.
Найденное судно представляет значительный интерес с точки зрения техники и традиций кораблестроения. В его конструкции наряду с индивидуальными особенностями присутствуют характерные черты средневековой когги. Результаты обследования и пробных раскопок показали, что судно относится к периоду между средними веками и новым временем, то есть к переходной эпохе в истории кораблестроения.
Систематические раскопки на этом участке пока не планируются. Однако большое значение этой находки бесспорно, и в дальнейшем она обязательно станет объектом более пристального научного исследования. Правомерен вопрос: зачем так долго ждать, если памятник представляется столь интересным? Для этого есть веские причины.
Во-первых, не опубликована еще значительная часть результатов изучения находок на месте древнего залива Зейдерза, а также судов типа бременской когги. Когда это произойдет, станет ясно, какие исследования нам предстоит провести, и появится возможность выдвинуть современные гипотезы, которые будут проверены на сохранившихся подводных объектах.
Другая причина заключается в том, что ученые не успевают досконально исследовать все обнаруженные объекты. Поэтому там, где есть возможность сохранить памятник, сейчас лучше ограничить нашу любознательность ради успешного изучения его в будущем.
НОРВЕГИЯ
Помощь аквалангистов-любителей
Со времени своего зарождения, относящегося к началу 60-х годов, морская археология в Норвегии широко опирается на помощь аквалангистов-любителей, а музейные работники тесно сотрудничают с Норвежской ассоциацией подводного плавания. При местных клубах любителей подводного спорта создаются группы морской археологии, члены которых специализируются в таких областях, как подводная фотография, картографирование и обследование объектов. В случае необходимости музеи обращаются за помощью к таким группам. Экспедиции обычно проводятся в период летних отпусков, и любители участвуют в них без всякого денежного вознаграждения.
Среди интересных мероприятий, проведенных любителями, следует назвать изучение и раскопки средневекового судна, затонувшего около 1450 г. у южного побережья Норвегии. Его груз, судя по всему, состоял из каменных плит, крышек для саркофагов и круглых слитков меди. Окаменелости в плитах из песчаника позволили сделать вывод, что он был добыт в каменоломне, располагавшейся близ сегодняшнего Таллина. Раскопки проводились любителями под руководством сотрудников Норвежского Морского музея в 1986 и 1987 годах.
ТУРЦИЯ
«Металлические сухари с дужками»
Именно так описывал молодой ловец губок предметы, которые он обнаружил на дне моря осенью 1982 года в ста метрах от своей родной деревни Кас. Как заключили специалисты из Бодрумского музея подводной археологии, по внешнему виду они были похожи на медные слитки, найденные в 1960 г. среди останков судна у мыса Гелидония.
Обследовавший их вместе с группой Института морской археологии Техасского университета американский археолог Джордж Басс разработал план раскопок на месте новой находки, результаты которых позволили расширить границы наших познаний в области техники кораблестроения вплоть до бронзового века. Найденные в Касе медные бруски подобны тем, что изображены на одной из древнеегипетских гробниц в Фивах, относящийся к 1350 г. до н.э. (сплав меди с оловом давал бронзу, откуда и пошло название эпохи). Обнаруженная среди прочих предметов небольшая печатка размером не более пуговицы с клеймами, похожими на те, что использовались древнегреческими торговцами, дала возможность определить принадлежность судна. Извлечено множество ценных предметов из золота, керамические амфоры из Ханаана, Микен из Кипра, а также самые ранние из когда-либо обнаруженных образцов синего стекла, вероятно предназначавшиеся для изготовления ювелирных изделий или кубков.
Археологи продолжают поднимать из трюмов остатки богатого груза. Что же касается остова судна, его изучение, возможно, пополнит наши знания о кораблях, существовавших во времена Троянской войны.
ФРГ
Консервация бременской когги
Во время работ по углублению дна, проводившихся в 1962 году в порту Бремена (ФРГ), расположенного в устье Везера, было обнаружено сохранившееся в иле торговое судно XIV в. – когга. Его подняли на поверхность с целью изучения и консервации. Подъем старинных судов, таких, как «Васса» или пять кораблей викингов из Роскилд-фиорда, впервые поставил перед специалистами проблему сохранения крупных объектов из размокшего, потерявшего прочность дерева.
Исследователи пришли к выводу, что деревянные детали кораблей можно защитить от неминуемой при высыхании деформации, пропитав их полиэтиленгликолем (ПЭГ). После длившейся семь лет реконструкции когги, собранной из двух тысяч фрагментов вокруг нее построили резервуар для консервации, наполнив его раствором ПЭГ.
Сегодня посетители Немецкого морского музея в Бремерхафене через окна в резервуаре могут видеть погруженное в раствор судно, которое останется в таком состоянии в течение многих лет. Затем, после тщательно контролируемого просушивания корабля, резервуар станет огромным залом, где будет поддерживаться определенный температурно-влажностный режим.
ШВЕЙЦАРИЯ
Находки на дне озер
Об археологических богатствах, таящихся в глубинах озер и других внутренних водоемов, известно гораздо меньше, чем о находках на дне моря или на побережье. Однако в Швейцарии и соседних с ней странах ряд важных открытий сделан именно там, где располагались построенные на сваях озерные поселения времен неолита и бронзового века (конец V – начало I в. до н.э.).
В последние 20 лет в ходе археологических изысканий на Цюрихском озере, одном из наиболее значительных центров таких свайных поселений, найдены относящиеся к каменному и бронзовому векам топорища, черпаки, кремниевые ножи, части ткацких станков, луки, деревянные короба, обрывки рыбацких сетей, куски тканей, мотки пряжи и другие предметы, дающие ценную информацию о доисторической эпохе. Четыре года назад на том месте, где добровольцы-ныряльщики ранее нашли целую коллекцию небольших сосудов бронзового века, было обнаружено основание жилища, относящегося к позднему бронзовому веку.
Сегодня эти памятники культуры находятся в немалой опасности: ведется строительство по берегам озера, углубляется дно для прохода судов, усиливается эрозия береговой полосы вследствие уничтожения прибрежных тростниковых зарослей, некогда успешно «гасивших» прибрежную волну.
ШВЕЦИЯ
Поднятие «Васы»
В 1961 г. шведский корабль «Васа» был поднят со дна Стокгольмской гавани, где он затонул в 1628 г., отправляясь в свое первое плавание. Конструкция огромного судна (длина от носа до кормы составляла 70 м, грузоподъемность – около 1300 т), вероятно, оказалась неустойчивой, и оно опрокинулось на глубине 35 м. Корабль на редкость хорошо сохранился, поскольку затонул совсем новым.
Пролежав на дне три столетия, он не испытал воздействия льдов и течений и не был изъеден морскими организмами. Остов судна, обнаруженный в 1956 г. любителем подводной археологии Андерсом Франценом, – выдающийся памятник не только морской архитектуры, но и повседневной жизни Швеции XVII в. С 1957 по 1961 г. осуществлялась беспрецедентная операция по поднятию судна, которое затем поместили в сухой док, где поддерживались нужные температура и влажность.
В целях предотвращения преждевременного высыхания дерева, размокшие детали судна с помощью системы разбрызгивателя в течение более десяти лет обрабатывались раствором полиэтилегликоля (ПЭГ). К концу 70-х годов музей, в котором выставлен этот памятник шведской культуры, посетило более 6 млн. человек.
ШРИ-ЛАНКА
Монеты и пушки
Расположенная в Индийском океане на пересечении морских путей, связывающих Ближний Восток и Индию, Шри-Ланка с древних времен служила прибежищем для торговых судов. У греков и римлян она была известна как Тапробана, у путешественников Арабского Востока – как Сериндиб, а китайские моряки называли ее «беспечальным краем». В начале XV в. на острове несколько раз высаживался знаменитый китайский путешественник Чжэн Хэ, занимавшийся исследованиями «западных морей».
Воды у берегов Шри-Ланки хранят следы кораблекрушений со времен проникновения европейцев в Южную Азию. В начале 60-х годов нашего века в ходе экспедиции к Большому рифу были проведены первые раскопки судна, затонувшего к югу от острова. На месте кораблекрушения археологи обнаружили бронзовую пушку, кремневые пистолеты и 350 фунтов серебряных монет. Монеты, как показал последующий анализ, были отчеканены в Сурате, пушка имела английское происхождение, а само судно построено в Юго-Восточной Азии. Позднее проводились серьезные исследования традиционных местных лодок «медел парува», в ходе которых выявилась необходимость изучения этнографического материала, связанного с морским наследием Шри-Ланки.
В конце 1986 г. в рамках программы изучения морского археологического наследия страны состоялись две экспедиции. Первая работала в гавани Галле, в 115 км к югу от Коломбо, где до сих пор сохранились стены некогда грозной крепости, принадлежавшей португальцам и голландцам. С восточной стороны над городом возвышается гора Руммасвела, где находится источник пресной воды. В этом районе было сделано немало археологических находок, включая местные и привезенные гончарные изделия.
Вторая экспедиция работала в двух километрах к западу от Коломбо, где ныряльщики несколько лет назад обнаружили на 20-метровой глубине две пушки, некогда сброшенные с корабля. В ходе экспедиции удалось найти еще две пушки, которыми, как считают, были вооружены торговые суда XVII. в.
Даже эти скромные исследования продемонстрировали необходимость комплексного изучения подводных объектов. Именно поэтому Департамент археологии Шри-Ланки и Лондонский университет в настоящее время занимаются разработкой совместного Проекта морского наследия Шри-Ланки.
ЯМАЙКА
Порт-Ройал – «подводные Помпеи»
Незадолго до полудня 7 июня 1692 г. жизнь Порт-Ройала была прервана мощным землетрясением и приливной волной. В считанные минуты крупнейший торговый центр Карибского бассейна, располагавшийся на территории нынешнего порта Кингстон, оказался под водой. С тех пор многие водолазы обследовали его развалины, но не всегда их работа и документация удовлетворяли требованиям современной археологии.
После подписания в 1978 г. соглашения о сотрудничестве между правительством Ямайки и Институтом морской археологии Техасского университета началось осуществление широкой программы исследований. Предстоит раскопать еще сотни затопленных строений, отреставрировать и изучить большое количество медных, оловянных, серебряных, железных, стеклянных, глиняных и деревянных предметов, поднятых на поверхность. Работы продлятся несколько лет. Изучение в рентгеновских лучах найденных при раскопках часов позволило установить время, когда произошло землетрясение.