В сентябре 2007 г. НРА «РейтОР» провело экспресс-исследование «Выбор вуза и специальности». В качестве основного метода сбора информации был использован формализованный опрос. Всего было опрошено 160 студентов первого курса из 9 государственных вузов Москвы: — Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова — Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова — Государственного университета – Высшей школы экономики — Московского государственного университета инженерной экологии — Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана — Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева — Московского государственного университета печати — Московского государственного университета приборостроения и информатики — Московского педагогического государственного университета Исследование направлено на выявление позиции студентов первого курса относительно высшего образования. В ходе исследования установлены основные факторы выбора вуза и специальности, определено отношение респондентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ), а также получены общие оценки бывших абитуриентов вступительной компании 2007 года. 40,3% опрошенных студентов поступили на технические специальности, 36,9% изучают гуманитарные и социально-экономические науки, 9,4% – культуру и искусство, 8,7% – педагогические науки и 4,7% отдали предпочтение естественным наукам и математике. 89,2% от числа опрошенных поступили на ту специальность, по которой хотели учиться, а 10,8% поступили на другую специальность. Ответы респондентов на вопрос о соотношении желаемого места обучения и фактического разделились абсолютно в таком же соотношении: 89,2% поступили в тот вуз, в котором хотели учиться, оставшиеся 10,8% поступили в другой вуз (см. рис. 1).
Вопрос: «Вы поступили на ту специальность, на которую хотели поступить, или нет?»
89,2% – да, я поступил(а) в тот вуз, в который хотел(а) поступить
10,8% – нет, я хотел(а) поступить в другой вуз
Вопрос: «Вы поступили в тот вуз, в который хотели поступить, или нет?»
89,2% – да, я поступил(а) на ту специальность, на которую хотел(а)
10,8% – нет, я хотел(а) поступить на другую специальность
Рис. 1. Соотношение желаемых и фактических специальности и места обучения студентов-первокурсников Важно отметить, что почти для пятой части первокурсников это была не первая попытка поступить в вуз, 18,8% уже пробовали свои силы при поступлении годом ранее. Результаты исследования интерпретируются с учетом смещений выборочной совокупности, поскольку опрос проводился среди тех, кто уже поступил в вуз. Мнение абитуриентов, не поступивших ни в одно учебное заведение, не учитывалось.
Мотивы получения высшего образования
В целом респонденты высоко оценивают значимость получения высшего образования в современном обществе. Около 80% опрошенных студентов отметили, что в современных условиях человеку безусловно нужно иметь высшее образование. Еще около 20% студентов-первокурсников высказали аналогичное мнение с меньшей долей уверенности: по их мнению, скорее всего нужно получить высшее образование, однако они не уверены в этом на 100%. В целом следует констатировать, что доля респондентов, усомнившегося в необходимости получения высшего образования во время обучения на первом курсе вуза, минимальна (см. рис. 2).
Вопрос: «Как Вы считаете, сегодня человеку нужно или не нужно иметь высшее образование?»
Рис. 2. Необходимость получения высшего образования для студентов-первокурсников По мнению опрошенных студентов, существует три основных мотива, заставивших их получить высшее образование: — Рассмотрение этой ступени образования как залога будущего материального благополучия (30,6% от общего числа выборов респондентов) — Определение высшего образования как основы повышения интеллектуального уровня человека (25,8%) — Оценка образования как элемента социального статуса человека (16,5%) Все эти три характеристики вместе составляют, по мнению респондентов, портрет успешного человека. Поэтому отсутствие у человека высшего образования существенно затрудняют его становление как успешной личности. Восприятие образования как интересного процесса и основной составляющей воспитания человека в меньшей степени влияет на желание респондентов получить высшее образование. Наконец, по ответам первокурсников, мода на получение образования, его престижность и желание угодить родителям – мотивы, которыми руководствуются отдельные представители молодежи при поступлении в вуз (см. рис.3).
Вопрос: «А зачем человеку нужно иметь высшее образование?»
Рис. 3. Оценка значимости мотивов получения высшего образования студентами-первокурсниками
Выбор вуза
В результате исследования были выявлены основные критерии выбора вуза респондентами. К этим критериям следует отнести: — Уровень преподавания в вузе в целом (17,5% от общего числа выборов респондентов); — Престижность вуза (15,3%) — Известность вуза (13,1%) — Место вуза в различных рейтингах (9,3%) — Комфортная обстановка в вузе (7,1%) — Активность внеучебной студенческой жизни (6,7%) — Мнение родителей (6,2%) — Перечень вступительных экзаменов (5,8%) — Близость вуза к дому (3,4%) — Наличие в вузе зарубежных программ (3,0%) — Возможность совмещать работу и учебу (2,8%) — Конкурс при поступлении (2,8%) — Сложность обучения в вузе (2,6%) — Обеспеченность компьютерами, выходом в Интернет (2,4%) — Стоимость обучения в вузе на коммерческом месте (1,4%) — Наличие интересной мне специальности (0,4%)
Рис. 4. Важность критериев выбора вуза для студентов-первокурсников
Критерий | Код | Критерий | Код |
Уровень преподавания в вузе в целом | 1 | Наличие в вузе зарубежных программ | 10 |
Престижность вуза | 2 | Возможность совмещать работу и учебу | 11 |
Известность вуза | 3 | Конкурс при поступлении | 12 |
Место вуза в различных рейтингах | 4 | Сложность обучения в вузе | 13 |
Комфортная обстановка в вузе | 5 | Обеспеченность компьютерами, выходом в Интернет | 14 |
Активность внеучебной студенческой жизни | 6 | Стоимость обучения в вузе на коммерческом месте | 15 |
Мнение родителей | 7 | Наличие интересной мне специальности | 16 |
Перечень вступительных экзаменов | 8 | Другое | 17 |
Близость вуза к дому | 9 |
Все перечисленные критерии выбора вуза можно разделить на 3 основных группы. К первой относятся критерии, которые можно охарактеризовать как субъективные: уровень преподавания в вузе в целом, престижность вуза, известность вуза, мнение родителей. Эти критерии основаны на впечатлениях знакомых, отзывах друзей, которые уже учатся в этих вузах, мнениях знакомых преподавателей, которые там работают, общих оценках родителей, а также обобщенной информации, полученной из СМИ и Интернета. Подобные источники, несмотря на свою субъективность, имеют большое влияние на абитуриентов. Во вторую группу были отнесены следующие критерии выбора вуза: комфортная обстановка в вузе, активность внеучебной студенческой жизни, перечень вступительных экзаменов. Эти критерии основаны на личных впечатлениях абитуриента, поэтому более достоверны для него (нее). Абитуриент самостоятельно анализирует перечень вступительных экзаменов в вуз и форму их проведения. При оценке активности внеучебной студенческой жизни в вузе абитуриент основывается на следующих показателях: перечень студенческих организаций вуза, направления деятельности этих организаций, регулярность проведения различных внеучебных мероприятий. Комфортность обстановки в вузе определяется абитуриент может оценить при посещении дней открытых дверей. Общая значимость критериев второй группы существенно ниже, чем результаты по первой группе. На наш взгляд, это во многом связано с личной неуверенностью абитуриентов. В большинстве случаев мнение других людей при выборе вуза рассматривается ими как более компетентное. К третьей группе были отнесены критерии, которые представляют наименьшую значимость для абитуриентов. Низкий уровень значимости этих критериев объясняется преимущественно высокой самооценкой респондентами материального положения их семей: более половины опрошенных оценивают свое материальное положение как «хорошее» и «очень хорошее» (см. рис. 5). В этой связи они практически не обращают внимания на такие критерии выбора вуза, как: — Наличие в вузе компьютерных классов и Интернета (могут использовать домашние компьютеры) — Возможность совмещать учебу и работу (из-за отсутствия такой потребности) — Стоимость обучения на коммерческом отделении (уверены в своих силах, потому что есть возможность заниматься с репетиторами и посещать подготовительные курсы либо получать платное образование за счет семейного бюджета)
Вопрос: «Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?»
Рис. 5 Материальное положение семьи по собственной оценке студентов-первокурсников Критерий «место вуза в различных рейтингах» не был отнесен нами ни к одному из трех блоков. В отличие от многочисленных новостных публикаций о вузах и специальностях рейтинги представляют собой инструмент оценки, который позволяет абитуриентам получить более объективную информацию. Именно поэтому значимость данного критерия увеличивается с каждым годом. Среди опрошенных студентов 44% изучают рейтинги вузов время от времени. Еще 5% респондентов заявили, что изучают рейтинги регулярно. Тем не менее, около половины опрошенных сохраняют скептицизм относительно рейтингов как инструмента оценки и не учитывают рассматриваемые критерий при выборе вуза (см. рис. 6).
Вопрос: «Изучаете ли Вы рейтинги вузов?»
Рис. 6. Регулярность изучения рейтингов вузов студентами-первокурсниками
Выбор специальности
В ходе исследования были установлены основные критерии выбора специальности абитуриентами: — Интерес к специальности (50,2% от общего числа выборов респондентов) — Востребованность специальности (22,3%) — Рекомендации друзей и знакомых (9,7%) — Престижность специальности (7,7%) — Сложность при поступлении (3,2%) — Сложность обучения в вузе (2,4%) — Популярность специальности (2,0%) — Желание родителей (1,6%) — Личное желание абитуриента (0,8%) В первую очередь, респонденты ориентируются на интерес к специальности. Около половины опрошенных четко осознают, что не смогут еще несколько лет учить предметы, к которым не проявляли особого интереса в школе. Следующий важный критерий при выборе специальности – это ее востребованность на рынке труда. По мнению респондентов, получаемая профессия должна быть не только интересной, но и хорошо оплачиваемой. Первые два критерия составляют основные требования, предъявляемые абитуриентами к специальности. Остальные критерии по уровню значимости существенно уступают первым двум (см. рис. 7).
Вопрос: «Почему Вы выбрали эту специальность?»
Рис. 7. Значимость критериев выбора специальности студентами-первокурсниками
Подготовка к поступлению в вуз
В ходе исследования было выявлено, что большинство абитуриентов стараются использовать все возможные способы подготовки к поступлению в вуз. При этом самым распространенным из них является самостоятельная подготовка, поскольку это наименее затратная и, вместе с тем, очень эффективная возможность повысить уровень собственных знаний. Чуть меньшим спросом пользуются такие способы подготовки, как «занятия с репетитором» и «посещение подготовительных курсов». Эти способы требуют материальных вложений и недоступны для некоторых семей.
Вопрос: «Как Вы готовились к поступлению в вуз?»
Рис. 8 Частота использования способов подготовки к поступлению в вуз По мнению опрошенных самыми редко используемыми методами получения и проверки знаний являются обучение в базовых школах и написание диагностических тестов. Обучение в базовых школах – это трудно осуществимый процесс: он включает механизм перевода из одной школы в другую и связан с психологическими сложностями у школьника (необходимость адаптации в новом коллективе). Кроме того, обучение в базовой школе вовсе не означает гарантированного попадания в вуз, а дает лишь незначительные преимущества при поступлении. Что касается проведения диагностического тестирования, то этот способ подготовки в настоящее время слабо распространен в России (см. рис. 8). Выбор того или иного способа подготовки во многом зависит от оценки респондентами материального положения их семей (см. рис. 5). Как правило, дети из семей с хорошим материальным положением предпочитают выбирать один из двух способов: занятия с репетитором или самоподготовка. Респонденты из семей со средним достатком, напротив, стараются использовать абсолютно все возможности: в большинстве случаев они совмещают посещение подготовительных курсов с индивидуальными занятиями с репетитором, помимо этого многие готовятся самостоятельно. На наш взгляд, результаты исследования связаны преимущественно с выбором различных жизненных стратегий в зависимости от материального положения семьи. Семьи с хорошим материальным положением чаще всего готовы к оплате обучения детей из средств семейного бюджета в том случае, если они не поступят на бесплатное отделение. В семьях со средним достатком предпочитают вложить максимум средств на этапе подготовки к поступлению в вуз, чтобы потом ребенок получал образование бесплатно. Абитуриенты из семей с плохим материальным положением, как правило, сильно ограничены в возможностях, поэтому они рассчитывают преимущественно на собственные силы, подготавливаясь к экзаменам самостоятельно.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
В Федеральном законе «Об образовании» прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Пока эта процедура не обязательна для всех учебных заведений, однако к 2009 г. планируется полностью перейти на эту систему. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования – Федеральный закон РФ N3266-1 от 10 июля 1992 г. (с изменениями от 21 июля 2007 г.) «Об образовании», ст. 15, п. 4.1. Учитывая стабильный рост числа абитуриентов, сдающих ЕГЭ, специалисты агентства «РейтОР» попытались оценить, насколько понятна была процедура проведения ЕГЭ нынешним первокурсникам. В ходе исследования было установлено, что у большинства респондентов не возникло вопросов, связанных со сдачей ЕГЭ. 62,4% опрошенных оценили эту процедуру как полностью понятную. Еще 32% респондентов заявили, что процедура проведения ЕГЭ была им в целом понятна, хотя некоторые нюансы этой процедуры остались неясными. В то же время почти у 5% опрошенных студентов возникли затруднения с пониманием этой процедуры (ответили «50 на 50»). Для 1% респондентов ЕГЭ так и остался неясной процедурой (см. рис. 9).
Вопрос: «Процедура проведения Единого государственного экзамена была Вам понятна или непонятна?»
Рис. 9. Степень понимания процедуры проведения ЕГЭ абитуриентами На основе полученных данных можно сделать следующий вывод: в настоящее время информация о ЕГЭ предоставляется абитуриентам в недостаточном объеме или же в недоступной для понимания форме. Следует отметить, что на результаты исследования существенно повлияла высокая школьная успеваемость респондентов. Треть опрошенных охарактеризовали свою школьную успеваемость как в основном отличную, более половины – в основном хорошую. Столь высокие показатели объясняются тем, что опросы проводились в престижных государственных вузах, где требования, предъявляемые к абитуриентам, достаточно высокие. Можно предположить, что среди абитуриентов с более низкой успеваемостью доля опрошенных, не до конца понимающих процедуру ЕГЭ, будет выше.
По статистике за июнь 2007 г. выпускники и абитуриенты сдавали ЕГЭ по 12 предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология, история России, география, английский язык, немецкий язык, французский язык, обществознание и литература. Данные о количестве выпускников, сдавших ЕГЭ в Российской Федерации в 2007 г. отображены на рис. 10. Данные взяты с сайта Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки www.obrnadzor.gov.ru.
Опрошенные нами студенты-первокурсники чаще всего сдавали в форме ЕГЭ русский язык и математику (см. рис. 11). Однако в нашем случае произошел небольшой сдвиг в сторону естественных наук в силу специфики вузов, в которых проходили опросы.
Рис. 10. Количество выпускников, сдавших ЕГЭ в 2007 г.
Вопрос: «По каким предметам Вы сдавали Единый государственный экзамен?»
Рис. 11. Доля абитуриентов, сдавших экзамены в форме ЕГЭ Большинство первокурсников (68,3%) сдавали ЕГЭ только по одному предмету. Значительно ниже процент сдавших ЕГЭ по двум предметам – 18,7%, по трем предметам – 11,4%, по четырем предметам – 1,6%. (см. рис. 12 ).
Рис. 12 Распределение абитуриентов по числу предметов, сданных в форме ЕГЭ Подобные результаты связаны в первую очередь с тем обстоятельством, что до 2009 г. при приеме в государственные и муниципальные высшие учебные заведения по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные высшие учебные заведения вправе проводить по предметам, по которым не проводится Единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса Федеральный закон РФ N125-ФЗ… от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями от 20 апреля 2007 г.), ст. 11, п. 1. Кроме того, руководители некоторых российских вузов достаточно критически относятся к введению ЕГЭ, настаивая на том, что эта процедура не позволяет в полном объеме оценить знания абитуриента.
В отличие от руководителей вузов абитуриенты в своем большинстве не испытают негативных эмоций в отношении процедуры ЕГЭ, т.к., по их мнению, оценки по ЕГЭ сопоставимы с результатами выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузе. На вопрос «Как Вы думаете, если бы Вы сдавали обычные выпускные экзамены в школе, а не ЕГЭ, то Ваши оценки были бы выше, такие же или ниже?» 35,2% респондентов ответили, что оценки были бы выше. При этом 6,4% опрошенных уверены, что результат бы ухудшился (см. рис. 13).
Вопрос: «Как Вы думаете, если бы Вы сдавали обычные выпускные экзамены в школе, а не ЕГЭ, то Ваши оценки были бы выше, такие же или ниже?»
Рис. 13. Сравнение фактических результатов ЕГЭ и предполагаемых результатов традиционных выпускных экзаменов Отвечая на вопрос «Как Вы думаете, если бы Вы сдавали обычные вступительные экзамены в вузе, а не ЕГЭ, то Ваши оценки были бы выше, такие же или ниже?», доля респондентов, не уверенных в положительном результате вступительных экзаменов в вузе, растет (13,9%), а тех, кто отдает преимущество традиционным вступительным испытаниям в сравнении с ЕГЭ, напротив, становится меньше – 22,1% (см. рис. 14).
Вопрос: «Как Вы думаете, если бы Вы сдавали обычные вступительные экзамены в вузе, а не ЕГЭ, то Ваши оценки были бы выше, такие же или ниже?»
Рис. 14. Сравнение фактических результатов ЕГЭ и предполагаемых результатов традиционных вступительных экзаменов в вуз Итоги сравнения фактических результатов ЕГЭ с результатами традиционных экзаменов показали, что выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в вуз рассматриваются респондентами как разные по сложности. У многих вызывают опасения вступительные экзамены, для них ЕГЭ – это эмоционально более простая процедура, при этом экзамены в школе, наоборот, кажутся им легче и поэтому предпочтительнее. Несмотря на это, более половины респондентов отметили, что вне зависимости от формы сдачи экзамена их оценки остались бы прежними. Подобные результаты опять же можно рассматривать через призму того, что опросы проводились в престижных государственных вузах, где к абитуриентам предъявляются достаточно высокие требования. Распространяя этот вопрос на первокурсников не столь престижных учебных заведений, а также на тех, кто так и не смог поступить в этом году в вуз, можно предположить, что доля респондентов, не проводящих различия между выпускными экзаменами в школе и вступительными испытаниями в вузе, была бы значительно ниже.
Выводы
1. Опрошенные студенты-первокурсники высоко оценили значимость получения высшего образования в современном обществе. При этом они выделили три ключевых мотива получения высшего образования: рассмотрение этой ступени образования как залога будущего материального благополучия; определение высшего образования как основы повышение интеллектуального уровня человека; оценка образования как элемента социального статуса человека. В этой связи представители современной российской молодежи тщательно подходят к выбору вуза и специальности. 2. Выбор вуза осуществляется абитуриентами на основе использования трех групп критериев: — Мнений родителей, друзей и знакомых о конкретном вузе — Собственных оценок абитуриентов, основанных на их личных впечатлениях — Предметной информации о вузе, в т.ч. его материально-технической базе, стоимости обучения в вузе на коммерческом месте и т.д. В последнее время наряду с этими тремя группами критериев абитуриенты все больше внимания уделяют рейтингам вузов и местам отдельных вузов в этих рейтингах при выборе вуза. 3. При выборе специальности абитуриенты ориентируются преимущественно на два критерия: личный интерес к специальности и ее востребованность на рынке труда. 4. Высокий конкурс на бюджетные места заставляет многих абитуриентов серьезно готовиться к поступлению в вуз. При этом чаще других используется три способа подготовки: самостоятельная подготовка, посещение подготовительных курсов при вузе и занятия с репетитором. 5. Выбор того или иного способа подготовки во многом зависит от оценки респондентами материального положения их семей. Семьи с хорошим материальным положением чаще всего готовы к оплате обучения детей из средств семейного бюджета в том случае, если они не поступят на бесплатное отделение. В семьях со средним достатком предпочитают вложить максимум средств на этапе подготовки к поступлению в вуз, чтобы потом ребенок получал образование бесплатно. Абитуриенты из семей с плохим материальным положением, как правило, сильно ограничены в возможностях, поэтому они рассчитывают преимущественно на собственные силы, подготавливаясь к экзаменам самостоятельно. 6. Непременным атрибутом последних вступительных кампаний является сдача экзамена в форме ЕГЭ. По мнению некоторых абитуриентов, информация о ЕГЭ предоставляется в недостаточном объеме или же в недоступной для понимания форме. 7. Выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в вуз рассматриваются абитуриентами как разные по сложности процедуры. У многих вызывают опасения вступительные испытания в вузе, для них поступление в вуз по результатам ЕГЭ – это эмоционально более простая процедура, при этом экзамены в школе, наоборот, кажутся им легче и поэтому предпочтительнее.