Для школ и классов, где физика является профильным предметом, в билеты включаются три вопроса: два теоретических и один практический. В этом случае необходимо ориентироваться на текст билетов, опубликованных в сборнике «Вестник образования» № 3/98.
Для общеобразовательных школ и классов, где физика не является профильным предметом, в билеты, подготовленные УМЛ физики МИПКРО, включены два вопроса — теоретический и практический: решение расчетной или экспериментальной задачи. Так как при сетке часов 3 + 3 в 10–11-х классах тематическим планированием не предусмотрено проведение обобщающего повторения, рекомендуется выделить дополнительное учебное время для организации повторения материала и подготовки учащихся к региональному экзамену.
При сокращенном варианте изучения физики (менее 3 ч в неделю в 10–11-х классах) учителю предоставляется право уменьшить количество билетов до 20 (но не менее, вне зависимости от числа сдающих экзамен), исключив материал, который изучался в ознакомительном порядке.
При работе по другим вариантам программ в случае необходимости изменения рекомендуемых теоретических вопросов и практических заданий следует руководствоваться «Основными требованиями к знаниям и умениям учащихся» в программе средней общеобразовательной школы по физике, разработанной авторским коллективом ИОСО РАО (Сборник программ по физике и астрономии. – М.: Просвещение, 1996.).
При отсутствии в школе необходимого лабораторного оборудования разрешается замена предложенных экспериментальных заданий на аналогичные (набраны курсивом в таблице на с. 13), но ни в коем случае не замена экспериментальных задач расчетными.
Тексты билетов и задания практической части должны быть утверждены методическими службами округов. Они хранятся у директора школы и заранее учащимся не сообщаются.
При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать:
· справочные таблицы физических величин;
· плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы;
· приборы и материалы выполнения практических заданий;
· оборудование для демонстрационных опытов в качестве иллюстрации к ответам на теоретические вопросы.
В школах, работающих по системе «Школа —вуз», в соответствии с рекомендациями МКО допускаются единые экзамены, т.е. совмещение итоговой аттестации выпускников за курс среднего (полного) общего образования и вступительных экзаменов в вуз. В частности, разрешается проведение единого регионального экзамена по физике. Проведение единых экзаменов должно быть предусмотрено договором между обоими образовательными учреждениями.
При подготовке и проведении экзамена необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
-
1. Единые экзамены проводятся на добровольной основе по письменному заявлению выпускника.
2. Форма проведения экзамена устанавливается педагогическим советом общеобразовательного учреждения и приемной комиссией вуза.
3. Разработка экзаменационных материалов осуществляется совместно учителями школы и преподавателями вуза и утверждается окружными методическими службами. При подборе содержания экзаменнационых материалов и оценке знаний учащихся необходимо ориентироваться на рекомендации по проведению экзаменов для классов с углубленным изучением физики и учитывать особенности программы по физике в данной школе.
4. Прием экзамена осуществляется предметной комиссией из числа учителей общеобразовательного учреждения и преподавателей вуза.
5. Оценки по единому экзамену вносятся в раздельные протоколы — протокол регионального экзамена общеобразовательного учреждения и протокол приемной комиссии вуза. При этом оценки протоколах могут отличаться из-за различий в системах оценки знаний.
Билет № 1
-
1. Механическое движение. Относительность механического движения. Материальная точка. Система отсчета. Путь и перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения.
2. Задача на применение волновых свойств света (дисперсия, интерференция, дифракция) типа:
[1] № 1046 (1151), 1048 (1155), 1055, 1066 (1171);
[2] № 1537, 1538, 1569, 1605.
Билет № 2
-
1. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение.
2. Задача на движение (или равновесие) заряженной частицы в электрическом поле типа:
[1] № 731 (734), 872 (869);
[2] № 881, 913, 914, 918.
Билет № 3
-
1. Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Масса и размеры молекул. Постоянная Авогадро.
2. Экспериментальная задача: измерить мощность электрического тока, потребляемого спиралью нагревателя или электрической лампочки.
Билет № 4
-
1. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа (без вывода). Температура и ее измерение. Температурные шкалы Цельсия и Кельвина.
2. Экспериментальная задача: измерить сопротивление последовательно или параллельно соединенных резисторов.
Билет № 5
-
1. Уравнение состояния идеального газа —уравнение Менделеева–Клапейрона (без вывода). Изотермический, изобарный и изохорный процессы, их графики.
2. Задача на определение периода и частоты свободных колебаний в колебательном контуре (без затухания) типа:
[1] № 946 (979), 948 (981);
[2] № 1254, 1255, 1258, 1260.
Билет № 6
-
1. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики.
2. Экспериментальная задача: измерить удельное сопротивление проводника.
Билет № 7
-
1. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона.
2. Задача на применение первого закона термодинамики для изопроцессов (вычисление работы газа, изменения внутренней энергии) типа:
[1] № 622 (541), 623 (542), 627 (547), 628 (548);
[2] № 665, 667, 670, 671.
Билет № 8
-
1. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
2. Экспериментальная задача: измерить длину световой волны при помощи дифракционной решетки.
Билет № 9
-
1. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Примеры, иллюстрирующие это воздействие.
2.Задача на применение законов Ньютона типа:
[1] № 126 (164), 142 (133), 145 (135);
[2] № 118, 121, 133, 211.
Билет № 10
-
1. Электромагнитная индукция, примеры этого явления. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
2. Экспериментальная задача: измерить показатель преломления стекла.
Билет № 11
-
1. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур и превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Частота и период колебаний.
2. Задача на применение графиков изопроцессов типа:
[1] № 537 (529), 538 (530);
[2] № 624, 625, 626, 630.
Билет № 12
-
1. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и примеры ее практического использования.
2. Задача на применение основного уравнения МКТ типа:
[1] № 467 (455), 472 (459);
[2] № 555, 557, 560.
Билет № 13
-
1. Волновые свойства света (дисперсия, интерференция, дифракция). Примеры в природе и технике.
2. Задача на применение закона электромагнитной индукции типа:
[1] № 913, 915, 917;
[2] № 1119, 1121, 1122, 1126.
Билет № 14
-
1. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома.
2. Экспериментальная задача: опытная проверка одного из законов для изопроцессов.
Билет № 15
-
1. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами, объяснение этих процессов на основе квантовых представлений. Спектральный анализ.
2. Задача на применение закона сохранения импульса в механике типа:
[1] № 324 (350), 325;
[2] № 367, 373, 379, 380.
Билет № 16
-
1. Явление фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Кванты света. Применение фотоэффекта в технике.
2. Задача на расчет работы и мощности постоянного тока типа:
[1] № 794 (807), 796 (814), 799 (819);
[2] №1040, 1041, 1043.
Билет № 17
-
1. Состав атомного ядра. Изотопы. Энергия связи ядра атома.
2. Задача на применение закона Кулона типа:
[1] № 681 (683), 680 (682), 682;
[2] № 852, 853, 855, 864.
Билет № 18
-
1.Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений и их свойства. Методы регистрации радиоактивных излучений.
2. Задача на применение закона Ома для участка цепи с последовательным или параллельным соединением проводников типа:
[1] № 775 (788), 818 (836), 815 (832);
[2] № 955, 962, 968.
Билет № 19
-
1. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
2. Задача на расчет напряженности электрического поля, разность потенциалов типа:
[1] № 693 (696), 696 (699), 727 (731), 729;
[2] № 872, 874, 885, 888.
Билет № 20
-
1. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.
2. Задача на применение законов сохранения массового числа и электрического заряда в ядерных реакциях типа:
[1] № 1182 (1273), 183 (1277), 1187 (1277);
[2] № 1738, 1740, 1744, 1746.
Билет № 21
-
1. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля (без вывода).
2. Задача на применение закона сохранения энергии в механике типа:
[1] № 369 (390), 376 (400);
[2] № 446, 447, 449.
Билет № 22
-
1. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Парциальное давление водяного пара. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха (психрометр).
2. Задача на движение заряженной частицы в магнитном поле типа:
[1] № 837 (897), 838 (898), 839 (899), 840 (900);
[2] № 1095, 1097, 1099, 1100.
Билет № 23
-
1. Кристаллические и аморфные тела, их механические свойства и применение.
2. Задача на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта типа:
[1] № 1106 (1223), 1107, 1109;
[2] № 1695, 1697, 1699, 1701.
Билет № 24
-
1. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы и примеры их практического использования.
2. Экспериментальная задача: измерить влажность воздуха.
Билет № 25
-
1. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Условия плавания тел.
2. Экспериментальная задача: измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
Задачники:
-
[1]А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 1990 (в скобках); Дрофа, 1997 (без скобок).
[2] Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 1995, 1996; АО «Московские учебники», 1997.