Ricardo Alonso-Zaldivar, Los Angeles Times, перевела Марина Лемуткина В конце февраля, обращаясь к ведущим американским политикам, основатель компании Microsoft Билл Гейтс подверг резкой критике среднюю школу США. Гейтс считает, что она безнадежно устарела, и утверждает, что руководству страны должно быть стыдно за систему образования, доказавшую свою неспособность подготовить миллионы школьников как для дальнейшего образования, так и для работы на производстве. Критические замечания прозвучали из уст Гейтса на заседании Ассоциации губернаторов США (NGA), посвященном поиску путей улучшения школьного образования в национальном масштабе. «Готовить завтрашних работников в сегодняшней школе все равно, что пытаться учить навыкам работы на современном компьютере на ЭВМ 50-летней давности», – заявил всемирно известный миллиардер, чей фонд (Bill and Melinda Gates) одним из приоритетов своей деятельности считает образовательные программы. – Чем больше мы узнавали, тем очевиднее становилось: существует множество препятствий для поступления выпускников школы в колледж. Конечно, многие не в состоянии оплачивать дальнейшую учебу, но существует и другой барьер: отсутствие необходимых знаний». Для того чтобы его преодолеть, считает Гейтс, нужно срочно менять всю систему школьного обучения в США, начиная с повышения образовательных стандартов, прежде всего – по математике и языковой подготовке. Не менее важно, по мнению Гейтса, и переориентировать школьные программы на реальные жизненные цели, направив на решение этой задачи усилия учителей. «Все, кто понимают, насколько важно образование и верят в святость принципа равенства возможностей, не говоря уже о тех, кто по своему статусу должны печься об общественном благе, должны признать: миллионы школьников нашей страны лишены возможности получить бесплатное образование», – заявил Билл Гейтс под гром аплодисментов. Глава Ассоциации губернатор штата Вирджиния Марк Уорнер согласился этим утверждением. Он подтвердил, что стандарты образования в средней школе США и в самом деле нужно срочно поднимать. Одновременно, подчеркнул он, придется подготовить новые программы, соответствующие уровню требований колледжей и работодателей. «Мы во что бы то ни стало должны сделать реформу американской средней школы главным национальным приоритетом», – заявил губернатор. Нынешнее состояние средней школы в США и впрямь безрадостно. По приведенным участниками совещания данным независимого Национального центра государственной политики в области среднего образования, лишь 68% старшеклассников заканчивают курс обучения вовремя. Кроме того, выяснилось, что эти данные замалчиваются официальными властями. Те анализируют ситуацию в школе по своей методике, дающей им основания рапортовать о якобы достигнутых улучшениях этих показателей: особенно среди белых и афро-американцев и в меньшей степени – среди выходцев из Латинской Америки. В частности, по официальным данным получается, что среднюю школу успешно и своевременно заканчивают 85%, а 27% взрослых американцев имеют как минимум ученую степень бакалавра. Разброс в показателях существует не только из-за применения различных методик. Участники совещания единодушно признали существование колоссального диспаритета, сложившегося между различными школами, а также различия в отношении ценности дипломов об образовании в зависимости от географического, расового, этнического и социально-финансового статуса их владельцев. «Только незначительная часть наших детей получает качественное образование», – отметил Билл Гейтс. – А, если мы признаем, что дети из семей с низкими доходами или принадлежащих к этническим меньшинствам лишены возможности получить качественное образование, то этому может быть только два объяснения: либо они неспособны учиться, либо мы считаем, что их и незачем учить. Первый аргумент не соответствует действительности, второй – аморален». Участники заседания приняли решение, что каждый штат должен разработать стратегию активизации школ, и поддержали предложение Гейтса создать специальную команду экспертов, наделенных серьезными полномочиями и финансовыми ресурсами.