Богословы и проповедники

Средневековые богословы не только толковали Библию, но и высказывали собственные мысли.
Выдающийся мыслитель Пьер Абеляр (1079—1142 гг.) имел свою школу в Париже. Как и другие богословы, он считал, что Священное Писание лежит в основе всякой мудрости. При этом Абеляр полагал, что человек может с помощью разума добывать и новые знания. Он учил, что мысли и утверждения, высказанные папами и знаменитыми богословами, должны быть проверены логическими рассуждениями. В своем сочинении “Да и нет” Абеляр собрал противоречащие друг другу высказывания наиболее почитаемых католической церковью богословов (“отцов церкви”). Своей книгой Абеляр доказывал, что при оценке чужих мыслей и мнений, нередко противоречивых, следует полагаться на свой разум и умение рассуждать. Чтобы верить, утверждал он, надо понять то, во что ты веришь. Абеляр поставил разум выше слепой веры.
Против Абеляра выступили многие богословы и священнослужители. Его сочинения были осуждены, а самого Абеляра вынудили уйти в монастырь.
Главным противником Абеляра был другой знаменитый богослов Бернар Клервосский (1090—1153 гг.). Он не верил, что слабый человеческий разум может познать тайны мироздания. Людям остается только молиться и ждать, когда Бог дарует им озарение и приоткроет частичку этих тайн. Бернар полагал, что нерассуждающая вера в Бога выше разума.
Крупнейшим и наиболее почитаемым церковью мыслителем был сын итальянского графа Фома Аквйнский (1225— 1274 гг.). Его главное произведение “Сумма богословия” содержит изложение и обобщение основ вероучения христианской церкви. Фома утверждал, что вера не может противоречить разуму: если выводы, к которым приходит человек путем собственных рассуждений, противоречат учению церкви, значит. эти рассуждения неверны. По мнению Фомы, одни положения христианской религии можно понять разумом (например, существование Бога, бессмертие души), другие же разуму недоступны, в них можно только верить (например, в Троицу — т. е. в то, что Бог один и одновременно существует в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой).
Фома Аквйнский изучил сочинения древнегреческого ученого Аристотеля. Вслед за ним Фома считал лучшей формой правления монархию; подобно Аристотелю он полагал, что жестокого и несправедливого монарха народ вправе лишить власти.
По мнению Фомы, все земные государи должны повиноваться папе римскому. Руководители церкви называли Фому Аквинского “всеобщим наставником”.
Споры ученых богословов друг с другом были непонятны простым верующим. Большее влияние на них оказывали не богословы, а странствующие монахи, выступавшие с проповедями на площадях городов и деревень. Самым знаменитым из них был уроженец итальянского города Ассизи — Франциск (1182—1226 гг.). Он был сыном зажиточного торговца, но ушел из семьи, отказался от богатства и стал жить за счет подаяний. Франциск проповедовал в Италии, Франции, Испании. Он призывал к смирению, отказу от имущества, любви ко всем Божиим созданиям — людям, зверям, птицам, растениям. Ученики и последователи Франциска странствовали по Европе, призывая следовать заповедям Христа. Папа Иннокентий III имел встречу с Франциском Ассизским и дал ему свое благословение; он разрешил создать орден (организацию) странствующих монахов — францисканцев.