ФАЛЕС
А. СВИДЕТЕЛЬСТВА О ЖИЗНИ И УЧЕНИИ
1. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 22—44: (22) Итак, Фалес, как говорят Геродот [I, 170], Дурис [FGrHist 76 F 74] и Демокрит [68 В 115 а= 156Л.], происходил от отца Экcамия и матери Клеобулины, из рода Фелидов, а Фелиды — финикийцы, благороднейшие из потомков Кадма и Агенора. , как среди прочих говорит Платон [Протагор 343 а= 10, 2], и первым был назван “мудрецом” в архонтство Дамасия в Афинах [582/581 г. до н. э.], при котором были названы “мудрецами” и семеро, как говорит Деметрий Фалерский в “Списке архонтов” [FGrHist 228 F 1 = фр. 149 W.). Милетское гражданство они [Фелиды] получил
и, когда — изгнанные из Финикии — прибыли [в Милет] вместе с Нейлеем. По словам же большинства, он был коренной милетец и знатного рода,
(23) После государственных дел он предался изучению природы. И согласно некоторым, не оставил ни одного сочинения (так как приписываемая ему “Морская астрономия”, как полагают, принадлежит Фоку Самосскому [гл. 5, ср. 11 В 1]; Каллимах, однако, знает его как открывателя Малой Медведицы, о чем говорит в “Ямбах” [фр. 191 Pfeiffer I, 167= А За] так:
… И, как говорили, вымерил звездочки Воза, [Ориентируясь] по которому плавают Финикийцы),
а согласно другим, написал только два: “О солнцевороте” и “О равноденствии” [В 4], прочее сочтя непостижимым. По мнению некоторых, он первым занялся астрономией и предсказал солнечные затмения и солнцевороты, как говорит Евдем [фр. 144 Wehrli] в “Истории астрономии”, почему им и восхищаются Ксенофан [21 В 19] и Геродот 11, 74]. Об этом свидетельствуют также Гераклит [63 b M.] и Демокрит [156 Л.].
(24) По словам некоторых, он также первым сказал, что души бессмертны; к их числу принадлежит поэт Херил [фр. 12 Bern.]. Кроме того, согласно некоторым, он первым открыл прохождение [?] Солнца от солнцеворота к солнцевороту и первым сказал, что величина [= диаметр] Солнца составляет одну семьсот двадцатую часть лунной. Кроме того, он первым назвал последний день месяца тридцатым и, по словам некоторых, первым стал рассуждать о природе (peri phuseos).
Аристотель [А 22] и Гиппий [86 В 7] говорят, что он наделял душой (psuchк) даже неодушевленное, заключая (tekmairomenos) [о всеобщей одушевленности] по магнесийскому камню [магниту] и янтарю. Памфила [фр. 1 FHG] говорит, что, научившись геометрии у египтян, он первым вписал в круг прямоугольный треугольник и [в благодарность богам] принес в жертву быка; (25) другие, в том числе Аполлодор-логистик [ср. DL VIII 12], утверждают, что [это открытие сделал] Пифагор. (Он двинул далеко вперед изучение тех фигур, изобретение которых Каллимах в “Ямбах” [см. А За] приписывает фригийцу Эвфорбу, как-т
о: “неравносторонних и равносторонних треугольников” и вообще всего, что касается геометрического умозрения).
Полагают, что и в государственных делах он принимал мудрейшие решения. Так, например, когда Крез послал к милетцам [послов] на предмет заключения военного союза, он воспрепятствовал этому, что и спасло город после победы Кира.
Сам он, как рассказывает Гераклид [Понтийский] [фр. 45 W.], говорит, что жил в одиночестве и сторонился государственных дел. (26) Некоторые же говорят, что он женился и имел сына Кибиста, другие — что остался холостяком и усыновил сына сестры, а когда его спросили, почему он не заводит детей, то ответил: “Из детолюбия”. Говорят также, что, когда мать понуждала его жениться, он отвечал: “Еще не время”, а потом, когда молодость прошла, ответил на ее настояния: “Уже не время”. Иероним из Родоса во второй книге “Разрозненных записок” [фр. 39 W.] говорит, что, желая показать, к
ак легко разбогатеть, он — предвидев будущий урожай маслин — нанял в аренду маслодавильни и собрал громадные деньги.
(27) Началом всех вещей он полагал воду, а космос — одушевленным (~живым, empsuchos) и полным божественных сил (daimones). Еще говорят, что он открыл времена года и разделил [год] на триста шестьдесят пять дней. Наставников у него не было, за исключением жрецов, с которыми он общался во время путешествия в Египет. Иероним говорит также [фр. 40 W.], что он измерил пирамиды по [их] тени, подметив момент, когда [наша тень] равна нашему росту.
По словам Миния [фр. 3 FHG] он был близким другом Милетского тирана Трасибула.
Знаменита история о треножнике, найденном рыбаками и посланном милетским народом мудрецам. (28) Рассказывают, что некие ионийские отроки [заранее] купили у милетских рыбаков улов с одной закидки невода. Когда же был вытащен треножник, то [между ними и рыбаками] возник спор, покуда милетцы не послали в Дельфы [вопросить оракул], и бог ответил так:
Потомок Милета, ты спрашиваешь Феба о треножнике? Кто первый из всех в мудрости — тому присуждаю треножник.
Посему дают Фалесу, Фалес — другому [из семи мудрецов], тот — третьему и т. д. вплоть до Солона, а Солон сказал, что первый в мудрости — бог, и отослал [треножник] в Дельфы. Каллимах в “Ямбах” рассказывает об этом иначе [см. А 3 а], заимствовав [свою версию] у Меандрия Милетского [фр. 18 Jac.] По Каллимаху некий аркадянин Бафикл оставил после себя фиалу и завещал: “Отдать ее лучшему из мудрецов”. Отдали Фалесу и — по кругу — снова Фалесу, (29), а он отослал ее Аполлону Дидимскому с такими словами [посвятительной надписи] [фр. 191, 76 Pf.]:
Фалес дарит меня покровителю Нейлеева народа, Дважды получив эту награду за первенство.
Прозаическая надпись [на фиале] гласит: “Фалес, сын Эксамия, милетец, — Аполлону Дельфинию, дважды получив [эту фиалу] в награду за первенство среди эллинов”. Как говорят Элевсис в сочинении “Об Ахиллесе” [FGrHist 55 F 1] и Алексон из Минда в IX книге “Мифических рассказов” [FGrHist 25 F I], сына Бафикла, носившего фиалу по кругу, звали Тирион.
Евдокс Книдский [фр. 371 Lass.] и Эвант Милетский [FHG III 2] говорят, что один из друзей Креза получил от царя [= Креза] золотой кубок с наказом отдать его “мудрейшему из эллинов”. Тот отдал его Фалесу, и кубок по кругу перешел к Хилону. (30) Хилон вопросил Аполлона Пифийского; кто мудрее его самого? Тот объявил Мисона, о котором скажем (Евдокс со своими последователями ставит его [в списке семи мудрецов] на место Клеобула, Платон [Протагор, 343 а 4] — на место Периандра). Так вот, Аполлон Пифийский возвестил о нем так:
Я говорю, что этеец Мисон, рожденный в Хене, Превосходит тебя в сметливости ума.
А вопрошавшим [оракул] был Анахарсис. Платоник Даимах [FGrHist 65 F 6] и Клеарх фр. 70 W.] говорят, что фиала была послана Крезом Питтаку, а затем обошла круг.
Андрон в “Треножнике” [фр. 1 FHG] сообщает, что аргосцы назначили наградой за доблесть мудрейшему из эллинов треножник; [победителем] выбрали спартанца Аристодема, но тот уступил Хилону. (31) Упоминает об Аристодеме и Алкей [фр. 360 Lobel—Page] в таких словах:
Так, говорят, изрек некогда в Спарте Аристодам отнюдь не беспомощное слово: “Деньги делают мужа, а кто беден — тот не в чести”.
Некоторые говорят, что Периандр послал к Трасибулу, тирану милетскому” судно, груженное товаром; оно потерпело крушение в Косском море, и впоследствии некие рыбаки нашли треножник. Однако, по словам Фанодика [FGrH 397 F 4]. треножник был найден в афинских водах, доставлен в городи постановлением народного собрания послан Бианту. (32) А почему — скажем в главе о Бианте [I, 82].
Другие говорят, что треножник — гефестовой работы, подарен богом Пелопу на свадьбу, затем перешел к Менелаю и, похищенный Александром вместе с Еленой, был брошен в Косское море лаконянкой, сказавшей, что он станет предметом распря. По прошествии времени какие-то лебедосцы купили на этом самом месте закидку невода, и вместе с уловом попался треножник; препираясь с рыбаками, дошли до Коса и так как ничего не добились, докладывают милетцам (а Милет был метрополией [Лебедоса]). Милетцы же — так как посольство их было оставлено без внимания — идут войной на косце
в, и вот, когда с обеих сторон уже было много павших, объявлен оракул: отдать [треножник] мудрейшему. Обе стороны сошлись на Фалесе, (33) а тот — после того как треножник обошел [мудрецов по кругу и вернулся к нему] — посвятил его Аполлону Дидимскому. Оракул косцам был дан такой:
Не прежде прекратится вражда меропов и ионийцев, Нежели треножник златой, который Гефест бросил в море, Вышлете вы из города и достигнет он дома того мужа, Который мудр в том, что есть, что будет и было.
А милетцам:
Потомок Милета, ты вопрошаешь Феба о треножнике?
и т. д., как сказано выше. Но об этом довольно.
Гермипп в “Жизнеописаниях” [фр. 12 FHG] приписывает Фалесу то, что некоторые рассказывают о Сократе: дескать, он не раз говаривал, что благодарен судьбе за три вещи: “Во-первых, за то, что родился я человеком, а не зверем; во-вторых, за то, что мужчиной, а не женщиной; в-третьих — что эллином, а не варваром”. (34) Рассказывают, что старуха служанка вывела его как-то из дому созерцать звезды, а он упал в яму, и в ответ на его громкие стенания старуха сказала: “Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, думаешь познать то, что на небе?”. Как астронома его знает в Ти
мон, который хвалит его в “Силлах” [фр. 23 Diels] такими словами:
…И сколь мудр среди семи мудрецов Фалес в наблюдении звезд!
Лобон из Аргоса утверждает [фр. 8 Сг.] что написанное им достигает примерно двухсот строк и что надпись на его статуе гласит [АР VII 83]:
Сего Фалеса вскормил ионийский Милет и явил Превосходящим всех астрономов мудростью.
(35) И что из песен [семи мудрецов] ему принадлежит эта:
Много слов отнюдь не выражают мудрую мысль. Ищи одну мудрость, Выбирай одно благо: Так ты заткнешь бесконечноречивые языки болтунов.
Предание донесло следующие изречения Фалеса:
Старше всех вещей — бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего — космос, ибо он творение бога. Больше всего — пространство, ибо оно вмещает все. Быстрее всего — мысль (nous), ибо она бежит без остановки. Сильнее всего — необходимость, ибо она одолевает всех. Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживает все.
Он сказал, что смерть ничем не отличается от жизни. “Так почему же, — спросил кто-то, — ты не умираешь?” “Именно потому, что разницы никакой”, — ответил он.
(36) На вопрос, что возникло раньше, ночь или день, он ответил: “Ночь — одним днем раньше”. Его спросили, может ли человек тайком от богов совершить беззаконие. “[Не только совершить], но и замыслить [не может]”, — ответил он. На вопрос прелюбодея, не дать ли ему [на суде] клятвы в том, что он не прелюбодействовал, Фалес ответил: “Клятвопреступление не страшнее прелюбодеяния”. На вопрос, что трудно. — “Знать себя”. Что легко? — “Наставлять другого”. Что всего слаще? — “Успех”. Что есть божество? — “То, у чего нет ни начала, ни конца”. Какую невидаль ему довелось увидеть
? — “Тирана, дожившего до старости”. Как легче всего переносить несчастье? — “Если видишь, что врагам приходится еще хуже”. Как нам прожить самую лучшую и самую праведную жизнь? — “Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других”. (37) Кто счастлив? — “Кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан”. Он говорит, что о друзьях надо помнить как в их присутствии, так и в их отсутствие. “Не красуйся наружностью, но будь прекрасен делами”. “Не наживай богатства нечестным путем”. “Да не настроит тебя никакой слух против тех, кому ты доверяешь”. “Какие взносы
внесешь родителям — такие взымай о детей”.
Нил, по его словам, разливается потому, что этесии, дующие в противоположном направлении, отбрасывают его потоки назад.
Аполлодор в “Хронике” (FGrH 244 F 28] говорит, что он родился в первый год тридцать пятой олимпиады [640 г. до н. э.]. (38) А умер семидесяти восьми лет или, как говорит Сосикрат [фр. 10 FHG], девяноста, поскольку умер он в пятьдесят восьмую олимпиаду 1548—545 гг. до н. э.] и еще был жив при Крезе, которому обещал устроить переправу без моста через Галио, отведя русло [546 г., ср.. также А б].
По словам Деметрия из Магнесии в “Одноименных [писателях и поэтах]”, было еще пять других Фалесов: первый — ритор из Каллатиды, отличавшийся дурным стилем; второй — живописец из Сикиона, талантливый; третий — очень древний, живший во времена Гесиода, Гомера и Ликурга; четвертый —которого упоминает Дурис в трактате «О живописи” [FGrH 76 F 31; II, 147]; пятый — живший недавно, безвестный, о котором упоминает Дионисий в “Критических сочинениях”.
(39) Умер Фалес-мудрец, когда смотрел гимнический агон, от палящего зноя, жажда и немощи, уже стариком. На могиле его написано:
Взгляни на эту могилу — она мала, но слава Многомысленного Фалеса высока до неба.
И у нас в первой книге “Эпиграмм” или “Всеразмернике” есть на него такая эпиграмма:
Гелиос Зевс! Смотревшего некогда гимнический агон Мудрого мужа Фалеса ты похитил со стадиона. Хвалю тебя за то, что подвел ты его поближе, ибо старец Уже не мог более видеть звезды о земли.
(40) Ему принадлежит изречение “Знай себя”, но Антисфен в “Преемствах” [фр. 3 Jac.] говорит, что оно принадлежит Фемоное, а присвоено Хилоном. [Далее (40—42) ом. гл. 10, 1 выше; 43—44 — подложные письма Фалеса к Ферекиду и Солону].
2. СУДА под словом “Фалес” [1-й абзац из “Именослова” Гесихия Милетского, 2-й — из А 1]: Фалес, сын Эксамия и Клеобулины, милетец, по Геродоту же [ом. 11 А 4] — финикиец, родился до Креза в 35-ю олимпиаду [640—647 гг. до н. э.], а по Флетонту известен уже в 7-ю [752—749 гг. до н. э.]. Написал: о небесных явлениях в гексаметрах [ср. В I], “О равноденствии” [В 4] и многое другое. Скончался в старости, когда смотрел гимнический агон, сдавленный т