ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА—одно из наиболее влиятельных течений в неомарксизме, организационно оформившееся в 30-е гг. на базе возглавлявшегося Хоркхаймером (с 1931 г.) Ин-та социальных исследований во Франкфурте-на-Майне и руководимого им (с 1932 г.) “Журнала социальных исследований”. В 1934—1939 гг. институциональный центр Ф. ш. располагался в Женеве, затем в Париже (при Высшей нормальной школе); с 1939 г.— в США (при Колумбийском ун-те); с 1949 г.— в ФРГ, во Франкфурте-на-Майне. Главные теоретики Ф. ш.— Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас; ее видными представителями явл. также Л. Левенталь и Ф. Поллок — первое поколение, А. Шмидт, А. Вельмер — второе поколение Ф. ш. Теоретические истоки Ф. ш.— марксизм; “левый” фрейдизм, принявший в Германии форму “фрейдомарксизма”, а во Франции—сюрреализма (А. Бретон). На формирование Ф. ш. оказали также влияние идеи, заимствованные из ницшеанства и ницшеански ориентированной “антропологической” социальной философии и социологии (Фрайер). Сквозные мотивы теории Ф. ш.— проблематика отчуждения (истолкованного в духе гегелевского и неогегельянского отождествления отчуждения и опредмечивания, отчуждения и объективации) и проблематика рациональности (“рационализации”), восходящая к М. Веберу, но получившая у теоретиков Ф. ш. иную оценку и сомкнутая с проблематикой отчуждения. Осн. социально-филос. тема Ф. ш.— тема “позднего капитализма” с характерной для него “фашизоидностью” (независимо от того, реализовалась ли она в фашистских режимах или нет). Она представляет собой дальнейшую разработку идеи “индустриального об-ва”, первоначально возникшей в лоне антропологической ориентации в нем. социальной философии и социологии (Шельски, Фрайер). Осн. социол. и социально-психологическая тема Ф. ш.— теоретическая концептуализация понятия “авторитарная личность” (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социол. исследования доказать, что ему действительно соответствует опред. человеческая реальность. Осн. методологическая тема Ф. ш.— антипозитивизм, принявший самую крайнюю форму — отрицания всей “традиционной” науки (как естественной, так и социальной), расцениваемой как осн. инструмент капиталистической эксплуатации и угнетения и наиболее адекватное воплощение бурж. идеологии [1; 2]. Влияние Ф. ш. на Западе возрастало с конца 40-х до начала 70-х гг., сначала в области социологии культуры и иск-ва, затем в сфере социол. методологии и “макросоциологии”. Ф. ш. оказала большое воздействие на развитие неомарксизма. в ФРГ, США, Франции и Италии. В атмосфере “марксистского ренессанса” в зап. обществ, мысли 60-х гг., во мн. инициированного именно теоретиками Ф. ш., сложилась и пробила себе дорогу леворадик. (“критическая”) социология. Социалыю-филос. концепции Ф. ш. сыграли значит, роль в идеологическом оформлении движения “новых левых” (в особенности его экстремистского крыла). Это движение, обеспечившее Ф. ш. популярность в леворадик. кругах зап.-германской, амер. и франц. интеллигенции в период подъема, в то же время привело к обострению внутр. противоречий Ф. ш. в связи с появлением среди ее представителей экстремистских и нигилистических тенденций. Эти противоречия сопровождались организационным распадом Ф. ш., чему способствовала также смерть ее руководителей и вдохновителей — Адорно и Хоркхаймера, к-рые в конце жизни выступили против экстремизма как в рядах “новых левых”, так и среди молодых представителей Ф. ш.Лит.: 1) Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977. 2) Социальная философия Франкфуртской школы. М., 1978.