10. Общественный транспорт в Лондоне

Study.ru

В отличие от общественного транспорта в городах России, лондонская сеть разделена на тарифные зоны (похожая система недавно введена у нас при использовании железнодорожного пригородного транспорта, выражаясь проще — электричек). При этом стоимость билета зависит от количества зон, которые вам требуется пересечь.

Так называемый Большой Лондон (административно-территориальная единица; состоит из Лондона и частей графств Мидлсекс, Эссекс, Кент, Суррей, Хартфордшир) условно поделен на шесть зон, путешествуя по которым вы обязательно должны помнить, насколько зон рассчитан ваш билет.

Например, если вы хотите проехать в местном метрополитене от станции Hampstead (зона 2) до станции Euston (зона 1), вам необходимо купить билетик на 1 и 2-ю зоны. Здесь все просто: две рядом находящиеся зоны — двойная плата. Но бывают и каверзные моменты. Например, вы собираетесь доехать из 2-й зоны (Hampstead) в 3-ю (South Ealing) и намереваетесь заплатить такую же сумму, как и при предыдущей поездке. Ан, нет! В этом случае вам придется раскошелиться на тройную оплату зоны, так как ваш путь к цели South Ealing будет лежать через все ту же 1-ю зону.

Но есть и приятные для путешественников предложения. Покупая некоторые транспортные карты, вы получаете право беспрепятственно кататься на лондонских автобусах через весь город, ничего при этом не доплачивая. Одной из таких карт является 7 Day Travelcard для 3-й зоны, позволяющая вам в течение недели наслаждаться поездками на метро, трамвае и железной дороге в пределах 3-й зоны и при этом иметь свободный доступ во все зоны на автобусе.

Познакомимся поближе с наиболее распространенными средствами передвижения по Лондону: автобусами (Buses) и метро (Tube).

BUSES

Каждый день в столице Соединенного Королевства совершается 4 млн поездок, при которых задействуется более 4,5 млн автобусов.

Этот доступный и комфортный вид ежедневной транспортировки граждан становится все более незаменимым, особенно в часы особой уплотненности в метрополитене.

Разумеется, одним из привлекающих факторов является степень благоустроенности автобусных остановок, более 66% которых имеют, так сказать, крышу, а во многих случаях еще и сиденья, и дополнительное освещение.

В этом году планируется оснастить пункты ожидания табличками с названиями остановок и обозначением направления движения вышеупомянутых колесных средств.

Стоит это удовольствие (то есть одна коротенькая поездка) 70 пенсов, а в центральной зоне охотникам за достопримечательностями придется раскошелиться на целый фунт.

Еще одним отличием лондонского наземного транспорта от отечественного можно с уверенностью назвать наличие ночных рейсов. За это дополнительное удобство взимается повышенная плата в размере 30-50 пенсов в зависимости от «центральности» локации.

TUBE

Лондонская подземка, как ее фамильярно называют сами создатели (tube — подземка, труба), принадлежит компании «Транспорт Лондона», которая была основана в 1985 году. Но первая андерграундная железная дорога Великобритании была создана еще в позапрошлом веке (1863)!

Сегодняшний лондонский метрополитен — это огромная инфраструктура, ежедневно осуществляющая более 3 млн перевозок, включающая 275 станций и более 400 км рельсов.

Так как большая часть линий была разработана еще столетие назад, это обстоятельство сильно замедляет процессы реставрирования и модернизации тьюба. Что, соответственно, приводит к частым авариям, провалам эскалаторов и другим неприятным ситуациям.

Поэтому рекомендуется предусмотрительно избегать использования метро во временные промежутки, когда напор толпы может стать угрозой для жизни. Например, совершая поездку в час-пик, постарайтесь сдвинуть ваше путешествие на 10 минут позже или раньше запланированного времени. Эта незначительная разница даст вам возможность гораздо более комфортно добраться до пункта назначения или даже найти свободное сидячее местечко в вагоне.

Если вам все же не повезло и даже за рубежом не удалось отдохнуть от давок в российском общественном транспорте, постарайтесь вести себя как местные, мудро поверив их практическому опыту:

1. На эскалаторах стойте строго с правой стороны, чтобы спешащий на службу worker случайно не смахнул вас вниз за собой.
2. Изучая карту чужеземного метрополитена, не останавливайтесь посреди платформы в надежде, что вам помогут. Гораздо более эффективным способом получить справку будет просто обратиться к работникам этого вида транспорта.
3. При входе в вагон не вталкивайте назад выходящих их него пассажиров. Во-первых, поезд будет дольше стоять на станции, во-вторых, и английское «нордическое» терпение может лопнуть.
4. Не заступайте за желтые линии на платформах. Это вам не наша Северная столица, где специально разработанные железные двери сдерживают горячее рвение толпы и не дают темпераментным пассажирам вывалиться на пути.
Наверняка эти элементарные правила выживания пригодятся вам и по возвращении в родные края.

Еще одна неприятность, которая может случиться с вами в общественном транспорте, это потеря личного имущества. В случае кражи карманниками вам сможет помочь, конечно, только сам карманник, что, правда, маловероятно. Но вот последствия вашей забывчивости или рассеянности можно устранить. Найденные или переданные сотрудникам наземного или подземного транспорта сумочки, сувенирчики, фотоаппаратики и другие туристические принадлежности хранятся в течение 48 часов в автобусных парках или на станциях метрополитена. По истечении этого срока все утерянное добро передается в специальный Lost Property Office, тематически построенный по соседству с домом небезызвестного лондонского сыщика (Lost Property Office, 200 Baker Street, London NW1 5RT). В связи с жутким склерозом пассажиров вещей там накапливается так много, что получить справку о наличии непосредственно вашей можно лишь отправив запрос письмом, факсом (020 7918 1028) или явившись самому (с 9.00 до 14.00 по рабочим дням). За услуги центра вам также придется заплатить — правда, лишь в случае нахождения пропажи.

Где купить билет?

Большинство транспортных карт можно приобрести в многочисленных билетных киосках по всему Лондону. Кассы на особенно загруженных станциях метро работают без перерыва. На малопосещаемых станциях нужного вам билета может и не оказаться, в этом случае за советом лучше обратиться к сотруднику метрополитена. Но предпочтительнее всего отовариваться проездными заранее и не в час-пик. Все виды билетов, в том числе и однодневные, можно купить за 4 дня до обналичивания.

Неисправные карты, сломавшиеся не по вашей вине, обмениваются на новые во всех офисах продаж.

К оплате принимаются чеки, кредитки и наличные. Что касается последнего, то вечное британское стремление к обособленности проявилось и по отношению к валюте. В отличие от всей уже практически объединенной Европы, лондонские кассиры евро не принимают. Так что готовьте фунты!

Любую справочную информацию о стоимости проезда и маршрутах вы найдете в Travel Information Centres Лондона.

При подготовке статьи использованы материалы сайта londontransport.co.uk