- По русскому языку предлагаются билеты для проведения экзамена в общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением предмета и национальных (нерусских) школах.
Общеобразовательная школа
Экзаменационные билеты составлены в соответствии с “Обязательным минимумом содержания общеобразовательных программ по русскому языку”. Билет включает в себя один теоретический вопрос и одно практическое задание. Теоретические вопросы отражают содержание школьного курса русского языка. Практические задания направлены на проверку умения элементарного лингвистического анализа текста, а также владения учащимися всеми видами языкового разбора слов и предложений. Тексты, подобранные учителем, сообщаются учащимся непосредственно на экзамене. Для проверки знания учеником орфографических и пунктуационных правил учитель предлагает объяснить выбор орфограммы в слове и знаков препинания в предложении.
Билет №1
1. Русский язык и его функции в современном мире.
2. Текст (деловое описание). Определить смысловой тип текста. Фонетический разбор выделенного слова.
Билет №2
1. Гласные звуки русского языка, их сильная и слабые позиции.
2. Текст (художественное описание). Определить смысловой тип текста. Лексический разбор выделенного слова.
Билет №3
1. Согласные звуки русского языка, их сильные и слабые позиции.
2. Текст (рассуждение). Определить смысловой тип текста. Морфемный разбор выделенного слова.
Билет № 4
1. Слово и его лексические значения; группы слов по лексическому значению.
2. Текст (повествование). Определить смысловой тип текста. Словообразовательный разбор слова.
Билет №5
1. Группы слов по употреблению и происхождению.
2. Текст (разговорного стиля). Определить стиль текста. Морфологический разбор выделенного имени существительного.
Билет №б
1. Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.
2. Текст (официально-делового стиля). Определить стиль текста. Морфологический разбор выделенного имени прилагательного.
Билет №7
1. Основа слова и окончание, их функции в слове.
2. Текст (публицистического стиля). Определить стиль текста. Морфологический разбор выделенного имени числительного.
Билет №8
1. Словообразовательные части слова (морфемы), их функции, значения.
2. Текст (научного стиля). Определить стиль текста. Морфологический разбор выделенного местоимения.
Билет №9
1. Способы образования простых слов (имеющих в составе один корень) с помощью морфем.
2. Текст (художественного стиля — проза). Определить стиль текста. Морфологический разбор выделенного глагола.
Билет № 10
1. Способы образования сложных и сложносокращенных слов.
2. Текст (докладная записка). Обосновать выбор языковых средств в зависимости от темы сообщения. Морфологический разбор выделенного причастия.
Билет №11
1. Части речи в русском языке, критерии их выделения.
2. Текст (письмо). Обосновать выбор языковых средств в зависимости от адресата. Морфологический разбор выделенного деепричастия.
Билет №12
1. Именные части речи, их общий объединяющий признак.
2. Текст (стихотворение). Обосновать выбор языковых средств в зависимости от замысла пишущего. Морфологический разбор выделенного наречия.
Билет № 13
1. Глагол и его неспрягаемые (особые) формы, их объединяющий признак.
2. Текст (монолог). Определить тип речи. Морфологический разбор выделенного предлога.
Билет №14
1. Служебные части речи, их функции в предложении.
2. Текст (диалог). Определить тип речи. Морфологический разбор выделенного союза.
Билет №15
1. Словосочетание, его виды по способу связи слов, по характеру главного слова.
2. Текст (сочетание монолога с диалогом). Определить тип речи. Морфологический разбор выделенной частицы.
Билет №16
1. Простое предложение, его виды по цели высказывания, по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
2. Текст (деловое описание). Определить смысловой тип текста. Синтаксический разбор выделенного словосочетания.
Билет № 17
1. Простое предложение, его виды по наличию всех главных членов предложения, по наличию или отсутствию всех необходимых членов предложения.
2. Текст (художественное описание — проза). Определить смысловой тип текста. Синтаксический разбор распространенного предложения (без осложнений).
Билет №18
1. Грамматическая основа предложения, способы ее выражения.
2. Текст (очерк). Определить смысловой тип текста. Синтаксический разбор простого предложения с осложнениями.
Билет №19
1. Необособленные второстепенные члены предложения.
2. Текст (художественное описание). Определить смысловой тип текста. Синтаксический разбор простого предложения с обособленными второстепенными членами.
Билет №20
1. Обособленные второстепенные члены предложения, способы их деления в устной речи.
2. Текст (рассуждение). Определить смысловой тип текста. Синтаксический разбор простого предложения с вводными словами.
Билет №21
1. Слова, грамматически не связанные с предложением.
2. Текст (повествование). Определить смысловой тип текста. Синтаксический разбор неполного простого предложения.
Билет № 22
1. Сложное предложение, его виды по средствам связи простых предложений, входящих в его состав.
2. Текст (рассуждение). Определить смысловой тип текста. Орфографический разбор выделенного слова.
Билет № 23
1. Чужая речь, способы ее передачи.
2. Текст (повествование). Определить смысловой тип текста. Пунктуационный разбор простого предложения с осложнениями.
Билет № 24
1.Типы орфограмм по их графическому виду, их опознавательные признаки.
2. Текст (разговорного стиля). Определить стиль текста. Пунктуационный разбор сложного предложения.
Билет № 25
1. Условия выбора орфограмм и орфографическое правило.
2. Текст (официально-делового стиля). Определить стиль текста. Фонетический разбор выделенного слова.
Билет № 26
1. Знаки препинания, их функции в предложении и тексте.
2. Текст (публицистического стиля). Определить стиль текста. Морфемный разбор выделенного слова.
Билет № 27
1. Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте.
2. Текст (научного стиля). Определить стиль текста. Словообразовательный разбор выделенного слова.
Билет №28
1. Текст, его части, средства связи между ними.
2. Текст (художественного стиля). Определить стиль текста. Морфологический разбор выделенного имени существительного.
Билет № 29
1. Функционально-смысловые типы текстов.
2. Текст (монолог). Определить тип речи. Морфологический разбор выделенного имени прилагательного.
Билет № 30
1. Стили речи, их функции и сферы употребления.
2. Текст (диалог). Определить тип речи. Морфологический разбор выделенного имени числительного.
Билет № 31
1. Условия выбора языковых средств в процессе написания (произнесения) текста.
2. Текст (монолог в сочетании с диалогом). Определить тип речи. Морфологический разбор глагола.
Школа с углубленным изучением предмета
Билет состоит из трех вопросов: одного теоретического и двух практических. Первый вопрос проверяет лингвистическую подготовку учащихся в области языка и речи.
Второй вопрос контролирует сформированность у учащихся важных для жизни коммуникативных умений: написать автобиографию, поздравление, приглашение, доверенность, расписку, заявление, объявление; написать краткий отзыв, характеристику, аннотацию, план ответа; объяснить лексическое значение многозначного слова, составив словарную статью для толкового словаря, и т.п. Третий вопрос билета предлагает провести анализ подобранного учителем текста по одному из следующих параметров:
— композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли текста, количества микротем);
— стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);
— типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
— языковый анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов; синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
— анализ правописания отдельных слов и предложений (орфографический и пунктуационный разбор).
Билет №1
1. Русский язык — национальный язык русского народа. Современный русский литературный язык; его нормированность и стилистическая дифференциация. Богатство и выразительность русского языка. Высказывания общественных деятелей, писателей, ученых о русском языке.
2. Напишите план ответа на вопрос “Употребление запятой в простом предложении”.
3. Анализ текста.
Билет № 2
1. Звуковая сторона речи. Звуки речи; гласные и согласные. Особенности произношения гласных и согласных звуков в потоке речи. Словесные ударения. Интонация и ее основные элементы.
2. Напишите поздравление другу (подруге) с днем рождения.
3. Анализ текста.
Билет №3
1. Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы и их употребление в речи.
2. Напишите план ответа на вопрос “Употребление тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении”.
3. Анализ текста.
Билет №4
1. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Типичные способы словообразования знаменательных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
2. Составьте словарную статью для толкового словаря (многозначное слово указывает учитель).
3. Анализ текста.
Билет № 5
1. Правила обозначения на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. Виды орфограмм в корне, их обозначение на письме. Суффиксы н — нн в именах прилагательных и причастиях, их написание.
2. Напишите приветственное слово юбиляру.
3. Анализ текста.
Билет № 6
1. Слитное и дефисное написание сложных имен существительных и прилагательных. Дефис в написании местоимений и наречий.
2. Напишите краткий отзыв о недавно прочитанной книге.
3. Анализ текста.
Билет №7
1. Употребление запятой в простом предложении.
2. Напишите заявление с просьбой принять вас в 10 класс.
3. Анализ текста.
Билет №8
1. Употребление тире и двоеточия между частями сложного предложения.
2. Напишите автобиографию.
3. Анализ текста.
Билет №9
1. Имя существительное: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Употребление существительных-синонимов в зависимости от контекста.
2. Составьте рассказ о происшествии, свидетелем или участником которого вы были.
3. Анализ текста.
Билет №10
1. Имя прилагательное: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Употребление прилагательных-синонимов в зависимости от контекста.
2. Напишите план ответа на вопрос “Звуковая сторона речи (особенности произношения гласных и согласных звуков в потоке речи; словесное ударение, интонация и ее основные элементы)”.
3. Анализ текста.
Билет №11
1. Глагол: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в словосочетании, предложении. Употребление глаголов-синонимов в зависимости от контекста.
2. Напишите характеристику какого-либо человека (например, одноклассника).
3. Анализ текста.
Билет №12
1. Причастие: общее грамматическое значение, морфологические особенности, синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Действительные и страдательные причастия, способы их образования.
2. Напишите доверенность на получение книг в магазине для школьной библиотеки.
3. Анализ текста.
Билет №13
1. Деепричастие: общее грамматическое значение, морфологические особенности, синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Образование деепричастий. Причастный и деепричастный обороты; знаки препинания в предложениях с этими оборотами.
2. Напишите отчет об экскурсии (на завод, в училище, в музей и т. п.).
3. Анализ текста.
Билет № 14
1. Имя числительное: общее грамматическое значение. Морфологические особенности, синтаксическая роль в предложении. Нормы употребления числительных в речи.
2. Напишите расписку (о получении книги из кабинета русского языка, спортивного инвентаря из спортзала и т. п.).
3. Анализ текста.
Билет №15
1. Местоимение: общее грамматическое значение, морфологические особенности. Разряды местоимений; синтаксическая роль в предложении. Нормы употребления местоимений в речи.
2. Напишите план ответа на вопрос “Правила обозначения на письме гласных и согласных звуков в составе морфем”.
3. Анализ текста.
Билет № 16
1. Наречие: общее грамматическое значение, морфологические особенности, разряды наречий; синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Употребление наречий-синонимов в зависимости от контекста.
2. Напишите объявление об оставленной в транспорте вещи.
3. Анализ текста.
Билет №17
1. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их значение и особенности употребления в речи. Разряды союзов и частиц.
2. Составьте план ответа на вопрос “Виды односоставных предложений; особенности употребления их в речи”.
3. Анализ текста.
Билет №18
1. Словосочетание и предложение — основные единицы синтаксиса. Сходство и различие этих единиц. Согласование, управление, примыкание как типы связи слов в словосочетании. Виды словосочетаний по характеру главного слова.
2. Напишите отзыв о недавно просмотренном кинофильме.
3. Анализ текста.
Билет №19
1. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Грамматическая основа двусоставного и односоставного предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
2. Составьте приглашение на школьный праздник.
3. Анализ текста.
Билет № 20
1. Виды односоставных предложений: особенности употребления их в речи. Неполные предложения.
2. Напишите аннотацию на книгу.
3. Анализ текста.
Билет № 21
1. Синтаксические конструкции, грамматически не связанные с членами предложений: обращения и их виды; вводные слова и предложения; вставные конструкции.
2. Напишите план ответа на вопрос “Текст и его основные признаки”.
3. Анализ текста.
Билет № 22
1. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь. Русский речевой этикет. Этикетные формулы для выражения приветствия, прощания, благодарности, просьбы, отказа и т. п.
2. Составьте словарную статью для толкового словаря (многозначное слово указывает учитель).
3. Анализ текста.
Билет № 23
1. Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Сфера употребления каждого стиля речи, их характерные особенности.
2. Напишите характеристику человека (например, одноклассника).
3. Анализ текста.
Билет № 24
1. Текст и его признаки. Микротема; план текста (простой и сложный).
2. Напишите план ответа на вопрос “Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Типичные способы словообразования знаменательных частей речи: существительных, прилагательных, наречий”.
3. Анализ текста.
Билет № 25
1. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Разновидности описания, повествования, рассуждения.
2. Составьте словарную статью для толкового словаря (многозначное слово указывает учитель).
3. Анализ текста.
Национальная (нерусская) школа
Экзамен по русскому языку в национальной (нерусской) школе проводится по билетам, составленным на основе единой программы (и, соответственно, с использованием единых учебников). Вопросы и задания первой части билета преследуют цель проверить навыки и умения связной устной речи учащихся, выразительного чтения. Они помогут определить уровень владения практическими навыками и умениями, предусмотренными программой по развитию связной речи, умения использовать в своих ответах материал из окружающей действительности.