и т.д. Невольно встает вопрос о том, что же такое экология? В свое время на конференции по экологии этот вопрос задали академику С.С. Шварцу и он ответил, что, не сходя с места, может привести, по крайней мере, сто определений понятия экология и все они будут более или менее верными. Следовательно, если ответить на вопрос: «Что же такое экология?», то это означает решить долгий спор ученых о предмете этой науки. Обратимся к истокам появления термина «экология». Он не возник на пустом месте. Человечество, познавая окружающий мир, накапливало багаж практических знаний общения с Природой. Постепенно складывались четкие представления о видах растений или животных, местах их обитания и условиях произрастания. Это были первые шаги возникновения и развития экологии как науки. Вероятно, правы были ученые Ч. Элтон и Б. Мур, которые отмечали, что: «…экология является новым названием очень старого предмета». В XIX в. немецкий ученый-зоолог, эволюционист, страстный последователь Ч. Дарвина профессор Иенского университета Эрнст Геккель в книгах «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.) и «Естественная история миротворения» (1868 г.) вводит термин «экология» и раскрывает его понятие. С древнегреческого «oikos» означало дом, убежище и даже такое высокое слово, как Родина. Поэтому постепенное расширение сферы исследований по экологии вполне закономерно. Однако основатель экологии Э. Геккель определил экологию как науку, которая изучает взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их средой. При этом он подчеркивал, что к понятию «окружающая среда» относятся в широком смысле все условия существования. Подчеркивая ведущую роль воздействия среды на организм, отечественный ученый-физиолог И.М. Сеченов в 1861 г. (кстати, еще до введения понятия «экология») писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». В это время начинают интенсивно развиваться такие направления науки, как экология растений, экология животных, экология рыб, экология птиц, млекопитающих, экология водорослей, экология грибов, микроорганизмов.
Обобщая этот этап разработки понятия и становления экологии как науки, можно привести определение, данное отечественным ученым И.М. Культиасовым: «Экология — это совокупность или структура связей между организмами и условиями существования (средой), от которых зависит успешность их выживания, развития, распространения, конкурентоспособность». Это, по сути, все еще определение Э. Геккеля, но в более развернутом виде, когда важной ее частью остается взаимодействие организменных систем со средой обитания. Следующим шагом в расширении сферы влияния экологии, а следовательно, и предмета ее исследования, были работы опять же немецкого ученого, но уже гидробиолога, профессора Кильского университета Карла Мебиуса. Он увидел в «мидиевых банках», широко распространенных в мелководной прибрежной зоне Северного моря, не простое скопление самых различных видов растений и животных (особенно моллюсков), а нечто большее: тесную связь друг с другом, их совместное обитание, что в конечном счете помогало им выжить. Он увидел целостную систему, которую предложил называть «
) и которая отделена от неродственных популяций генетическим барьером нескрещиваемости. Демэкологию, хотя и рассматривают в ранге самостоятельного направления, тем не менее все-таки относят к синэкологии, так как популяции — надорганизменные системы. Заканчивая обзор синэкологии, следует еще раз вернуться к истории. Развивая идеи о биоценозах, ученые обращали особое внимание на взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов в природе. Огромное значение в этом плане имели работы В.В. Докучаева, который фактически является отцом генетического почвоведения. Он увидел почву как естественно историческое тело со своим прошлым, настоящим и будущим. Эти мысли ученый высказал в работе «К учению о зонах природы» (1899 г.). Несколько позже (1914 г.) ученый Г.Ф. Морозов создает учение о лесе, а академик В.Н. Сукачев учение о биогеоценозах. Биогеоценозы рассматривались как историческое явление, как сообщество живых организмов, живущих совместно на одной территории, взаимосвязанных друг с другом и средой обитания тесными биогеоценотическими отношениями, которые взаимообусловливают как развитие биоценоза, так и типа почв, формирующегося в данном биогеоценозе.
Следует отметить, что в 1935 г. ученым Тенсли был предложен термин «
. Но как бы не назывался этот раздел, если следовать этимологии слова глобальный, то «глобал» с французского означает всеобщий, а «глобус» с латинского — шар. Отсюда, как считает М.И. Будыко, предметом исследований глобальной экологии являются «проблемы экологии, относящиеся к биосфере в целом … и закономерности эволюции биосферы». Реализация практических нужд человека породила множество экологических проблем как результатов его техногенного воздействия на Природу. Возникают прикладные направления экологии или прикладная экология — как одно из направлений современной экологии. Успешное развитие получают промышленная экология, а также сельскохозяйственная, медицинская, урбоэкология и др. Таким образом, структуру современной экологии можно представить в виде следующей схемы: современная экология включает несколько важных блоков: частная, общая, глобальная и прикладная экология. Только перечисление их свидетельствует о многоплановых задачах и предметах исследований этой науки. Необходимо осмыслить важность этой многогранной науки и понять всю ее значимость. Если этого не произойдет, могут сбыться слова Барбары Орд, которая на одной из международных конференций сказала: «Еще шаг, другой вперед и мы вступим туда, откуда возврата назад нет!» Еще задолго до этих слов, русский ученый, географ, прекрасный знаток Природы А. Краснов писал: «Ничто так не развивает человека, ничто так не возвышает его душу, как общение с природою и наблюдение ее великих законов». Именно осмысление законов Природы поможет человеку осознать свою сущность и место в ней. Дефицит нравственности является сейчас во многом причиной наших общих бед, в том числе экологических катастроф, экономических и социальных потрясений. Наметившаяся тенденция смены откровенного антропоцентризма в сознании людей на биоцентризм в значительной степени усилена решениями, принятыми в Рио-де-Жанейро в июне 1992г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию. В программном документе «Повестка дня на XXI в.» отмечается, что именно «просвещение может помочь людям в условии таких экологических и этических норм, ценностей, профессиональных навыков и отношений, образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития. Пришло время формировать новое экологическое сознание у нынешнего поколения людей на планете, жителей XXI в. Несомненно, сознание должно носить экоцентрический характер, что подразумевает систему представлений о мире, для которой характерны (по мнению С.Ф. Дерейто, В.А. Ясвин (1996 г.)): 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и Природы; 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с Природой.
Из этого определения нужного, но достаточно научнообразного следует, что человек как биологический вид и как социальное существо должен проникнуться глубоким пониманием жизни незыблемых законов развития Природы, правильность которых подтверждена, как минимум, 4-5-миллиардным отрезком времени существования Биосферы. Вспомним известную мудрость: «со своими законами в чужой монастырь не ходят». Мы — дети Природы и должны знать и уважать ее Законы — другого нам не дано. При своих действиях в Природе всегда будем помнить четыре закона Барри Коммонера: «Природа знает лучше», «Все связано со всем», «Все должно куда-то девается», «Ничто не дается даром». Пониманию этих законов способствует такая многогранная и многоликая наука, как экология.