8. Несколько советов по выбору учебного заведения

www.znaniye.ru Образование за рубежом становится все более и более популярным в нашей стране. Ежегодно десятки тысяч наших сограждан выезжают за границу для изучения иностранного языка или повышения квалификации, отправляют на учебные программы своих детей. Наших соотечественников можно встретить в школах и университетах любой из развитых стран мира. В Великобритании уже практически невозможно выполнить пожелания некоторых родителей, когда они просят, чтобы в школе не было других русскоговорящих детей. Такая популярность обусловлена как новыми открывшимися возможностями, которые были практически недоступны нашему поколению, так и, к сожалению, плачевным состоянием нашей средней и высшей школы. Одним из наиболее важных элементов подготовки к поездке является выбор учебного заведения, причем критерии этого выбора зависят от целей поездки. С достаточной степенью условности образовательные программы за рубежом можно разделить на четыре категории: · Академическое образование (учеба в школе или в колледже, подготовка к поступлению в университет, университетские программы, включая магистратуру и аспирантуру) · Профессиональная подготовка (получение специальности в профессиональных школах или бизнес-колледжах, стажировка по специальности, повышение квалификации) · Языковая подготовка (различные программы, начиная от совершенствования разговорной речи вплоть до специализированных курсов, таких как язык для академических целей или язык для профессиональной работы; программы академического года для школьников и выпускников школ) · Каникулярные курсы, летние школы, страноведческие программы (сочетание языковой подготовки с культурно-развлекательной программой, знакомство со страной, ее достопримечательностями и обычаями) В этой статье я остановлюсь на вопросах выбора учебного заведения для академического образования. Достаточно часто приходится отвечать на вопрос: «Вы можете гарантировать поступление моего ребенка в Итон (Гарвард, Кембридж, Оксфорд и т.д.)?» К сожалению, ответ отрицательный. Я ни в коей мере не хочу сказать, что это вообще невозможно, но реально нет и не может быть никаких гарантий. Дело в том, что чем престижнее учебное заведение, тем более высокие критерии приема. Например, в 1995 году в Итоне (наиболее известном и престижном британском колледже для мальчиков) на 250 мест претендовало более 6 тысяч кандидатов. Для того чтобы выдержать обязательный для всех вступительный экзамен в эту школу, необходима длительная и специальная подготовка. Лондонская «Таймс» опубликовала вопросы, которые были заданы на вступительном экзамене год назад наследному принцу Уильяму, и я не уверен, что многие взрослые смогли бы на них правильно ответить без предварительной подготовки. Другой пример — для поступления в Гарвардскую школу бизнеса или в Лондонскую школу экономики необходимо набрать по шкале TOEFL (американский тест по английскому языку) более 630 баллов, что доступно отнюдь не всем американцам или англичанам. Так что для поступления в престижные зарубежные учебные заведения, которые действительно дают высококачественное образование, недостаточно просто заплатить деньги, как думают многие «новые русские». И мой совет, не верьте рекламным объявлениям типа «Выпускные экзамены нашего колледжа соответствуют вступительным экзаменам в Оксфордский университет» или «Мы гарантируем поступление вашего ребенка в элитарные школы Великобритании, США», которые часто появляются на страницах наших центральных изданий. Поверьте, что ни одна зарубежная престижная школа не возьмет к себе иностранца без блестящего знания языка. Выбор учебного заведения должен быть максимально осознанным. Надо заранее получить о нем как можно больше информации. Конечно, существуют специальные справочные издания, рекламные брошюры, из которых вы узнаете о количестве учащихся, соотношении количества преподавателей и числа студентов, требованиях к абитуриентам, академических успехах выпускников, стоимости тех или иных программ и т.д. Такие материалы должны быть в каждой фирме или агентстве, которое рекламирует эту школу, колледж или университет. Но очень часто не менее полезной и важной может оказаться «живая» информация об особенностях обучения, условиях проживания и питания непосредственно от преподавателей этого учебного заведения, студентов, которые там учатся, или их родителей. Например, в Великобритании во многих элитарных школах дети живут в спартанских условиях: 11-12 лет – в комнатах на 10 и более человек; 13-14 лет – в комнатах на 4-6 человек и т.д. А в том же Итоне до сих пор существует традиция, которую в России называют «дедовщина», то есть поступающие в колледж 11-12-летние ребята попадают в услужение к старшеклассникам. Поэтому не стесняйтесь спросить российского представителя заинтересовавшего вас учебного заведения о возможности организации встречи с учениками, отправленными туда этой фирмой, или их родителями. Честно говоря, когда я вижу рекламу о том, что фирма N работает с 30 странами мира и представляет интересы десятков школ, колледжей и университетов, у меня возникают подозрения об их способности дать достоверную информацию по каждому учебному заведению. В то же время, как показывает наша практика, для большинства наших соотечественников, которые собираются продолжить образование за рубежом, независимо от возраста и поставленных целей необходима некоторая подготовительная адаптационная программа. Цель такой программы – повысить уровень знания языка, сгладить процесс перехода от одной системы образования к другой, подготовить к учебе в новой обстановке при учете знаний, полученных на родине, а также дать возможность осознанно выбрать учебное заведение для продолжения образования. Как правило, такие программы проводятся крупными образовательными организациями, специализирующимися на работе с иностранными учащимися. Проиллюстрирую преимущества таких программ на примере нашего основного британского партнера – одной из крупнейших частных образовательных компаний Англии The British Study Group, которая объединяет группу независимых школ, несколько колледжей и языковых центров в различных районах страны. Несколько лет тому назад группа независимых школ разработала концепцию международных учебных центров для школьников-иностранцев 11-15 лет, основная задача которых заключается в помощи ребятам быстрее адаптироваться в новой стране и их подготовке к обучению в британских школах. В таких центрах ребята занимаются по программе британских школ, но методика преподавания ориентирована на учеников, для которых английский язык не является родным. Этот подход в сочетании с маленькими классами (5-10 человек) и индивидуальным подходом к каждому школьнику позволяет подготовить его перевод в британскую школу в кратчайшие сроки. В зависимости от начального уровня знания языка адаптационный период может занимать от одного-двух месяцев до академического года. Центры рассчитаны не более чем на 30-40 учащихся одновременно, при этом возможно как проживание в британской семье, так и в школе-интернате вместе с английскими сверстниками. Специальная служба размещения (School Placement Service) группы независимых школ имеет партнерские отношения более чем с двумястами школами по всей Великобритании. После завершения подготовки в международном учебном центре в зависимости от пожеланий родителей (дневная школа или школа-интернат, совместное или раздельное обучение, стоимость, местоположение и т.д.) подбирается несколько вариантов и организуется их приезд для посещения этих школ и окончательного выбора. И, наконец, в рамках этой программы после распределения в школу предлагаются опекунские услуги, что позволяет курировать ребенка на протяжении всего времени обучения. Аналогичные переходные программы организованы на базе колледжа Беллербис, который имеет отделения в Кембридже и Брайтоне, как для поступающих на подготовку в университет, так и для тех, кто окончил высшее учебное заведение в своей стране и претендует на место в магистратуре или аспирантуре. Благодаря этим программам и специально разработанным для иностранцев методикам преподавания, результаты выпускных экзаменов студентов колледжа в 1995 году вдвое превысили средний уровень оценок по Великобритании. Именно эти оценки определяют место в рейтинге учебных заведений, поскольку в Англии, как и в других западных странах, в университетах нет вступительных экзаменов, а зачисление происходит по результатам выпускных экзаменов или официально проводимых тестов. Ежегодно выпускники Беллербис-колледжа поступают в самые престижные британские университеты, включая Оксфорд, Кембридж или медицинские вузы. В рамках этих программ также работает служба размещения (University Placement Service), основные задачи которой заключаются в организации для учащихся предварительных посещений университетов и встреч с преподавателями, помощи в оформлении и подаче заявок и т.д., то есть в реальном содействии в выборе и поступлении в университет. На наш взгляд, такой путь, связанный с участием в переходной подготовительной программе, является оптимальным при выборе учебного заведения и позволяет избежать ошибочных решений или по крайней мере существенно уменьшить их вероятность. Тем более что большинство зарубежных университетов не признают наших аттестатов зрелости и для поступления предлагают либо пройти подготовительную программу, либо сдать определенные международные тесты. Представители Британской учебной группы регулярно приезжают в Россию. В августе этого года мы совместно с ними впервые провели конкурс для школьников на бесплатное обучение в Беллербис-колледже, Кембридж, по программе подготовки к сдаче экзаменов на британский аттестат зрелости. Надеемся, что теперь этот конкурс станет ежегодным. Три-четыре раза в год мы организуем в Москве встречи директоров частных школ и колледжей с потенциальными студентами и их родителями. Как видно на примере нашего сотрудничества с Великобританией, партнерство с крупной образовательной компанией позволяет нам предложить клиентам самые разнообразные программы и предоставить им максимально достоверную информацию об этих программах. Аналогичные деловые отношения установлены нашим центром с большими образовательными организациями в США (AYUSA International, INTRAX, AuPairCare), Германии (did – Deutsch Instituf), Франции (CEl / Club des 4 Vents) и Швейцарии (LEMANIA Group). Ну а готовность этих организаций сотрудничать с нами и доверие представлять их в России, которое мы заслужили по итогам трехлетней совместной работы, является их оценкой нашей профессиональной деятельности.