ВУЗы, институты, университеты, высшее образование, подготовительные курсы, дни открытых дверей | В Оксфорде и Кембридже — свои вступительные экзамены

    ЕГЭ — у нас и у них

    Виктор Болотов: Когда мы в России начали готовить ЕГЭ, то, конечно, стали изучать опыт разных стран. Едва ли не в самом начале состоялась встреча с Кембриджским синдикатом, который организует систему Единого национального тестирования в Великобритании (я бы отметил роль Британского совета, который очень помогал нам в таких контактах). В результате мы достаточно подробно изучали опыт английских коллег. Мы работали и со службой национального тестирования в США. Я не скажу, что мы копируем английский или американский опыт, мы просто используем многолетний опыт Великобритании и США. ЕГЭ — очень простая штука. Это независимая проверка знаний выпускников школ независимыми комиссиями по единым процедурам и по сопоставимым экзаменационным материалам по всей России — от Камчатки до Калининграда. И эта система в том или ином виде существует фактически в любой стране. Смысл нашего эксперимента — отработка технологий проведения этого самого независимого оценивания.

    Наши контрольно-измерительные материалы (КИМы) состоят из трех частей: вопросы с вариантами ответов (такие тесты используют во всех странах мира). Вопросы с краткими свободными ответами, когда ты должен написать цифру, слово… Первая и вторая части у нас проверяются с помощью компьютера. Третья же часть — это свободное задание, когда человек должен решить математическую задачу, написать эссе. Великобритания — одна из первых стран, которая устраивает тесты после начальной школы, после второй и третьей ступени. Мы же проводим ЕГЭ лишь в выпускном классе. По сравнению с Великобританией мы гораздо больше работаем с компьютерами, в этом плане мы ближе к американской модели. В Британии же в эту работу вовлечено очень много живых экспертов. Сегодня мы с трудом отбиваемся от желающих войти в ЕГЭ. В прошлом году в эксперименте участвовало 16 регионов, а в этом будет уже 48. Для многих вузов это серьезный удар по их внебюджетным средствам. Я не обсуждаю сейчас криминальные сюжеты (это дело прокуратуры), но легальные формы, связанные с организацией довузовской подготовки, ЕГЭ убивает. В то же время многие вузы и в прошлом, и в этом году принимают к себе по результатам ЕГЭ. Это Финансовая академия при правительстве РФ, Высшая школа экономики, многие петербургские вузы. Сейчас мы заключаем соглашение с губернатором Санкт-Петербурга и Советом ректоров города об их участии в эксперименте.

    Как избежать утечки информации

    Джонатан Маккеон, директор учебного центра «Уорминстер»: Для проведения экзамена у нас создаются экзаменационные советы. Задача сотрудников этих советов состоит прежде всего в том, чтобы необходимые для экзаменов материалы своевременно прибыли в региональные экзаменационные комиссии. Обычно эти материалы приходят на место за 24 часа до срока проведения экзамена. Далее сама школа или экзаменационный центр назначает из числа своих сотрудников лицо, ответственное за проведение экзамена. В его задачу входит прежде всего обеспечение секретности во время хранения этих материалов в школе. Конечное же время проведения единого экзамена одинаково для всех школ, для всех центров. Сбор экзаменационных материалов после завершения экзамена проводится в присутствии свидетелей. Далее эти материалы попадают обратно в центр. Все экзаменующиеся получают номер, причем нумерация дается произвольно и возможность того, что будет известно, какой номер у какого-то конкретного человека, очень мала. Работа местных экзаменационных центров и школ постоянно находится в поле зрения соответствующих центральных советов. Что касается результатов экзаменов, то они также объявляются в один день по всей стране в августе. Их можно получить и в экзаменационном центре, где выпускники сдавали экзамен. Университетские власти имеют доступ к результатам экзаменов посредством Интернета. Конечно, трудно представить себе систему, которая обеспечивала бы стопроцентную гарантию секретности.

    Могут ли университеты проводить свои экзамены

    Джонатан Маккеон: Все ведущие английские университеты имеют право на организацию вступительных экзаменов и интервью. Оксфорд и Кембридж — это наиболее крупные университеты из тех, которые наделены таким правом.

    Пол Нортон: Еще стоит упомянуть о такой специфике британского образования, как подготовительные (или вступительные) курсы для подготовки в университет. Есть курсы, которые проводятся при конкретном университете, есть те, которые позволяют поступить в несколько университетов. Экзамены, которые являются выпускными на подобных курсах, в то же самое время являются вступительными в университет. Это некая альтернатива традиционному способу поступления в университет и традиционному виду сдачи ЕГЭ.

    Виктор Болотов: Мировая практика приема в вузы сочетает три элемента. Первый — это результаты независимой оценки (тесты, которые проводит Великобритания, использует любой университет как оценку знания). Второй элемент — это так называемая дополнительная информация об абитуриенте. В России аналог этого — олимпиады, обучение в ведущих заочных школах при физтехе, при МГУ. Многие университеты проводят еще собеседования или интервью. Но эта ситуация не связана с перепроверкой того, как абитуриент знает школьную математику или литературу. Иногда его просят написать, почему он выбирает данный вуз и данную специальность.

    Теперь что касается России. Отныне результаты олимпиадных конкурсов будут засчитывать при приеме в вузы наряду с результатами ЕГЭ. Мы будем искать варианты привлечения дополнительной информации к данным ЕГЭ. Что касается формирования списка из 20 или 30 ведущих университетов, которым будет даровано право дополнительных испытаний, — это тема, которую мы обсуждаем. Решение еще не принято.

    Автор: Наталья Иванова-Гладильщикова
    Источник: «Известия», 21.02.2003