Экзаменационные билеты по русскому языку

    По русскому языку предлагаются билеты для проведения экзамена в общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением предмета и национальных (нерусских) школах.

    Общеобразовательная школа

    Экзаменационные билеты составлены в соответствии с “Обязательным минимумом содержания общеобразовательных программ по русскому языку”. Билет включает в себя один теоретический вопрос и одно практическое задание. Теоретические вопросы отражают содержание школьного курса русского языка. Практические задания направлены на проверку умения элементарного лингвистического анализа текста, а также владения учащимися всеми видами языкового разбора слов и предложений. Тексты, подобранные учителем, сообщаются учащимся непосредственно на экзамене. Для проверки знания учеником орфографических и пунктуационных правил учитель предлагает объяснить выбор орфограммы в слове и знаков препинания в предложении.
    Билет №1
    1. Русский язык и его функции в современном мире.
    2. Текст (деловое описание). Определить смысловой тип текста. Фонетический разбор выделенного слова.
    Билет №2
    1. Гласные звуки русского языка, их сильная и слабые позиции.
    2. Текст (художественное описание). Определить смысловой тип текста. Лексический разбор выделенного слова.
    Билет №3
    1. Согласные звуки русского языка, их сильные и слабые позиции.
    2. Текст (рассуждение). Определить смысловой тип текста. Морфемный разбор выделенного слова.
    Билет № 4
    1. Слово и его лексические значения; группы слов по лексическому значению.
    2. Текст (повествование). Определить смысловой тип текста. Словообразовательный разбор слова.
    Билет №5
    1. Группы слов по употреблению и происхождению.
    2. Текст (разговорного стиля). Определить стиль текста. Морфологический разбор выделенного имени существительного.
    Билет №б
    1. Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.
    2. Текст (официально-делового стиля). Определить стиль текста. Морфологический разбор выделенного имени прилагательного.
    Билет №7
    1. Основа слова и окончание, их функции в слове.
    2. Текст (публицистического стиля). Определить стиль текста. Морфологический разбор выделенного имени числительного.
    Билет №8
    1. Словообразовательные части слова (морфемы), их функции, значения.
    2. Текст (научного стиля). Определить стиль текста. Морфологический разбор выделенного местоимения.
    Билет №9
    1. Способы образования простых слов (имеющих в составе один корень) с помощью морфем.
    2. Текст (художественного стиля — проза). Определить стиль текста. Морфологический разбор выделенного глагола.
    Билет № 10
    1. Способы образования сложных и сложносокращенных слов.
    2. Текст (докладная записка). Обосновать выбор языковых средств в зависимости от темы сообщения. Морфологический разбор выделенного причастия.
    Билет №11
    1. Части речи в русском языке, критерии их выделения.
    2. Текст (письмо). Обосновать выбор языковых средств в зависимости от адресата. Морфологический разбор выделенного деепричастия.
    Билет №12
    1. Именные части речи, их общий объединяющий признак.
    2. Текст (стихотворение). Обосновать выбор языковых средств в зависимости от замысла пишущего. Морфологический разбор выделенного наречия.
    Билет № 13
    1. Глагол и его неспрягаемые (особые) формы, их объединяющий признак.
    2. Текст (монолог). Определить тип речи. Морфологический разбор выделенного предлога.
    Билет №14
    1. Служебные части речи, их функции в предложении.
    2. Текст (диалог). Определить тип речи. Морфологический разбор выделенного союза.
    Билет №15
    1. Словосочетание, его виды по способу связи слов, по характеру главного слова.
    2. Текст (сочетание монолога с диалогом). Определить тип речи. Морфологический разбор выделенной частицы.
    Билет №16
    1. Простое предложение, его виды по цели высказывания, по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
    2. Текст (деловое описание). Определить смысловой тип текста. Синтаксический разбор выделенного словосочетания.
    Билет № 17
    1. Простое предложение, его виды по наличию всех главных членов предложения, по наличию или отсутствию всех необходимых членов предложения.
    2. Текст (художественное описание — проза). Определить смысловой тип текста. Синтаксический разбор распространенного предложения (без осложнений).
    Билет №18
    1. Грамматическая основа предложения, способы ее выражения.
    2. Текст (очерк). Определить смысловой тип текста. Синтаксический разбор простого предложения с осложнениями.
    Билет №19
    1. Необособленные второстепенные члены предложения.
    2. Текст (художественное описание). Определить смысловой тип текста. Синтаксический разбор простого предложения с обособленными второстепенными членами.
    Билет №20
    1. Обособленные второстепенные члены предложения, способы их деления в устной речи.
    2. Текст (рассуждение). Определить смысловой тип текста. Синтаксический разбор простого предложения с вводными словами.
    Билет №21
    1. Слова, грамматически не связанные с предложением.
    2. Текст (повествование). Определить смысловой тип текста. Синтаксический разбор неполного простого предложения.
    Билет № 22
    1. Сложное предложение, его виды по средствам связи простых предложений, входящих в его состав.
    2. Текст (рассуждение). Определить смысловой тип текста. Орфографический разбор выделенного слова.
    Билет № 23
    1. Чужая речь, способы ее передачи.
    2. Текст (повествование). Определить смысловой тип текста. Пунктуационный разбор простого предложения с осложнениями.
    Билет № 24
    1.Типы орфограмм по их графическому виду, их опознавательные признаки.
    2. Текст (разговорного стиля). Определить стиль текста. Пунктуационный разбор сложного предложения.
    Билет № 25
    1. Условия выбора орфограмм и орфографическое правило.
    2. Текст (официально-делового стиля). Определить стиль текста. Фонетический разбор выделенного слова.
    Билет № 26
    1. Знаки препинания, их функции в предложении и тексте.
    2. Текст (публицистического стиля). Определить стиль текста. Морфемный разбор выделенного слова.
    Билет № 27
    1. Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте.
    2. Текст (научного стиля). Определить стиль текста. Словообразовательный разбор выделенного слова.
    Билет №28
    1. Текст, его части, средства связи между ними.
    2. Текст (художественного стиля). Определить стиль текста. Морфологический разбор выделенного имени существительного.
    Билет № 29
    1. Функционально-смысловые типы текстов.
    2. Текст (монолог). Определить тип речи. Морфологический разбор выделенного имени прилагательного.
    Билет № 30
    1. Стили речи, их функции и сферы употребления.
    2. Текст (диалог). Определить тип речи. Морфологический разбор выделенного имени числительного.
    Билет № 31
    1. Условия выбора языковых средств в процессе написания (произнесения) текста.
    2. Текст (монолог в сочетании с диалогом). Определить тип речи. Морфологический разбор глагола.

    Школа с углубленным изучением предмета

    Билет состоит из трех вопросов: одного теоретического и двух практических. Первый вопрос проверяет лингвистическую подготовку учащихся в области языка и речи.
    Второй вопрос контролирует сформированность у учащихся важных для жизни коммуникативных умений: написать автобиографию, поздравление, приглашение, доверенность, расписку, заявление, объявление; написать краткий отзыв, характеристику, аннотацию, план ответа; объяснить лексическое значение многозначного слова, составив словарную статью для толкового словаря, и т.п. Третий вопрос билета предлагает провести анализ подобранного учителем текста по одному из следующих параметров:
    — композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли текста, количества микротем);
    — стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);
    — типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
    — языковый анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов; синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
    — анализ правописания отдельных слов и предложений (орфографический и пунктуационный разбор).
    Билет №1
    1. Русский язык — национальный язык русского народа. Современный русский литературный язык; его нормированность и стилистическая дифференциация. Богатство и выразительность русского языка. Высказывания общественных деятелей, писателей, ученых о русском языке.
    2. Напишите план ответа на вопрос “Употребление запятой в простом предложении”.
    3. Анализ текста.
    Билет № 2
    1. Звуковая сторона речи. Звуки речи; гласные и согласные. Особенности произношения гласных и согласных звуков в потоке речи. Словесные ударения. Интонация и ее основные элементы.
    2. Напишите поздравление другу (подруге) с днем рождения.
    3. Анализ текста.
    Билет №3
    1. Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы и их употребление в речи.
    2. Напишите план ответа на вопрос “Употребление тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении”.
    3. Анализ текста.
    Билет №4
    1. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Типичные способы словообразования знаменательных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
    2. Составьте словарную статью для толкового словаря (многозначное слово указывает учитель).
    3. Анализ текста.
    Билет № 5
    1. Правила обозначения на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. Виды орфограмм в корне, их обозначение на письме. Суффиксы н — нн в именах прилагательных и причастиях, их написание.
    2. Напишите приветственное слово юбиляру.
    3. Анализ текста.
    Билет № 6
    1. Слитное и дефисное написание сложных имен существительных и прилагательных. Дефис в написании местоимений и наречий.
    2. Напишите краткий отзыв о недавно прочитанной книге.
    3. Анализ текста.
    Билет №7
    1. Употребление запятой в простом предложении.
    2. Напишите заявление с просьбой принять вас в 10 класс.
    3. Анализ текста.
    Билет №8
    1. Употребление тире и двоеточия между частями сложного предложения.
    2. Напишите автобиографию.
    3. Анализ текста.
    Билет №9
    1. Имя существительное: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Употребление существительных-синонимов в зависимости от контекста.
    2. Составьте рассказ о происшествии, свидетелем или участником которого вы были.
    3. Анализ текста.
    Билет №10
    1. Имя прилагательное: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Употребление прилагательных-синонимов в зависимости от контекста.
    2. Напишите план ответа на вопрос “Звуковая сторона речи (особенности произношения гласных и согласных звуков в потоке речи; словесное ударение, интонация и ее основные элементы)”.
    3. Анализ текста.
    Билет №11
    1. Глагол: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в словосочетании, предложении. Употребление глаголов-синонимов в зависимости от контекста.
    2. Напишите характеристику какого-либо человека (например, одноклассника).
    3. Анализ текста.
    Билет №12
    1. Причастие: общее грамматическое значение, морфологические особенности, синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Действительные и страдательные причастия, способы их образования.
    2. Напишите доверенность на получение книг в магазине для школьной библиотеки.
    3. Анализ текста.
    Билет №13
    1. Деепричастие: общее грамматическое значение, морфологические особенности, синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Образование деепричастий. Причастный и деепричастный обороты; знаки препинания в предложениях с этими оборотами.
    2. Напишите отчет об экскурсии (на завод, в училище, в музей и т. п.).
    3. Анализ текста.
    Билет № 14
    1. Имя числительное: общее грамматическое значение. Морфологические особенности, синтаксическая роль в предложении. Нормы употребления числительных в речи.
    2. Напишите расписку (о получении книги из кабинета русского языка, спортивного инвентаря из спортзала и т. п.).
    3. Анализ текста.
    Билет №15
    1. Местоимение: общее грамматическое значение, морфологические особенности. Разряды местоимений; синтаксическая роль в предложении. Нормы употребления местоимений в речи.
    2. Напишите план ответа на вопрос “Правила обозначения на письме гласных и согласных звуков в составе морфем”.
    3. Анализ текста.
    Билет № 16
    1. Наречие: общее грамматическое значение, морфологические особенности, разряды наречий; синтаксическая роль в словосочетании и предложении. Употребление наречий-синонимов в зависимости от контекста.
    2. Напишите объявление об оставленной в транспорте вещи.
    3. Анализ текста.
    Билет №17
    1. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их значение и особенности употребления в речи. Разряды союзов и частиц.
    2. Составьте план ответа на вопрос “Виды односоставных предложений; особенности употребления их в речи”.
    3. Анализ текста.
    Билет №18
    1. Словосочетание и предложение — основные единицы синтаксиса. Сходство и различие этих единиц. Согласование, управление, примыкание как типы связи слов в словосочетании. Виды словосочетаний по характеру главного слова.
    2. Напишите отзыв о недавно просмотренном кинофильме.
    3. Анализ текста.
    Билет №19
    1. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Грамматическая основа двусоставного и односоставного предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
    2. Составьте приглашение на школьный праздник.
    3. Анализ текста.
    Билет № 20
    1. Виды односоставных предложений: особенности употребления их в речи. Неполные предложения.
    2. Напишите аннотацию на книгу.
    3. Анализ текста.
    Билет № 21
    1. Синтаксические конструкции, грамматически не связанные с членами предложений: обращения и их виды; вводные слова и предложения; вставные конструкции.
    2. Напишите план ответа на вопрос “Текст и его основные признаки”.
    3. Анализ текста.
    Билет № 22
    1. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь. Русский речевой этикет. Этикетные формулы для выражения приветствия, прощания, благодарности, просьбы, отказа и т. п.
    2. Составьте словарную статью для толкового словаря (многозначное слово указывает учитель).
    3. Анализ текста.
    Билет № 23
    1. Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Сфера употребления каждого стиля речи, их характерные особенности.
    2. Напишите характеристику человека (например, одноклассника).
    3. Анализ текста.
    Билет № 24
    1. Текст и его признаки. Микротема; план текста (простой и сложный).
    2. Напишите план ответа на вопрос “Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Типичные способы словообразования знаменательных частей речи: существительных, прилагательных, наречий”.
    3. Анализ текста.
    Билет № 25
    1. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Разновидности описания, повествования, рассуждения.
    2. Составьте словарную статью для толкового словаря (многозначное слово указывает учитель).
    3. Анализ текста.

    Национальная (нерусская) школа

    Экзамен по русскому языку в национальной (нерусской) школе проводится по билетам, составленным на основе единой программы (и, соответственно, с использованием единых учебников). Вопросы и задания первой части билета преследуют цель проверить навыки и умения связной устной речи учащихся, выразительного чтения. Они помогут определить уровень владения практическими навыками и умениями, предусмотренными программой по развитию связной речи, умения использовать в своих ответах материал из окружающей действительности.