Цивилизация Майя

Народы Майя

В течение ледникового периода, который начался 70 000 лет назад, уровень моря понизился на 100 — 250 метров, благодаря чему образовался широкий мост, соединяющий между собой полуостров Сиуки в Азии и Аляску. Этот мост сначала был пересечен животными, при помощи которых, а также других биопроцессов, перешли растения. Позже, примерно от 40.000 до 20.000 лет назад, согласно последним исследованиям, этот трудный путь проделал человек.

Также как и многие другие «американоиндейцы», такие как эскимосы или алеуты, ацтеки или микстеки, первобытные таины с острова Куба или удивительно развитые инки; как и все народы, начиная с полярного круга и кончая огненной землей, народ майя тоже произошел от суиатской расы, – но не от современных жителей Монголии, Китая или Японии, а от предков забытых племен юго-востока и западно-центральной части Азии.

Культура майя распространяется примерно на территории 325 тысяч кв. километров, в которые входят современные штаты Мексики: Чиапас (с еще высокой концентрацией населения майя), Кампече, Табаско, Кинтана Роо и Юкатан, а также Гватемала, Белиз, западная часть Гондураса и север Сальвадора.

Продвигаясь к северной части территории майя, климат становится все более жарким и сухим. Тем не менее, почву этих мест можно сравнить со шведским сыром: когда идут дожди, вода просачивается через известняковые породы, образуя подземные реки и озера, которые выходят на поверхность среди расщелин, образованных в камнях. Эти расщелины или колодцы называются «сенотэ» и они являются единственным источником пресной воды в этих районах.

Наличие большого количества известняковых камней обеспечивает снабжение материалом для строительства. Благодаря этому в этой бедной по натуральным ресурсам зоне возникли большие церемониальные центры, как Чичен Итса, Ушмаль, Тулум и Коба, и многие другие.

Совершенно противоположное происходит при продвижении на юг, становится более плодородной и обильной тропическая растительность. На влажной почве процветают деревья с ценной древесиной, такие как каоба, кедр, рамон и чикосапотэ; растительность здесь достигает намного больших высот по сравнению с максимальной высотой джунглей штата Юкатан, где они не превышают 15 метров. Здесь тоже достигли своего расцвета большие города: Паленке (Чиапас) и Тикаль (Гватемала), находящиеся на земле, пересекаемой реками Грихальва. Усумасинта и Ла Пасьон.

В джунглях на территории майя в небе обитают туканы, попугаи, бакланы, розовые фламинго (обитатели озёр полуострова Юкатан) и великолепный кетсаль, которого очень почитали в этой древней культуре. Только лишь в районе Петен насчитывается 365 видов птиц. Летучие мыши, которые заполонили археологические места, заселяют ночное небо. На земле среди растений и камней живут сотни видов змей. Некоторые из них относятся к самым ядовитым в мире: науяка (20 видов, в Мексике), кантиль (4 вида), коралийо (25 разных видов) и, естественно, гремучая змея (55 видов). На деревьях живут обезьяны паук и сарагуато. Белохвостый олень, тапир (лошадь майя), муравьед, броненосцы и игуаны – хозяйки древних развалин — живут среди растений. Среди густых джунглей нашли себе убежище различные виды животных, находящихся в опасности исчезновения, такие как пума, оцелот и священный ягуар. Величественный манатии (морская корова), который достигает до одной тонны весом, царствует в озерах и заливах Карибского побережья.

Занимаясь в основном выращиванием кукурузы, фасоли, какао, перца, табака и амаранта, народы майя могли посвящать много времени изучению звезд. Среди факторов, которые дали величие этой цивилизации, являются большие знания в математике и астрономии, которые, кроме того, дополняются единственным в Центральной Америке представлением о времени: циклическое время. Их календари являются удивительно точными: солнечный календарь, имеющий 365 дней (делится на 18 месяцев из 20 дней и один месяц из 5 дней), Священный календарь, называемый Тсолкин, имеющий 260 дней (делится на 13 месяцев из 20 дней) и Календарь Венеры из 584 дней. Пользуясь этими календарями майя могли предсказывать затмения с очень высокой точностью.

Майя использовали двадцатичную систему вычисления в математике — возможно основываясь на количестве пальцев на руках и ногах. При этом нумерация базировалась на трех символах: точка обозначала единицу, линия — пять и стилизировано представленная улитка использовалась для обозначения нуля или номера 20. Цивилизация майя первоначал использование нуля в математике.

Язык майя является единственным в своем роде; он не имеет никакого сходства ни с каким другим языком в Центральной Америке. Их религия тоже имеет некоторые незнакомые для их современников понятия, например, они, являлись единственными, которые верили в циклическое переселение душ человека.

Для майя не существовало прошлое, настоящее или будущее, так как они представляли время в виде цикла; каждые 52 года возвращались в тот же день и мир начинался заново (считается, что средняя длительность жизни тоже соответствовала этому промежутку времени или даже была меньше). Если мы представим два главных календаря Солнечный (365 дней) и Тсолкин (260 дней), как два колеса зубчатой передачи, из которых одно чуть меньше, чем другое, и приведем их в движение в противоположном направлении те же самые зубья соприкоснутся через 52 года. Основной цикл времени майя определяется вечным вращением этих двух зубчатых колес — календарей.

Майя тоже верили в то, что существовал другой мир до них, который был разрушен богами. Страх о том, что их мир может быть разрушен в любой момент пронизывал их образ мысли и явился стимулом для жертвоприношений людей, основной целью которого являлось постоянное возобновление мира: приношение в дар человеческой жизни, чтобы утихомирить божественную трагическую судьбу от которой зависело продолжение мира людей. Ритуалы самопожертвования частично имели своей целью обеспечить продолжение жизни через символическое умножение божественного «создания/разрушения», а также провоцировать видения о других мирах, что на самом деле происходило из-за потери большого количества крови. Это восприятие мира ставило человека в позицию смиренности и глубокого уважения к существованию вселенной и перед своим бессилием в управлении своей собственной судьбой. Их волшебный мир был пронизан священной энергией, которую контролировали различные божества, оказывающие влияние во всех направлениях вселенной и правящие медициной, наукой и самой жизнью. Все зависело от позитивных и негативных влияний, мужских и женских и от причуд всемогущих богов. Балам, или шаман-знахарь был ответственным за связь с параллельными мирами богов, духов и предков (невидимых для мирских глаз), от него получали указания о том как управлять обществом. Балам использовал всякие вещества, вызывающие галлюцинации, например такие как «теонанакатл»; свидетельства об этом можно найти на миниатюрных гравировках на камнях, имеющих примерно 2.200 лет, обнаруженных на захоронении губернатора майя и других археологических раскопках, находящихся близко от города Гватемала.

Из всех древних индейских искусств ни одно не может сравниться с искусством майя, не только из-за своих монументальных структур, но также из-за своего мастерства во всех областях искусства в целом. В скульптуре они были особенно знамениты по роскошным деталям и изысканному стилю своих гравировок; настенные работы достигли своего максимального выражения в Бонампак (штат Чиапас). Мемориальные «стелы» (плиты с записями важных дат), представляют собой настоящие произведения искусства и гончарные изделия майя не имеют себе равных. Города Сайил, Лабна и Каба являются свидетельствами величия их архитектуры, которая достигла особенно величественных пропорций в городах Ушмаль, Тикаль, Копан и Паленке.

Нет никаких сомнений в том, что архитекторы майя были настоящими мастерами в своем деле. Они преодолели много препятствий, чтобы изобрести и построить свои знаменитые арки; к счастью их ясное понимание принципов равновесия и геометрии привели к результатам, которые можем наблюдать и в наши дни.

Чтобы построить эти арки противоположные стены постепенно наклонялись, приближая их до тех пор, пока не появлялась возможность закрыть верх одним камнем. Каменные блоки соединялись между собой специальной смесью, сделанной из извести и песка, что помогало создавать очень крепкие структуры.

Майя тоже построили длинные дороги (сакбэ): из обнаруженных до сир пор некоторые достигают 100 км в длину, как та, которая соединяет город Коба с Яшуна. близко от Чичен Итса. Тем не менее, в течение многих лет археологи задавали себе вопрос о том зачем их построили майя, ведь они не имели ни колес, ни животных для перевозки груза, а строительство этих дорог через непроходимые джунгли являлось титанической работой.

Все города майя были построены в основном по одному и тому же принципу: храмы, платформы и пирамиды, которые использовались для религиозных церемоний, концентрировались вокруг центральной площади, и это представляло собой самую главную часть города. Потом следовали резиденции для жрецов и знати и после этого, на окраине города — дома обычных жителей, построенные из менее прочных материалов.

Некоторые из городов имели сложную канализационную систему, как та, которую нашли в Паленке, и системы для отбора и хранения дождевой воды, как в городе Тикаль. Часто стены строений покрывались толстым слоем штукатурки, несколько хорошо сохранившихся ее образцов находятся в городе Тикаль.

Строительные материалы меняются в зависимости от географического расположения: в Юкатане и в Петене использовался известняковый камень; в районе майя киче было много вулканического камня; в Чиапасе основные из блоков используемых в строительстве готовились и обжигались. Тем не менее, во всех больших центрах найденных до сих пор, стены были покрыты штукатуркой и раскрашены богатыми натуральными тонами.

Города майя в основном служили как церемониальные и коммерческие центры Главные здания, естественно, не использовались как резиденции, так как комнаты, находящиеся в храмах, были маленькими, с очень плохой вентиляцией и плохим естественным освещением; отсюда пришли к выводу, что они только использовались для церемониальных целей.

Все это и многое другое создает интересный контраст с примитивной технологией, которую использовали майя, или вернее разработанной в другом направлении по отношению к технологии старого мира, которая сейчас везде используется. Они не были знакомы с твердым металлом; в архитектуре не применяли арку с центральным камнем и, похоже, что майя не знали или, возможно не использовали, колесо как другие индейцы в Северной Америке.

Это культура контрастов и тайн; блестящие математики и астрономы и примитивные земледельцы, мирные торговцы и воинственные жертвоприносители. Короче говоря, это восхитительная цивилизация, которая в течение веков озадачивала людей.

Великолепные сооружения майя, отдающие молчаливый долг обширным познаниям этой цивилизации в астрономии и способностям их инженеров, заставляют нас задуматься о разрушении американо-индийских цивилизаций, начатом с большим Стилем завоевателями и духовенством великих империй европейских «цивилизаторов». До сих пор продолжается это разрушение эксплуатацией и отрицанием культурного отличия потомков майя и других американо-индийских цивилизаций.

Современные Майя

Население майя насчитывает более трех миллионов жителей разделенных на девять больших групп, которые используют 28 языковых наречий. Их основным занятием является сельское хозяйство, и живут они в общинах или в деревнях. Группа Киче (1 миллион) и майя из штата Юкатан (800 тысяч) включают наибольшее количество населения из этой расы.

Майя со штата Юкатан живут на территории, которая имеет много сюрпризов: густые джунгли, великолепные сэнотэс и пещеры, впечатляющие подземные реки и жаркий климат. Это, кроме того, земля, где растет энекен, обрабатывают черный коралл и где появились первые местисы; людей, которые поют о своей славе и отдают свою жизнь за эту землю.

За время своего существования они накопили верования, умение в рукоделии, устные и письменные традиции, практические знания, которые совмещенные с необходимостью общения, произвели различные образцы культуры.

Так, трудолюбивые руки рукодельцев создали предметы особой красоты и яркой окраски, самого различного применения: декоративные, домашнего обихода и предметы, используемые только для религиозных праздников.

Что касается традиций в отношении национальной одежды, многие из женщин майя в наше время еще используют традиционное белое платье вышитое яркими цветами вокруг выреза и на нижней части юбки. На плечах используют со стилем “рэбосо” (вид шали). Волосы обычно заплетают в косы или укладывают их на затылке, украшая гребешками из металла, кости или черепахи, бусы, браслеты, кольца и серьги филигранной работы или очень простого состава дополняют костюм. По традиции мужчины Юкатана используют свободные брюки и “гуаиабэра” (прямая рубашка с карманами, которая носится навыпуск) белого цвета, которая часто украшается спереди белой вышивкой сверху складок. Их обувь — это традициональные альпаргаты на высоком каблуке и шляпа из пальмы “хипихапа” эластичная и такого же качества как знаменитые панамские шляпы. В провинции мужчины имеют привычку носить мачете в футляре из дерева и кожи и сумку через плечо, сделанную из энекена.

Майя живут в домах круглой, квадратной или овальной формы со стенами из “бахарэке” (ветки переплетенные с тростником и глиной); которые покрыты крышей из пальмы или травы. Спят майя в гамаках, сплетенных из энекена, нейлона или хлопка.

Юкатанцы проявляют свою смекалку и сообразительность, страсть к своей вере, любовь и уважение в семье и обществе. Все это, во многих случаях совмещаемое с религиозными традициями, привезенными испанцами и верой и обычаями народа с глубокими пре испанскими корнями, сочетается в праздниках и ярмарках.

Танцы и песни представляют собой одну из главных достопримечательностей на традиционных праздниках этого народа. На музыку Юкатана не только повлияли испанцы — ввоз африканских рабов, а также создание карибской музыки, особенно кубинской оставили свой след в стиле музыки этих мест. «Харабэс», «харанас» и «сонэс» явились первыми ритмам, которые появились под влиянием этой смеси.

Среди самых распространенных и хорошо распространившихся традиций семей Юкатана находится их кулинария. С происпанских времен до наших дней появились специи, блюда и десерты на вкус больших и маленьких. Разновидности перца, фасоль, кукуруза, кабачки, какао, броненосец, рыба, птица и олень являются основной в литании народа майя. Эта кулинарная традиция демонстрирует лишь одну часть их богатства и культурного наследства. Два блюда — «кочинита пибиль» и «лос пападсуес» (что в переводе означает «кушанье сеньоров или правителей») — пересекли границы Юкатана и даже страны.

Религия Юкатана представляет собой слияние католической религии и происпанского язычества или «синкретизма». Внутренняя часть церквей в штате Чиапас и в Гватемале поражают посетителей: еловые иголки на полу, без стульев — ничем не напоминают католические церкви. Храмы имеют свои кресты и Христоса, тем не менее, в них никогда не входили священники. Все происходит на полу, между верующими и богами с участием шамана.

К сожалению, все проходит и изменяется во вселенной. Эти постоянные изменения могут быть постепенными, незаметными на простой взгляд; но со временем, иногда после миллионов лет, приводят к радикальным переменам. Которые стимулируют появление чего-то нового. Культура индейцев постепенно исчезает, их изоляция каждый раз становится все более относительной под влиянием школ, радио и телевидения; медики заменяют шаманов и знахарей, антибиотики — натуральную медицину. В наше время из-за чрезмерной эксплуатации природных ресурсов растет бедность и единственным выходом из положения служит алкоголь или фанатическая религия сектантов, которая наводнила все общество и каждый день приобщает все больше желающих в свои ряды.

Несколько тысяч лет назад предки майя наблюдали это постоянное изменение и выразили это следующими словами, полными мудрости и поэзии, взятыми из «Чипам Балам де Чумаель»: «Каждая луна, каждый год, каждый день, каждый ветер движется и проходит. Тоже каждая кровь приходит на место своего покоя, также, как приходит к власти и на свой трон».

Первые свидетельства о присутствии майя относятся примерно к 2500 году до н. э. в Гватемале и Белиз, но в сложную цивилизацию она превратилась намного позже этого времени. По традиции их история делится на три периода.

Период Формирования (или доклассический) (500 лет до н.э. — 320 нашей эры)

Этот период характеризуется рождением больших церемониальных центров; великолепным образцом преклассического периода служит Уашактун в районе Петен в Гватемале. Там находится первый астрономический обсерваторий майя с помощью которого вероятно был усовершенствован солнечный календарь из 365 дней, разделенных на 18 месяцев.

Классический Период (320 — 900 лет нашей эры)

В этот период Майя достигли своего максимального расцвета, а также экономической и социальной стабильности. Как раз во время классического периода появилась иероглифическая слоговая письменность и усовершенствовались все типичные для этой культуры архитектурные элементы. Политическая стабильность отразилась на благополучии и на улучшении коммерческих отношений между городами — штатами. Большие города как Тикаль, Копай. Паленке и Ушмаль процветали благодаря торговле какао, шкурами ягуара, обсидианом, перцем, амарантом и перьями птицы кетсаль.

Послеклассический Период (900 — 1519 лет нашей эры)

Он длится с начала упадка империи майя до завоевания испанцами.

После периода экономического расцвета между годами 900 и 1000 нашей эры, великая империя майя начала приходить в упадок. Нет точных сведений о причинах этого упадка, тем не менее, базируясь на исследованиях, которые сделаны об этой таинственной цивилизации, были предложены несколько теорий.

1) Население выросло до такой степени, что теократическая система майя уже не могла его контролировать. Потеряв веру в стоящих у власти жрецов, народ восстал против них и убил их, но потом не был в состоянии управлять самим собой, что привело к неизбежному упадку.

2) Чтобы расчищать участки земли от тропической растительности и иметь возможность сажать кукурузу на земле, удобренной золой, майя использовали метод рубки леса и выжигания (этот метод продолжает использоваться и в наши дни). При этом методе поверхностная часть почвы (очень тонкая на полуострове Юкатан) хоть и удобряется золой, теряет питательные вещества необходимые для растений, после того как выжигание проводилось на том же участке земли в течение нескольких сезонов, урожай начинает снижаться, создавая большие проблемы для выживания и как следствие этого экономические и социальные разногласия.

3) Другие исследователи говорят о военном и культурном завоевании тольтеков (воинственная цивилизация из центральной части Мексики). Это завоевание на самом деле произошло, хотя точно не известно когда и как именно. Пока некоторые южные церемониальные центры империи майя, такие как Яшчцлан (в штате Чиапас), Тикаль, Дос Пилас и Сейбаль (в Гватемале) приходили в упадок и потом окончательно были заброшены, другие города полуострова Юкатан слили свою культуру с культурой Тольтеков.

Центром власти служил город-штат Майяпан, но постоянна существовали периоды конфликта между городами соперниками, очень похожие на те, которые имели место в те же самое время в средневековой Европе. Возможно по этой причине, а также из-за некоторых внутренних политических конфликтов величие Майяпана пришло в упадок несколько лет раньше приезда испанцев на этот материк. Тем не менее, завоевание полуострова Юкатан оказалось трудным и долгим из-за сопротивления, которое оказали местные жители, а также из-за природных условий этих мест.

Чичен Итса (Город Колдунов Воды)

Чичен Итса был одним из самых больших и великолепны церемониальных центров культуры майя, которые использовали для проведения одних из самых важных религиозных церемоний, таких как жертвоприношение людей, в священном сенотэ, и знаменитый своими оракулами, этот священный город привлекал к себе путешественников со всех уголков территории майя.

На языке майя Чичен Итса возможно означает «рот колодца колдунов воды». Колдунами воды были Итса майя, жители Чичен Итса и хранители священных сенотэс — подземных хранилищ пресной воды, созданных самой природой, которые находятся по всему полуострову Юкатан.

В этой сухой зоне, где нет ни рек ни озер, гарантии жизни являлись эти сенотэс и обилие известняковых камней обеспечило неисчерпаемый источник строительных материалов для монументальных храмов их больших городов.

Чичен Итса был создан в 432 году н. э. и восстановлен примерно в 987 году. Как раз в этот период произошло, нашествие тольтеков, хотя исследователи не имеют точных сведений о том, было ли это нашествие «культурным» пацифическим или имело военный характер.

Город расположен на территории около 300 гектаров представляет два различных архитектурных периода: первый относится к V — IX векам н. э., и наблюдается в монументальных скульптурах, стиля Пуук (особенный стиль, характерный для культуры майя полуострова Юкатан); второй более объемными и высокими зданиями и структурам закругленной формы (например, в колоннах). Кроме того, этот стиль характеризуется большим количеством изображений Кэтсалькоатл (пернатый змей), главный бог в религии тольтека. Статуи Чак Моль тоже являются типичными в слиянии архитектурных стилей майя-тольтека.

С количеством жителей от 20.000 до 30.000 Чичен Итса был одним из самых больших городов доиспанского периода и возможно, занимал второе место по величине на полуострове Юкатан после города Маяпан, так называемой «столицы» империи. К Сожалению Чичен Итса был несколько раз ограблен после того, как его покинули майя.

Тикаль (Место Голосов Душ Майя)

В 1848 году Амбросио Тут, простой чиклеро (работник, который добывает смолу из дерева чикле, используемую для производства жевательных резинок), случайно обнаружил в центре Петен (на севере Гватемалы) остатки великолепного города Он сразу же обратился к губернатору этого района, который потом присвоил себе заслугу этого великолепного открытия. Тикаль, без всякого сомнения, является одним из самых больших церемониальных центров Классического Периода Майя (300 — 1000 г. н.э.). Он занимает площадь примерно 16 квадратных километров и находится в центре национального парка, простирающегося на 573 км. кв. в тропических джунглях. Этот город был обитаем примерно до 1000 года, дойдя до вершины своей славы в 700 — 900 годах нашей эры.

Типичным элементом в архитектуре Тикаль являются зубчатые орнаменты на храмах, состоящие из стены, украшенной в специальном стиле, установленной в месте последующем потолку, чтобы увеличить сильные вертикальные линии храмов. Большинство из украшений зданий сконцентрированы на фасадах в виде штукатурки, раскрашенной разными цветами.

Эти великолепные храмы головокружительно поднимаются к небу из густых джунглей Петена, как будто в молчаливой молитве к своим древним богам.

В центре города жили священники, воины и коммерсанты, в то время как большинство населения жило вне города в хижинах с «палапами» (крыши сооруженные из пальмовых листьев) Рынок и мастерские рукодельцев тоже находились в центре и всегда являлись очень активной частью города, т.к. в свое время Тикаль был самым важным церемониальным Центром в этой части Империи.

В Тикаль нет ни рек ни озер; город обеспечивался водой через сеть каменных каналов, покрытых штукатуркой, которые собирали дождевую воду, сбегающую между зданиями, в искусственные цистерны, называемые «агуадас». Эта вода использовалась в засушливый период года. До сих пор существуют три таких агуады в Тикаль.

Паленке

С археологической точки зрения это один из самых важных городов-штатов майя. Находится он в сердце мексиканских джунглей, окруженный пышной растительностью и пересекаемый рекой Отулум.

Паленке достиг вершины своего величия и расцвета примерно в годах 600 — 700 н.э., более менее в то же время, что и Тикаль.

Тем не менее, его архитектурный стиль совершенно другой — более изящный. Его зубчатые орнаменты на крыше обработаны в более открытом стиле — как решетчатые ставни или загородки, которые суживаются кверху. Кроме того, они построены посредине крыши, а не сверху задней стены как в Тикаль. Меньший вес этих орнаментов позволил их строителям уменьшить толщину стен, выдерживая вес структуры. Таким образом, архитекторы Паленке смогли создать такие элегантные здания как Дворец, являющийся одним из лучших образцов резиденциальной архитектуры Классического Периода Майя. Создание форм из гипсового раствора тоже достигло своего максимального развития в Паленке, свидетельством которого являются красивейшие барельефы погребальной палаты в Храме Надписей.

Ушмаль (Построенный три раза)

Ушмаль является одним из самых важных церемониальных центров культуры майя, расположенных на территории полуострова Юкатан. Он был сооружен неизвестным племенем майя в конце Классического Периода, между 600 и 1000 годами н.э., в изящном стиле Пуук. Впоследствии этот город был покинут и вновь заселен два раза, из-за чего он получил название майя Ошмал. что означает «построенный три раза».

Расположенная на севере полуострова Юкатан, где даже зимой очень жарко, зона, относящаяся к Ушмаль всегда должна была бороться с проблемой засухи. Кроме того, хотя большинство из городов майя были построены возле сенотэ (расщелье или колодец, созданные природой на известняковой поверхности земли), Ушмаль был построен на возвышенности.

По этой причине его архитекторы встретились с, на первый взгляд, непреодолимой проблемой: как обеспечить город водой? Они преодолели это препятствие построив цистерны воронкообразной формы, служившие для сбора и хранения дождевой воды, которую использовали когда наступали периоды засухи, на языке майя их называли «чултун».

Церемониальный центр Ушмаль, занимающий площадь в 1 км. кв., является самым чистым образцом стиля Пуук в Мексике. Поэтому с 1996 года он считается Мировым Достоянием.

Поместье Ушмаль принадлежало землевладельцу Симон Пеон, который жил в США. Трудно описать постоянные грабежи, осуществляемые раскопщиками захоронений, которых нанимали богатые коллекционеры и торговцы, живущие за границей.

Тулум (Каменная стена)


Тулум одно из наиболее известных археологических мест на побережье штата Кинтана Роо. Этот город, окруженный крепостной стеной, расположен на побережье Карибского моря напротив южного конца острова Косумель.

Считается, что раньше город назывался Зама (на языке майя означает «рассвет»). В Тулум/Зама жили люди, когда Ууан Грихальва проплывал вдоль побережья полуострова Юкатан на четырех кораблях и капеллан экспедиции сделал запись о том, что он видел «несколько смежных городов с многочисленными сооружениями, одни из которых были довольно высокими, и множество людей делали им знаки флагами будто желая пригласить корабли приблизиться». Этими городами были Тулум, Солиман, Шел-Ха и Танка. Похоже, что Тулум был обитаем также после завоевания испанцами, а в период Войны Каст (1847 г) служил убежищем для восставших индейцев.

Тулум был стратегически планирован и построен. С северной, западной и южной стороны он окружен крепостной стеной, на востоке, напротив моря, труднодоступные скалы пятнадцатиметровой высоты защищают город от возможных нападений врагов Существуют около двенадцати сооружений внутри крепостной стены, некоторые из них служили жилищем для жрецов. Главные из храмов и административных зданий тоже находятся внутри крепости.

Возможно Тулум являлся большим производителем меда, так как эта зона богата цветами и пчелами. Кроме того Ах Музен Каб, бог пчел, был покровителем Тулум/Зама. Хотя майя и занимались в основном земледелием, рыбная ловля тоже являлась важным занятием в городе.

Церемониальный центр простирается на 380 метров вдоль побережья и имеет 165 метров в ширину. Крепостная стена имеет в длину один километр и ее высота меняется от 3 до 5 метров, достигая в некоторых местах 6 метров в ширину. Существуют 5 дверей, позволяющих доступ в город и деланных с таким расчетом, чтобы одновременно мог проходить только один человек.

Тулум достиг вершины своего развития в то же время, что и Чичен-Итса, Ушмаль и Майяпан — города, относящиеся к послеклассическому периоду и имеющие на себе влияние культуры тольтека, среди которых Тулум выделяется своими неповторимыми пейзажами с видом на море. После публикаций Стивенсона и Катервуд в 1848 году, Тулум получил всемирную славу, хотя раскопки в этой археологической зоне начались лишь в 1938 году.