ИЗЛОЖЕНИЕ

Целью письменного экзамена в форме изложения является проверка знаний абитуриента по теории и практике русского языка” умения излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой, навыков по культуре речи, стилистике.
В некоторых случаях проводится изложение с элементами сочинения. В этом случае экзаменующимся предлагается два задания. Первое — написать изложение, по возможности, близко к тексту. Второе— выполнить в письменной форме задание творческого характера: ответить на вопрос, изложить свою точку зрения на проблему, написать свой вариант возможного развития событий и т. п. Третье — озаглавить работу.
Для изложения предлагаются отрывки из художественных и публицистических произведений: Текст читается преподавателем дважды. Первый раз_— в замедленном темпе, при этом абитуриенты записывают на черновике опорную информацию. Второй раз текст читается в обычном темпе речи. Затем абитуриенты составляют на черновике план пересказа (схему строения текста) и приступают к непосредственной работе над его написанием.
В школьной практике перед написанием изложения проводилась определенная работа: выявлялись признаки текста (стиль, тема, основная мысль), рассматривались отдельные его компоненты (выделялись микротемы и на их основе абзацы, анализировались типы речи, языковые средства), затем все сводилось воедино и предъявлялось в виде плана или схемы. На вступительном экзамене эта работа проделывается каждым самостоятельно.
Вам предстоит извлечь из текста информацию для составления плана изложения, передачи содержания, разделить при этом текст на смысловые части (микротемы, абзацы) и записать по возможности основную мысль каждой из этих частей.
О плане. Наличие плана (в черновике) способствует сохранению последовательности в передаче основного содержания текста. Важно определить при этом, какая часть в тексте является вводной, есть ли концовка, из каких абзацев состоит основная часть.
Изложение — это результат восприятия, осмысления и передачи не только предложенного текста, но и его художественно-стилистических особенностей. Значит, запоминать следует не только содержание материала, но и его языковую форму. Воссоздавая авторский текст, экзаменующийся должен решить вслед за писателем и определенную стилевую задачу. Для художественного стиля это — описать предметы, события, передавая определенное отношение, настроение; для делового — сообщить точные сведения; для научного — изложить теоретические сведения, доказав, объяснив сказанное; для публицистического — убедить читающего, воздействовать на него.
Чего же ждет от Вас экзаменатор, когда берет в руки Ваше изложение? Требуемых программой знаний в области культуры речи и применения их на письме, умения грамотно писать, последовательно, логично и доказательно развивать и излагать свою мысль. В задании творческого характера — конкретный и обязательно законченный ответ на предложенную тему.
В качестве примера приводим текст, предлагавшийся на экзамене в Московском государственном институте стали и сплавов, за ним — работу абитуриента (без изменений и исправлений) и разбор ее, который знакомит с требованиями, предъявляемыми к изложению на вступительном экзамене.

Белогорская крепость (по повести А С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи. Я погрузился в размышления, большей частию печальные. Гарнизонная жизнь мало имела для меня привлекательности. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду.
Между тем начало смеркаться. Мы ехали довольно скоро. и Далеко ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика. и Недалече, — отвечал он. — Вон уже видна». Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни, но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; с другойскривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» — спросил я с удивлением. «Да вот она», — отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этими словами мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку, улицы были кривы и тесны, избы низки и большей частию покрыты соломою. Я велел ехать в комендатуру, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
Никто не встретил меня. Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира. Я велел доложить ему обо мне. иВойди, батюшка, — отвечал инвалид, — наши дома». Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке;около него красовались лубочные картинки, представляющие выбор невесты и погребение кота. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал кривой старичок в офицерском мундире. «Что вам угодно, батюшка?» — спросила она, продолжая свое занятие. Я отвечал, что приехал на службу и явился по долгу своему к господину капитану, и с этим словом обратился было к кривому старичку, принимая его за коменданта; но хозяйка перебила затверженную мою речь.