Первая российская революция 1905—1907 гг.

Политический кризис, вызванный обострением внутренних противоречий и усугубленный неудачным для России ходом войны с Японией, вылился в события 9 января 1905 г. в Петербурге — Кровавое воскресенье, когда войсками была расстреляна мирная демонстрация рабочих, организованная священником петербургской пересыльной тюрьмы Георгием Гапоном. С 1902 г. Гапон был связан с С. Зубатовым, активно участвовал в создании “Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга”,. а”в феврале 1904 г. возглавил эту организацию. Противник стачек как формы борьбы, после начала забастовки рабочих Путиловского завода в декабре 1904 г. он обратился с петицией к Николаю II, пытаясь погасить конфликт между “Собранием” и администрацией.
В разгар .всеобщей стачки в Петербурге (в ней участвовало до 111 тыс. человек) Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Петиция начиналась словами:
“Государь! Воззри на наши страдания!” — а заканчивалась требованием созыва Учредительного собрания. Гапон заранее уведомил власти о предстоящей демонстрации, и правительство спешно подготовилось к подавлению “беспорядков”. Николай II уехал в Петергоф. Утром 9 января, когда рабочие с женами и детьми направились к Зимнему дворцу, полиция и войска ‘открыли по ним огонь. Было убито около 1 тыс. и ранено более 2 тыс. человек.
Весть о событиях в столице разнеслась мгновенно, в разных концах страны начались грандиозные забастовки. В январе 1905 г. в них участвовало 440 тыс. человек, в ряде мест имелись случаи баррикадных боев. В мае 1905 г. началась всеобщая стачка иваново-вознесенских текстильщиков, в ходе которой возник Совет уполномоченных (151 человек). Активизация весной крестьянского движения сопровождалась образованием на учредительном съезде 31 июля — 1 августа 1905 г. Крестьянского союза. Волнения и открытые вооруженные выступления вспыхивали в армии и на флоте. Крупным событием стало подготовленное меньшевиками восстание на броненосце “Князь Потемкин Таврический”. 14 июня 1905 г. матросы, овладевшие—броненосцем в ходе стихийно вспыхнувшего восстания, привели корабль на рейд Одессы, где в это время происходила всеобщая стачка. Но матросы не решились высадить десант и поддержать рабочих. После неудачной попытки привлечь на свою сторону экипажи кораблей эскадры, присланной для подавления восстания, “Потемкин” ушел в Румынию и сдался властям.
Высший подъем революционного движения приходится на конец 1905 г. Начавшаяся в октябре в Москве забастовка охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Во время октябрьской стачки возникли Советы рабочих, а в ряде случаев и солдатских и крестьянских депутатов (всего 55), которые из органов забастовочной борьбы превращались в параллельные (альтернативные) органы власти. Принимавшие в них участие меньшевики рассматривали их как органы местного самоуправления, а большевики — как органы вооруженного восстания. Наибольшее значение имели Петербургский (председатель Г. С. Хрусталев-Носарь, затем — Л. Д. Троцкий) и Московский советы. Последний выступил с призывом начать 7 декабря 1905 г. всеобщую политическую стачку с последующим переходом ее в вооруженное восстание. Вспыхнувшие в ходе стачки баррикадные бои (Декабрьское вооруженное восстание) продолжались до 19 декабря.
Широкий размах рабочего движения осенью 1905 г. привел к дальнейшему усилению революционного движения в армии и на флоте. В октябре — ноябре 1905 г. волнения солдат произошли в Харькове, Киеве, Ташкенте, Варшаве, ряде других городов. Вспыхнули восстания среди матросов Кронштадта и моряков Черноморского! флота. 11 ноября в Севастополе во время митинга матросы разоружили офицеров, избрали новых командиров. Руководителем восставших стал лейтенант П. П. Шмидт, избранный в октябре 1905 г. в Севастопольский совет депутатов. Главной базой восставших стал крейсер “Оча-1 ков”, на котором был поднят красный флаг. 12 боевых кораблей и 4 тыс. солдат вступили в вооруженные схватки с верными присяге войсками. 15—16 ноября восстание было подавлено.
В условиях нарастания революции царское правительство пыталось начать преобразования государственного устройства. Рескрипт Николая II от 18 февраля 1905 г. возложил на А.Г. Булыгина, сменившего П. Д. Святополк-Мирского на посту министра внутренних дел, “предварительные распоряжения по осуществлению государственных преобразований”: А. Г. Булыгин стал председателем Особого совещания по выработке проекта закона о Государственной думе и выборах в нее. Дума должна была стать представительным органом, принимающим участие в разработке и обсуждении законопроектов, “при непременном сохранении незыблемости основных законов империи”, т. е. самодержавия. В конце июля 1905 г. работа над проектом была завершена, а 6 августа 1905 г. появился манифест о созыве Думы. Большинство участников революционного движения не удовлетворили ни характер Булыгинской думы как исключительно законосовещательного органа, ни Положение о выборах в Думу (выборы были многостепенные, проводились по трем куриям: землевладельцы, горожане, крестьяне; устанавливался высокий ценз для участия в выборах; в составе губернских избирательных собраний, на которых должны были избираться члены Думы, было 42% выборщиков от крестьянской курии, 34% — от землевладельческой и 24% — от городской). Началась активная агитация за бойкот Булыгинской думы. Но выборы в нее так и не состоялись.
К середине октября обстановка в стране настолько накалилась, что правительство уже теряло контроль над ситуацией. Повсюду проходили митинги и демонстрации с требованием конституции. Петербургский генерал-губернатор Д. Ф. Трепов, который с апреля 1905 г. стал товарищем министра внутренних дел и в ведении которого находились Департамент полиции и Особый корпус жандармов приказал войскам “патронов не жалеть, холостых залпов не давать”. Но сил у самодержавия было мало.
С. Ю. Витте и великий князь Николай Николаевич уговорили царя пойти на уступки. 17 октября 1905 г. высочайшим манифестом России были дарованы “незыблемые основы гражданекой свободы”: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний союзов, законодательная Государственная дума. Одновременно создавалось объединенное правительство — Совет министров во главе с С. Ю. Витте, на который возлагалось введение “конституционных порядков” в стране.
Манифест внес раскол в революционное движение. Либералы, получившие возможность легально организовать свои силы, создав политические партии, призывали прекратить революционную борьбу и возложить все надежды на парламент. Подавляющее большинство эсеров и меньшевиков склонны были считать, что отныне Россия стала конституционной страной и все усилия надо направить на создание гарантий для выполнения обещаний правительства. Большевики .призывали к продолжению вооруженной борьбы. У значительной части рабочих и демократической интеллигенции манифест вызвал конституционные надежды. В результате революционное движение стало терять массовость.
Одновременно в народе активизировались монархические силы. 18 октября и в последующие дни более чем в ста городах прокатились черносотенные погромы евреев и революционеров. В течение первого месяца конституционных свобод более 4 тыс. человек было убито и до 10 тыс. покалечено черносотенцами, которые пользовались негласной поддержкой правительства.
После подавления восстания в Москве революционная волна начала спадать. В 1906—1907 гг. продолжались стачки, забастовки, крестьянские волнения, выступления в армии и на флоте. Но правительство постепенно восстанавливало контроль над страной. и