Догнать Стэнфорд

Корейская система образования вступает в эпоху реформ. Впервые со времен Второй мировой войны на пост президента Корейского института науки и технологии был назначен иностранец — американский физик Роберт Лафлин. Чиновники рассчитывают, что ему удастся повторить достижения Гууса Хиддинка, знаменитого тренера корейской футбольной сборной, сумевшей на чемпионате мира 2002 г. бросить вызов грандам мирового футбола. Приглашение иностранного специалиста — отчасти вынужденная мера. Корейская промышленность испытывает серьезный недостаток в талантливых молодых специалистах. “Чтобы решить эту проблему, нам необходимо реформировать систему высшего образования”, — говорит О Мьюнг, министр науки Кореи. В прошлом году в заголовках корейских газет нередко упоминались имена двух ученых. Первый — широко известный за рубежом “специалист по клонированию” Хванг Воо-сук. Второй — Роберт Лафлин, американский физик, профессор, в прошлом году назначенный на пост президента Корейского института науки и технологии. Программа реформ Корейского института науки и технологии (одного из лучших в Азии, но аутсайдера в мировом масштабе), разработанная профессором Лафлином, наделала столько же шума, как и создание профессором Хвангом клонированных эмбрионов человека. Оба ученых ощущают поддержку со стороны широких масс, обоих яростно осуждает консервативное меньшинство. И оба знают: чтобы добиться успеха, им понадобится не только поддержка прессы. Программа реформирования Корейского института науки и технологии охватывает период до 2010 г. К этому времени он должен догнать мировых лидеров в области науки и образования, например Стэнфордский университетом или Массачусетский технологический институт. Чтобы добиться этого, профессор Лафлин потребовал расширить список преподаваемых дисциплин, внедрить “дифференцированную систему оплаты труда и систему контрактов” среди преподавателей, вести преподавание на двух языках: корейском и английском — и довести количество иностранных преподавателей до 15%. Как утверждает Лафлин, “люди очень уважают нобелевских лауреатов, особенно здесь, в Корее”. Но на другой чаше весов лежит давняя неприязнь к иностранцам, связанная с японским господством в начале XX в. и сильным американским присутствием после корейской войны. “В этой стране все еще чувствуется подспудная ненависть к колонизаторам, поэтому иностранцам, которые занимают высокие посты, приходится очень непросто”, — утверждает Лафлин. Американский профессор не скрывал своих планов по реформированию Корейского института науки и технологии и очень скоро нажил врагов и оппонентов. Корейская пресса назвала его “нечувствительным к народной культуре”. Лафлину пришлось отстаивать свою точку зрения с помощью многочисленных интервью и даже регулярной колонки в одной из газет. “Очень важно, чтобы все поняли, что элитные университеты, существующие на дотации государства, очень нестабильны по своей сути не только в Корее, но и во всем мире”, — говорит Лафлин. Он хочет, чтобы его институт меньше зависел от государственного финансирования, а жил в основном за счет платы за обучение и научных грантов. Но все же официальная утвержденная версия его плана реформ намного менее радикальна, чем черновик, который ходил по рукам в конце прошлого года. Профессор Лафлин полагает, что Корейский институт науки и технологии может зарабатывать намного больше на научных и прикладных исследованиях. “Сейчас институт производит слишком мало интеллектуальной собственности”, — говорит он. Планируется учредить офис, чтобы помочь преподавателям патентовать и использовать свои работы. Еще одним приоритетом станет привлечение иностранных преподавателей. “Я хочу, чтобы студенты учились у людей, находящихся на пике своей карьеры, — говорит профессор Лафлин. — Чтобы привлечь настоящих профессионалов, придется платить международные ставки, а это примерно в два раза больше, чем средняя зарплата преподавателя в Корее”. Хотя у профессора Лафлина еще есть оппоненты, но их становится меньше. “Я думаю, его можно сравнить с Хиддинком, — говорит Брайен Ким, вице-президент по технологическому планированию компании Samsung Electronics. — У них схожие задачи. Он должен поднять стандарты высшего образования в Корее и ориентировать его на мировые стандарты”.

Автор: Клайв Коксон
Источник: «Ведомости»